36. Внутренний взгляд на бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Внутренний взгляд на бытие
(Бытие с точки зрения человека).

Как становится понятным из всего вышесказанного, любое «отражение», во всех его «материальных» видах, известных нам: физическом - отражение в неживой природе, биологическом - отражение в живых системах, и психическом - отражение в разумных системах, являются примерами «разноуровневых энергоинформационных процессов». В первом случае - это «энергетическое сопровождение физических и химических реакций и взаимодействий». Вся «информационная составляющая» в этих процессах, конечно же - минимальна, а «энергетическая» - максимальна. И она несёт «информацию» только о составе, структуре «материи» и тех изменениях, движении и взаимодействии, которые происходят в «материи» - веществе и поле, в «объёме» пространстве и времени. Причём, интересно заметить, что как «объём» здесь выступает только пространство, а время представлено как «направление» или «течение», как некая «ось» или «вектор» развития, задающий «неживой материи цель её эволюционного усложнения»! Нельзя не признаь того, что это было бы «странно для простой игры случая».
Во втором случае «отражения» - в живых системах, кардинальным образом меняется роль «информации в энергетических процессах». Она уже не только сопровождает, но ещё «управляет и регулирует физические и химические реакции и взаимодействия вещества». А что же происходит с полем? Биофизические энергетические поля заметно отличаются от тех физических полей, с которыми мы имели дело в «неживой материи». Они, «количественно», намного менее «напряжённы», чем чисто физические поля, но обладают «качественно» иной, намного более сложной «конфигурацией», позволяющей им «причудливо взаимодействовать с живой материей». Причины такой «причудливости», кроются в особенности пространственно-временного континуума, в котором находится «живая материя». С пространством, как «объёмом», ничего не происходит «по-видимому». Но так ли это не самом деле неизвестно. А вот время, начинает себя вести по-другому. Это уже не просто и не только «вектор»! Время предстаёт в существовании «живой материи» уже как некий «объём», характеризующийся «вероятностной вариативностью физических и химических реакций, протекающих в живой ткани». Они перестают быть «предопределёнными», но не по причинам какой-то «мистики», а в силу «того множества вариантов, которые предоставляет жизни время, ставшее объёмом, и заимевшее в себе некие измерения».
Не то же ли самое мы наблюдаем, переходя от классической физики макромира, к физике микромира: ядерной физике и физике элементарных частиц! - Вероятностные явления, показывающие и доказывающие нам, что уже там, в глубинах вещества и поля, время выступает как некий «объём», присутствуют там, как свидетельство изначального, как бы «внешнего», навязываемого «материи» из каких-то непонятных глубин «вакуума», пребывания «духа» в «материи». А здесь, посреди жизни - эта многовариантность событий и, предполагаемая нами, многомерность времени, выступает уже как свойство самой «живой материи» - «по эту сторону вакуума».
Таким образом, можно сказать, что возникновение жизни - это возрастание преобладания и ценности «информации» над той «энергией», которая является её носителем. И чем более сложно устроена «жизнь», тем большую роль играет «информация» в её «существовании», как всё большее и большее проявление «феномена объёмности времени». И эту «структурную модель развития материи» или «алгоритм познания жизни», можно было бы назвать «принципиальной схемой души».