Азбука Ахматовой - Олейников, Олеша, Ольшевская

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Николай Олейников, Юрий Олеша, Нина Ольшевская
* * *
ОЛЕЙНИКОВ НИКОЛАЙ Макарович (23 июля  1898, станица Каменская — 24 ноября 1937, Ленинград), советский писатель, поэт, сценарист. Был редактором журналов «ЁЖ» (1928—1929), «Чиж» (1934, 1937) и др.

«Ахматова говорит, что Олейников пишет, как капитан Лебядкин, который впрочем, писал превосходные стихи. Вкус Анны Андреевны имеет пределом Мандельштама, Пастернака. Обериуты уже за пределом. Она думает, что Олейников  - шутка, что вообще так шутят»
Е.Л. Шварц

Генриэтте Давыдовне

Я влюблен в Генриетту Давыдовну,
А она в меня, кажется, нет -
Ею Шварцу квитанция выдана,
Мне квитанции, кажется, нет.

Ненавижу я Шварца проклятого,
За которым страдает она!
За него, за умом небогатого,
Замуж хочет, как рыбка, она.

Дорогая, красивая Груня,
Разлюбите его, кабана!
Дело в том, что у Шварца в зобу не.
Не спирает дыхания, как у меня.

Он подлец, совратитель, мерзавец -
Ему только бы женщин любить...
А Олейников, скромный красавец,
Продолжает в немилости быть.

Я красив, я брезглив, я нахален,
Много есть во мне разных идей.
Не имею я в мыслях подпалин,
Как имеет их этот индей!

Полюбите меня, полюбите!
Разлюбите его, разлюбите!

Упоминаемый в стихотворении Шварц Евгений Львович, известен по его экранизированным произведениям «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона».

Арестован в Ленинграде 3 июля 1937 года. Обвинён в контрреволюционной деятельности и участии в троцкистской организации. Постановлением «двойки» (комиссии НКВД и Прокуратуры СССР) от 19 ноября 1937 г. заочно приговорён к расстрелу. Казнён 24 ноября 1937 г. Труп захоронен на Левашовской пустоши. Жене Олейникова — Ларисе Олейниковой было объявлено, что её муж осуждён на 10 лет заключения в лагерях как «враг народа», после чего она была принудительно выселена из Ленинграда.


* * *
Олеша Юрий

ОЛЕША ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899, Елизаветград - 1960, Москва),  писатель,  автор:  “Зависть”  и  “Три толстяка”.

“Олеше  не  удалось  художественно  и  убедительно  показать  строй  чувств  “нового  человека”,  строителя  социализма... - МСЭ, 1930.

Когда я был гимназистом, она уже пользовалась славой. В Ленинграде, в Европейской гостинице, под вечер, когда я вошел в ресторан и сел за столик, ко мне подошел писатель П. Сказал: «Пойдем, познакомлю с Ахматовой». Я подошел. У меня было желание, может быть, задраться. Она должна, черт возьми, понять, с кем имеет дело. И вдруг она заговорила. Она заговорила, в частности, о том, что переводит «Макбета». Там есть, сказала она, строки, где герой говорит, что его страна похожа более на мачеху, чем на мать, и что люди на его родине умирают раньше, чем вянут цветы у них на шляпах. Все это ей нравится, сказала она. Вернее, не сказала, а показала лицом. Возможно, что, зная о моей славе, она занялась такими же, как и я, мыслями: дать мне почувствовать, кто она. Это выходило у нее замечательно.
Юрий ОЛЕША. Ни дня без строчки. Стр. 449

16 октября 1967. Был чудесный Митя. Рассказал об Олеше. Тот пьяный вышел в вестибюль “Астории” и говорит человеку с золотыми галунами:
- Швейцар! Позовите такси!
- Я не швейцар. Я адмирал!
- Ну так подайте катер.
                К. Чуковский


* * *
Ольшевская Нина
Нина Антоновна Ольшевская (13 августа 1908 г., Владимир — 25 марта 1991 г., Москва), советская театральная актриса, мать актёров Алексея Баталова и Бориса Ардова и писателя Михаила Ардова. 

В  квартире Ардовых №13 на Б.Ордынке, 17 подолгу с 1934 по 1966 жила Анна Андреевна Ахматова. Приемный сын Ардовых киноактер Алексей Баталов. Мать Баталова Ольшевская Нина Антоновна вторым браком замужем за Ардовым. Ахматова, подруга Ольшевской

Ни;на Анто;новна Ольше;вская(1908, Владимир -1991, Москва)
 — советская театральная актриса, мать актёров Алексея Баталова и Бориса Ардова и писателя Михаила Ардова.

21 августа 52. Нина Антоновна командует ею с заботливой свирепостью:
- Не сидите после ванны так близко от окна. Пересядьте дует.
- Вы надели не то ожерелье. Сейчас подам другое. Не ленитесь, наденьте.
- M-me, мы забыли, что вам до конца жизни запрещена ветчина.
Анна Андреевна слушается кротко и радрстно.