Фразеологизм Танталовы муки

Тезан
Введение

Древнегреческие легенды вызывают при ближайшем рассмотрении, по крайней мере, удивление. Странно, что Тантал подал на пиру богов расчленённое тело своего сына, да ещё был наказан богами на вечные муки в подземном царстве. Совершенно необъяснимый мазохизм Тантала требует внимательного анализа и объяснения. Чем мы и займёмся в данной статье.

Этимология

Тантал
«Тантал, в древнегреческой мифологии лидийский или фригийский царь, сын Зевса, отец Пелопса и Ниобы. За то, что разгласил тайны олимпийцев, похитил с пира богов нектар и амбросию и, пригласив богов на пир, угостил их блюдом, приготовленным из тела убитого им сына Пелопса, был обречён богами на вечные муки в подземном царстве. Стоя по горло в воде и видя висящие на дереве плоды, Т. не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Отсюда выражение «танталовы муки».» [БСЭ]
Пелопс – образ полуострова Пелопоннеса. В древнегреческой мифологии образ Тантала является попыткой объяснить «нашествие дорийцев (данайцев)» на Древнюю Грецию и гибель Минойской цивилизации, а также возникновение пролива Дарданеллы. Ясно, что Тантал в качестве отца Пелопса, является олицетворением пеласгов, догреческого населения Пелопоннеса. Пеласгам было не под силу переплыть из Средиземного в Чёрное море (танталовы муки) и только греки (на самом деле - колхи) сумели воспользоваться геологической катастрофой на острове Фера, которая привела к образованию пролива Дарданеллы. Колхи (иначе греки) на судах переправились через пролив в Эгейское море и захватили Пелопоннес, а затем и весь Балканский полуостров в 12 в. до н. э. Так был создан исторический миф о поражении данайцев в войне против союза западно-грузинских племён. «Горе побеждённым !». Так колхи стали греками, а данайцы Танталом. Образ «дара данайцев» возник ранее троянского коня и лишь был использован Гомером в «Илиаде».
Тантал > Danaj-dar – Даная дар (слав.)(редукция d/t, r/l)
Корневое слово от «Тантал» – Даная дар (слав.)

Данай

Миф о данаидах неразрывно связанный с легендами о Персее, Тантале, Девкалионе и Пирре, подспудно освящает историю происхождения самого могучего в Древней Греции дорийского племени. Кроме того, этот миф связан с историческими событиями периода  греко-персидских войн V  века до нашей эры.
Согласно мифу, царь Данай – внук Эпафа, сын Бела, брат Египта. У Даная было 50 дочерей Данаид, с которыми он бежал из Египта от преследования сыновей Египта. Цифра «50» чисто гипотетическое количество, которое встречается в греческих мифах (50 океанид, 300 нереид и так далее). Всем Египтом правил Египт, а  Данай правил в Ливии, т.е. в Северной Африке.
В основание мифа заложена аллегория противоборства пустыни  и воды, то есть Египта и Даная.
Египт – Egipt > psiki – пески (праслав.)(инв. слова, перест. p/t, редукция s/t).
Данай – Danaj > donaj/vdanaj – донный/водный (праслав.)(пропуск v).
Страна Египет действительно представляет собой пустыню, через которую несет свои воды река Нил. Казалось бы, географическое описание местоположения событий в мифе относится к северному побережью Африки. Ливия соседствует с Египтом, но где вода в Ливии, там тоже пустыня, за исключением побережья и оазисов. Созвучие топонимов Ливия и Лидия может перенести нас в Малую Азию, где разыгрывались основные события становления древних цивилизаций. Есть неоспоримый исторический факт, описанный Геродотом, что в Лидии была жестокая засуха, сравнимая с наступлением песков (египтов) на процветающую страну (данаид).
«Нравы и обычаи лидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что лидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом. Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и впервые занялись мелочной торговлей. Сами лидийцы утверждают, что и игры, которые ныне в ходу у них и у эллиноы, - их изобретение. Лидийцы изобрели эти игры именно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению. О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. Чтобы заглушить голод, они поступали так: один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на следующий день ели, прекращая игры. Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и (новой) родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и поставили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя (Тирсена), который вывел их за море, тирсенами.  Лидийцы же на родине были порабощены персами» (1. 94) [2].
Этот факт подтверждается и легендой о Тантале – царя Лидии. Основная часть племени лидийцев покинула родину и мигрировала в островную Грецию. Данайцы-лидийцы переселились в Арголиду. В топониме Арголида сохранился корень «Лидия».
Арголида – Argo-Lida > Leleg –Lidia – Лелег-Лидия (праслав.)(пропуск p, s).  В Арголиде, как известно из мифа, проживало племя пеласгов.
«Данаиды вышли на берег. Никого не было видно вокруг. Наконец вдали показалось облако пыли. Быстро приближалось оно. Вот уже в облаке пыли видно сверкание щитов, шлемов и копий. Слышится шум колес боевых колесниц. Это приближается войско царя Арголиды Пеласга, сына Палехтона» [1].
Пеласг – Pelasg > Bel-aist – белый аист (праслав.)(замена b/p, редукция t/g).
Палехтон – Palexton > palestin – Палестина (праслав.)( редукция s/x).
Присутствие в имени Пеласг корня bel- указывает на родство пеласгов с царем Белом. Возможно, Лидия первоначально была заселена пеласгами.
Также Пеласги проживали в Палестине, на что указывает имя царя Палехтон. В своей работе «Пояс мира» исследователь С. Дарда представил карту обширного расселения пеласгов по всему бассейну Средиземного моря. Племена пеласгов были догреческим населением островной и материковой Древней Греции.
Видна очевидная связь между племенами пеласгов, лидийцев и дорийцев (данайцев).
Покровительство Данаю  богов Олимпа Зевса и Афины указывает на индоевропейское происхождение данайцев-дорийцев. Данай посещал остров Родос.
Остров Родос – Rodos > Dor – дорийский (праслав.)(инв. слова).
Очевидно, данайцы-дорийцы побывали и на Крите.
Таким образом, данайцы-дорийцы освоили приблизительно в XX веке все Критское море с островной Грецией.
«Гибель принесло Пеласгу и жителям Арголиды решение оказать защиту Данаю и его дочерям. Побежденный в кровопролитной битве, бежал Пеласг на самый север своих обширных владений. Правда, Даная избрали царем Аргоса, но, чтобы заключить мир с сыновьями Египта, он должен был отдать им в жены своих прекрасных дочерей.» [1].
Замещение Пеласга царем Данаем в Аргосе указывает на родственность племен пеласков и дорийцев-данайцев на Пелопоннесе.
«Ужасное злодеяние совершили под покровом ночи Данаиды. Кинжалами, данные им Данаем, пронзили они мужей, лишь только сон сомкнул их очи. Так погибли сыновья Египта.» [1].
В этом контексте легенды  говорится о войне Египтян и «народов моря», основную часть которых составляли пеласги.
Очевидна и связь имени Египта с греческо-египетскими войнами. Спасение египтянина Линкея указывает на то, что он скорее всего был лидийцем.
Линкей – Linkej – lidskij – лидский (лидийский) (праслав.)(замена d/n, пропуск s).
В греческой мифологии Данаиды в подземном царстве Аида черпают бездонный сосуд.
Это указывает на аллегорическое представление в имени данаид индоевропейского корня, обозначающего поток или источник воды. А где же греки. Греки появились на Пелопоннесе в XII столетии до н. э. с берегов Колхиды через пролив Дарданеллы и стали разрушителями Микенской цивилизации. Таким образом в истории Древней Греции античными историками всё было описано с точностью наоборот: дорийцы оказались греками, а пеласги – дорийцами.

Тантал
Миф о герое Тантале открывает ряд древнегреческих мифов о любимцах богов, отвергнутых впоследствии за свои грехи. К этим отверженным относится весь род Тантала, а именно, Пелопс – сын Тантала, Атрей и Фиест – внуки Тантала.
В мифе отмечены два преступления Тантала, навлекшие кару богов.
К первому проступку относится кража золотой собаки, которая охраняла новорожденного Зевса и и питавшую его козу Амалфею.
Вторым злодеянием является убийство Танталом своего сына Пелопса и преподнесение его мяса в виде трапезы богам.
В легенде о золотой собаке мы имеем три имени: коза Амалфея, царь Эфеса Пандарей и собственно сама золотая собака.
Амалфей –Amalfea > [a]malkea – молоко (праслав.)(редукция k/f).
Пандарей - Pandarej > bandura – бандура (праслав.).
Золотая собака – skulos – собака (греч.) – скулити (праслав.)/ canis – собака (лат.)/canere – петь (лат.) –canucht - канючити  (праслав.) (замена ch/r)/ cantilena -  песня (лат.) – canitel – канитель (праслав.).
Имя Амалфеи подтверждает, что эта коза, дающее молоко младенцу Зевсу, но это имя для обрамления легенды. Суть легенды состоит в слове «собака».
Собака по-гречески – «скулить», по-латински – «канючить», так или иначе, слово «собака» связано со словом «песня». Песня аккомпанируется на музыкальном инструменте, в данном случае на бандуре. Есть определенная логическая связь между Пандареем и золотой собакой,  а также между  бандурой и песней. Собака была передана на хранение Танталу, в том и его грех, да в том, что страшной клятвой поклялся Гермесу, что у него нет собаки.
Скорее всего, в данной легенде заложена аллегория о заимствовании гимнов или письменности лидийцами у критян.
Вторая легенда о злодеянии Тантала намекает на человеческие жертвоприношения, которые, как упоминалось ранее, широко практиковались у древних народов. Но суть легенды состоит в том, чтобы дать толкование одному из древних обычаев носить воинами ремень через правое плечо и об этом говорит имя Пелопса.
Пелопс – Pelops > belo-bk – белый бок (праслав.) (замена b/p). Белый бок или белое плечо, а точнее косая белая полоса на загорелом теле древнего воина, как будто, указывающая на рубец от удара меча через правое плечо.
«По велению Зевса Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятоно на правом плече» [1].
Две незамысловатые аллегории конечно не являются основной подоплекой в мифе о Тантале. Тантал, как известно, мучился в царстве Аида мучительной жаждой и голодом, что сохранилось до сего времени в известном  выражении «Танталовы муки».
Вероятнее всего Тантал относился к племени лидийских пеласгов, с которым воевали египтяне за средиземноморские земли, а точнее, Тантал охранял пролив между Средиземным и Черным морем. Это можно увидеть в самом имени Тантала.
Тантал – Tantal > Dandal > Dardan – Дардан (праслав.)(редукция d/t, r/l). Имя Тантала определенно созвучно имени царя Дардана, предку основателя Трои Илу и хранителю пролива Дарданеллы или Геллиспонта в современном прочтении.
В этом и заключается гнев и проклятие греческих богов.
Следует отметить, что человеческие жертвоприношения и, в частности, детей царствующих властителей были не редкостью в архаические времена. Можно вспомнить библейскую легенду о жертвоприношении Авраама собственного сына, но в этом случае бог Яхве заменил человеческое жертвоприношение на жертву ягненка. Тем самым христианская религия подчёркивала своё превосходство над обычаями язычников. В жертвоприношении Тантала тоже прослеживается христианский след, но боги, отвергнув человеческое жертвоприношение, не простили Тантала, а усугубили его мучение. В этом случае можно отметить, что легенда о Тантале претерпела изменения в христианское время и является всего лишь доработкой, .подобно тому как в Слове о полку Игореве, где в течение всего текста даже не упоминается христианское мировоззрение,  в конце произведения вставлены истинно христианские мотивы о возвращение дружины Игоря «побарая за христианы на поганыя полки !».[СПИ]
Истоки легенды о Тантале восходят также к имени Пелопса. Кто такой Пелопс ?

Пелопс

 «Пелопс, Пелоп, в древнегреческой мифологии герой, эпоним (давший название) Пелопоннеса, сын малоазийского правителя Тантала. Согласно мифу, Тантал, пригласив на пир богов, подал им в качестве угощения мясо убитого им П. Разгневанные боги, отказавшись от этой трапезы, приказали Гермесу оживить П., погрузив разрозненные части его тела в котёл с кипящей водой. Юноша вышел из него наделённым необычайной красотой. Завоевав в состязаниях на колесницах в жёны дочь царя Элиды Гипподамию, П. унаследовал власть в Элиде и распространил её на всю Южную Грецию, которая получила название Пелопоннес (остров П.). С именем П. античная традиция связывает введение Олимпийских игр (в Олимпии находился священный участок П. и святилище Гипподамии).» [БСЭ]
Легенда о Тантале и его сыне Пелопсе объединяет целый узел научных изысканий и мифологических легенд о геологической катастрофе в районе Чёрного моря. Это легенда о Тантале, гордиевом узле, легенда об атлантах Платона. В целом, это сводится не к всемирному потому, а скорее к локальному потопу в бассейне Чёрного моря.
Из мифологических источников (Аполлодор) известно, что от дочери Атланта Электры и Зевса родились Иасон и Дардан. Если следовать теории Эвгемера, то мифологические боги когда-то являлись живыми людьми и представляли, как правило, царей или героев. Однако, возможно сопоставление мифологических имен богов с историческими событиями  и другими реалиями. Например, если рассматривать миф в рамках геологических и природных преобразований, то имя Атлант или Атилант (Атилантида Книга 8.135), обозначает в переводе с этрусского «губы матери/отца». Черное море вполне могло быть «губами матери», как водораздел между Азией и Европой. Имя Электры может означать Helektra >  iskra-trenij - «искра трения» (слав.), Имя Дардан, учитывая переход звуков «Д» в «Т», означает «хранитель потока» - тар-дан (TARTНN – так бы это слово писалось по этр.), т.е. хранитель пролива Геллеспонт. Не удивительно, что имя Дардан так широко распространено в разных частях света, поскольку вода, реки являются главным источником существования людей. Имя Ясон относительно названия Понта Евксинского (;;;;;; ;;;;;;;; - греч.) могло означать Черное море (;;;;;; ;;;;;;; – Jasein – Ясон -старинное название, означает негостеприимное море). Таким образом, в результате геологической катастрофы был образован пролив и Черное море, соединенное через пролив со Средиземным морем. Бог Посейдон, как известно из мифологии, при дележе мира среди богов Олимпа получил в свои руки остров Атлантов. Посейдон –Poteidon – «владыка (отец, батя) вод, реки, моря» или по другому «Pote» может означать «Понт». Опять же Дардан женился на дочери Тевкра – Батеи (Patei), то есть, иносказательно пролив соединился с Черным морем. В результате геологической катастрофы Черное море стало не судоходным из-за множества ила. В тоже время, у царя Дардана родились Ил (ил) и Эрихтоний (Эригтоний – ирригация, орошение). От Эрихтона (орошение полей) и Астиохи (стихия) родился Трос – царь Трои. Из сказанного можно предположить, что остров Атлантов находился в Черном море.
Предполагается, что на месте современного Чёрного моря после ледникового периода существовало пресное озеро, в которое втекали реки Дунай, Днеспр, Дрестр и Дон,  а вытекала одна река в Средиземное море, образуя образ человеческого тела с головой в Средиземном море. В результате геологической катастрофы 5 тыс. лет назад, по сведениям лингвиста В. В. Иванова, уровень дня озера понизился и солёная вода из Средиземного моря хлынула в озеро, в результате чего озеро стало называться Евксинским понтом по-гречески и Русским (Чёрным) морем по-славянски, а поток воды стал называться Дарданеллами (от имени малоазийского царя Дардана во Фригии) или Геллиспонтом. Иное название Дардана – Тантал, где Дардан – Dardan > Tartan – Тартан/Тантал (слав.)(редукция t/d). Согласно легенде у Тантала был сын Пелопс и дочь Ниобия. Тартан расчленил тело Пелопса (Пелопоннес и реки Восточной Европы с корнем Д-Н) и подал на пиру богам (Д-Р). Боги распознали коварство Тантала и создали Чёрное море, соединив в нём реки Д-Н (кипящий котёл), иносказательно соединив тело Пелопса.

 

Рис. 1. Тело Пелопса

Расчленённое тело Пелопса – это разделение Пелопоннеса и Чёрного моря через сухопутный перешеек, а затем через пролив Дарданеллы.
По другой мифологической легенде А. Македонский разрубил узел царя Фригии Гордия одним ударом меча. Эта аналогия образования пролива Дарданеллы между Средиземным и Чёрным морем.
По версии Платона между материками Малой Азии и Европой существовал остров или целый конгломерат островов атлантов, через которые можно было перебраться из одного материка на другой по суше.
««На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.» [Диалоги Платона].
Имя Пелопса связано с Танталом
«Пелопоннес
Пелопоннес Пелопоннес Море я, п-ов на Ю. Греции. Название Peloponnes упоминается со II тыс. до н. э.; этимология неясна. На мифологической основе объясняется как 'остров Пелопса'…» [Географическая энциклопедия]
Peloponnesos > beloj pjatno nesti – белое пятно нести (слав.)(редукция b/p, пропуск t)
Этимология остров Пелопа ошибочная. Во-первых, Пелопоннес не остров, а полуостров. Во-вторых, боги распознали коварство Тантала по белому пятну на плече Пелопса от ремня, которое носили воины-лидийцы.
Сын Тантала Пелопс потерпел неудачу в междуусобной войне пеласгов в Малой Азии за пролив Дарданеллы и бежал в Грецию, а точнее в Пеласгию, на полуостров Балканского материка. По имени Пелопса полуостров стал называться Пелопоннес, то есть:
Пелопоннес – Peloponnes > belo-bk-mes – Пелопа мыс (праслав.)(замена m/n).
Фабула легенды о Пелопсе включает состязание на колесницах Пелопса и царя города Писы Эномая. Как часто повествуется в греческих мифах, оракул предсказал гибель Эномаю от руки мужа своей дочери Гипподамии. Поэтому Эномай из всех сил противился вступлению в брак Гипподамии. Но суть самой легенды мы опять же можем найти в славянской трактовке имен персонажей.
Эномай – Enomai > dynamis – сила (греч.)/dviganie – двигание (праслав.)(пропуск d, замена v/y, g/n, ni/m).
Гипподамия – Gippodamia > kabbl-dania – кобыл (лошадей) дань (праслав.)(редукция k/g, пропуск l, замена ni/m).
город Писа – Pisa > bigat – бежати (праслав.)( замена b/p, редукция g/s).
Миртил – Mirtil > umirtvil – умертвил (праслав.)( пропуск u, замена v/i).
Откуда видно, что Пелопс состязался в скачках на лошадях с сильными (Эномай – сила) соперниками за приз в виде лошадиной дани (Гипподамия), но потерпел неудачу и был убит, умертвлён (Миртил) падением с лошади.
Пелопс –Pelops > belobokij – Белобокий (слав.)(редукция b/p, k/s) по белому пятну на плече
Корневое слово от «Пелопс» - Белобокий (слав.)
Имя Пелопс объединяет целый конгломерат индоевропейских племён, проживающих по восточноевропейским рекам Дунай. Днепр, Днестр и Дон.
Образ Тантала, навеянный Гомером, который был наказан богами за расчленение тела Пелопса ниспосланием в Аид, где он испытывал жажду  (отделение восточноевропейских рек от Средиземного моря) и голод  (отделение Европы – Europe > Jablonij – яблоня (слав.) проливом Дарданеллы), становится понятным, если прибегнуть к метафоре и славянской трактовке имён и топонимов, описываемых в легенде о Тантале и Пелопсе.

Атрей и Фиест

Греки обличали пеласгов не только в человеческих жертвоприношениях, но и в отцеубийстве. Так говорят нам имена внуков Тантала в мифе об Атрее и Фиесте.
Атрей – Atrej > otchej – отчий (праслав.)( замена ch/r).
Фиест – Phiest > ubiets – убийца (праслав.)(пропуск u, замена b/ph).
Складывая два имени, получаем:
Атрей – Фиест – «отчий – убийца»  - отцеубийца.

Заключение

Предвзятость и субъективизм древнегреческих легенд говорит лишь о том, что не всё во всемирной и древней истории нам ясно и долго ещё истина будет скрываться под навязанными античными историками мифами о Древней Греции, которой, возможно, и не существовало в том виде, как мы сейчас понимаем по школьной и вузовской программе.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки

1. Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции. Москва», Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г
2. Фрэзер Д. Д. «Золотая ветвь», Москва, изд. «Политической литературы», 1986 г.
3. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-С-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
4. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm