Искусство или ремесло?

Любовь Царькова
  Вот вам истина веков, знавших лишь лосиный рёв,
  Там, где в наши дни - Парижа рёв и смех:
  Да, путей в искусстве есть семь
  и десять раз по шесть,
  И любой из них для песни - лучше всех.
                (Редьярд Киплинг)


В балладе "Головоломка мастерства" Редьярд Киплинг ребром ставит вопрос о сущности искусства, вопрошая [о своих стихах]: "Мило, только искусство ли это?"  В давнишних спорах о литературе и графомании, о "высокой литературе" и беллетристике, а то и просто о "вульгарном чтиве" нетрудно поставить точку, пусть, промежуточную.

Почему-то, когда речь идёт о сугубо материальных потребностях, такого резкого противопоставления не наблюдается. Есть уникальные, высокохудожественные вещи, есть ширпотреб - не менее необходимый. И есть различные суррогаты... Предметы одноразового пользования...

В удовлетворении духовной жажды страсти накаляются. И немудрено, ведь настоящее искусство, - как зерно, которое прорастёт и даст новые всходы, а те, в свою очередь - новые и новые... Как свеча, от которой хоть сто свечей зажечь - от неё не убудет. "Система нравственного страхования общества" (И. Бродский).
 Так и настоящая литература, которая - искусство.

Николай Бердяев: «Творчество есть продолжение миротворения… Результат  творчества – внесение в мир новой духовной энергии, новых ценностей,  поднимающих людей на более высокую ступень бытия. Это стоящие перед нами  свободные творческие задачи. Творчество должно создавать новую жизнь, а  не просто культурные продукты большего или меньшего совершенства».

Художника питают корни, ветер, солнце, горний мир, от которого он  получает информацию и энергетику. Только целостная система имеет  творческую природу. По крупному счёту, человек один, без санкции свыше,  на творчество не способен. Оно рождается из глубины души... Оно дается  извне, но откуда взяться вдохновению без творческой цельности?
Гений – это неисчерпаемость, щедрость приумноженного таланта, радость творческого созидания.

Настоящие произведения рождаются, наполненные стихией, веществом  искусства. Они услаждают взыскательный  вкус искусно положенной строкой.  Чувствуется, что писать для такого автора – это не только муки  творчества обнаженной души, но и ощущение радости и благодати.

Вот так рождаются слова,
Как из земли растёт трава
(Алексей Пичков)

"...настоящее искусство — живое! И что произведения его живут настоящей жизнью и обладают настоящим характером"(Sheldon Lee - https://author.today/u/sheldon79/works).
 
Произведения искусства меняют мир, потому что автор вложил в  них всю свою душу, пытаясь достучаться до ума и сердца людей:

Так писать, чтоб фразы-маги
мир творили новизной...
   (Прокопий Явтысый)

***********************************************
А вот литературщина - разновидность графомании. Это сделанные вещи,  не  рожденные. В конечном счёте, литературщики и графоманы с большим или  меньшим умением высасывают всё из пальца.

Графоман обычно упивается восхищением собой.  Литературщик кормит свою  гордыню, поэтому его прои))) оказываются, в лучшем случае, "проходной  литературой".

Талант неудовлетворен, потому что воплощение на бумаге далеко  от  видения творческого озарения. Талант часто сомневается.

**********************************************
Графомания, по сути, пуста. А вот беллетристика - нет, в ней есть и польза, и смысл. И пусть это не "высокая литература", которая со временем становится классикой. Беллетристика даёт читателям энергию (эмоции, интеллектуальную игру и др.) Почему бы нет? На определённом уровне это необходимо.

В завершение, "In the Neolithic Age" Киплинга:

 В эпоху неолита
(пер. В. Бетаки)

В кроманьонский дикий век бился я за устья рек,
За еду, за шкуры диких лошадей,
Я народным бардом стал, все, что видел, - воспевал
В этот сумрачно-рассветный век людей.

И все ту же песнь свою, что и нынче я пою,
Пел я той доисторической весной.
Лед уплыл в морской простор. Гномы, тролли, духи гор
Были рядом, и вокруг, и надо мной.

Но соперник из Бовэ обозвал мой стиль "мовэ",
И его я томагавком критикнул.
Так решил в искусстве спор диоритовый топор
И граверу из Гренель башку свернул.

Тот гравер был страшно дик: он на мамонтовый клык
Непонятные рисунки наносил!
Но хорошее копье понимание мое
В сердце врезало ему по мере сил.

Снял я скальпы с черепов, накормил отменно псов.
Зубы критиков наклеив на ремни,
Я изрек, разинув пасть: "Им и надо было пасть -
Я ведь знаю, что халтурщики - они!"

Этот творческий скандал идол-предок наблюдал
И сказал мне, выйдя ночью из-под стрех,
То путей в искусстве есть семь и десять раз по шесть,
И любой из них для песни - лучше всех.

(Редьярд Киплинг)


Настоящую литературу делают креативность - естественная способность творить, талант и цельность - связь с вышним миром.
Что человек пишущий - без духовной опоры?