Хамство в Интернете. Как к этому относиться?

Денис Маевский
"Хамство в Интернете": как к этому относиться?

Не первый раз наблюдаю дискуссию о проблеме так называемого «сетевого хамства». Медийным поводом к такому обсуждению, как правило, являются нападки в комментариях на известных персон, ведущих личные сайты, странички в социальных сетях, каналы на «ютубе» и так далее. Что это за персоны и являют ли они всегда собой примеры безукоризненного воспитания и такта – это отдельная тема, которую затрагивать не буду. Обсудить хочу конкретный вопрос о нелицеприятном стиле комментариев в интернете, который вызывает возмущение. Что это такое и как с этим бороться. И нужно ли?

По моему мнению, стоит разделять две вещи: хамство и безапелляционную критику. Первого не столько много, сколько второго. И второе очень часто принимают за первое. Если хамство – это грубость и наглость, то безапелляционная критика есть просто прямолинейность, которую зачастую принимают за бестактность и обижаются. Понятно, что особенно остро на критику в интернете реагируют те, кто в реальной жизни к такому не привык, в числе которых и упомянутые медийные персоны.

Да, наши люди в Голли..., то бишь, в сетевом пространстве не приучены к политесам, рубят правду-матку – такова "селя ви". Я тоже любил поспорить в интернете в более молодые годы. Но никогда не переступал грань: не употреблял непечатных слов, не грубил, и не переходил на личности. Даже в ответ.

Как вести себя в том случае, если хамят? Сейчас распространена точка зрения, что пусть хамят, скандалят, это полезно, это хайп, крутит счётчик, хорошо, просто сказка. Кому как, смотря какую цель преследовать. Это сомнительный успех, который, в конечном итоге, не принесет морального удовлетворения, к тому же отпугнёт адекватных, воспитанных читателей. Есть много способов, как оградить себя от хамства и неадекватности в комментариях. Можно не отвечать, удалить комментарий, заблокировать пользователя, пожаловаться администрации ресурса. Но нужно понимать, что дыма без огня не бывает, и, весьма вероятно, у такой реакции комментатора есть причина, о которой следует подумать.

 Однако, если в ваши планы не входит раскрутка сайта "любой ценой", с хамами церемониться не нужно. Если у вас своя страница в интернете, то вы на ней хозяин и в праве устанавливать свои правила. Хамы, профессиональные тролли, скандалисты должны играть по вашим правилам. Для того ли вы создавали свою страницу, вкладывая столько усилий, чтобы на ней кто-то паразитировал, потешая больное самолюбие? Нет, пусть эти личности резвятся в другом месте. Ненужные нам комментарии надо удалять, а вышеназванных персон отправлять в "бан".
 
 Как вести себя в том случае, если прямолинейно критикуют? Прежде всего, не нужно принимать это за грубость. Даже если комментарии содержат такие выражения как "вы не владеете материалом", "учите матчасть", "не беритесь за перо" и много-много восклицательных знаков, относитесь к этому спокойно. Не стоит паниковать, нужно разобраться, чем мы оказались не милы. Нужно смотреть, есть ли в этом комментарии конструктивное содержание. Конечно, гораздо приятнее, когда нас хвалят и благодарят. Но конструктивная критика должна приветствоваться. Наш текст не оставил равнодушным, кто-то указал на его недостатки. Можно с комментатором поспорить, а можно признать недостаток и исправить его. Есть ведь и функция отключения комментариев к статье, но тогда мы не увидим и положительные комментарии. Иногда будет резонным даже удалить свой текст.

Вот такие мои «четыре сольдо» в дискуссию о «сетевом хамстве». Общение в сети Интернет предполагает свободу выражения мнения, что само по себе прекрасно. Вместе с тем, следует помнить о культуре этого общения, избегать грубых и непечатных слов, хотя бы потому, что данные слова могут прочитать дети.

Иллюстрированная версия статьи размещена на дзен-канале Volens Nollens.