Дневники Барнби, 16 января

Ник Трейси
Год потихоньку раскочегаривается, люди идут на работу с утра, люди приходят с работы вечером. Снега нет, но ветер напоминает о зиме. Местные собаки ждут тепла и днем жадно греются под полуденным солнцем. Воспоминания о дневном тепле помогут им пережить холодную ночь. Я снова прихожу к морю в темноте и всматриваюсь в звезды. Ищу в них знакомые очертания галактики Головастик. Мой бессрочный срок на Земле утомителен и потому вынуждает мечтать о том, что меня скоро заберут. Кто-нибудь там еще помнит о Барнби? О его славных приключениях на запретных лунах и лихих уходах от погони в астероидном поясе?

На новый год я съездил в страну вечных снегов и пушистых елей, там, где прошло мое земное детство и юность и большая часть взрослой жизни. Прогулки по таким местам будоражат кожу яркими воспоминаниями. В этом доме ты впервые поцеловал девушку, здесь танцевал с соседкой по многоквартирному дому, там проснулся с высокой брюнеткой, здесь дрался толпой на толпу, здесь ходил в библиотеку, открывая новые миры на потрепанных страницах восхитительных книг. Все кажется таким далеким и таким близким, таким живым и ярким, таким манящим и настоящим. На фоне такого бурного прошлого текущее Сейчас меркнет и дает ощутить быстротечность времени. На самом деле никто не понимает, что жизнь когда-нибудь кончится, пока она и в самом деле не кончается.

В холодные дни, как сегодня, я снова оборачиваюсь назад и вот уже вокруг жара и сладковатый запах в воздухе, который кажется тебе ароматом сахарного тростника. Это снова Куба, на тебе тонкие шорты и футболка из нежного хлопка, на спине рюкзак, а на голове  белая кепка. Ты просыпаешься рано утром, чтобы успеть на самый первый автобус в Гавану, потому что с вечера пожилая кассирша-кубинка сказала, что билетов нет, но можно придти с утра попытать удачу – вдруг кто-то передумает ехать. Ты идешь вдоль рыбной реки, где уже кидают лески ранние рыбаки, семь утра, а солнце уже выпекает так, что губы трескаются от жары.

На автовокзале была толпа и люди брали билеты, стоя в очереди, а я ждал, когда можно будет спросить про свободное место. Но в итоге места не оказалось, но рядом суетились местные таксисты и мне удалось взять место в машине всего за 20 куков, что только в два раза дороже, чем билет на автобус. Мы ехали вчетвером , не считая водителя : два итальянца, горячая молодая кубинка на переднем сиденье и я. В машине было прохладно и мне посчастливилось занять место у окошка. Ровная дорога вывела нас из Варадеро и вскоре по левую сторону открылся океан, а по правую кубинские поля с редкими деревьями и деревушками и нефтяными скважинами и коровами. Это было так чудесно – чувствовать себя на пути в неизвестную Гавану, где я подумывал остаться на несколько дней, но это как получится. Дорога заняла не больше полутора часов.
 Шумный, яркий город открылся сразу и заполнил мои эмоции до предела. Мы все вышли в центре рядом со зданием Капитолия – чудесное творение архитектуры с сотней ступенек и завораживающими статуями. Гавана потрясла меня сразу, черными людьми, терпкими густыми запахами  еды, бедноты и необъяснимой экзотики. У меня не было определенного плана и я просто двинул куда глаза глядят. Я нырнул в шумную узкую улочку , полную мелких кафе и магазинчиком и ресторанчиков, где каждый пытался пригласить тебя к себе и накормить самой вкусной пиццей или лучшими креветками или сочными лангустами. Я взял кофе и сэндвич в узкой забегаловке, потому что еще не завтракал, а после двинул дальше, вглубь старой Гаваны. Старые дома с отвалившейся штукатуркой и темными узкими подъездами, в которых были длинные узкие лестницы очаровали меня своей исторической наготой. Здания здесь похоже никогда не реставрировались, сохраняя тот же вид, что бы у них триста, четыреста или пятьсот лет назад. На бесконечных балконах сушилось постиранное белье. Узкие окна и высокие двери на вторых этажах завораживали. Между пешеходами сновали велотакси и мототакси, группа школьниц в одинаковой форме с короткими юбками и шоколадными коленками о чем-то оживленно спорили на кубинском испанском. Я увидел полную кубинку на втором этаже пафосного здания в центре города. Она вышивала цветное белье, а я фоткал её дом и дома рядом и когда мы встретились взглядами , я помахал ей рукой ( что было бы немыслимо в России), а она вся улыбнулась и отвесила мне такой выразительный воздушный поцелуй, что я утонул в нем и губы мои снова треснули в бесконечной ответной улыбке. Я любил эту женщину и выбритых собак в подвортнях и мусорные баки и кошек на овощных прилавках огромную семью из десяти детей, что жили в какой то загородке на первом этаже. Я любил их и всю Гавану.  Город кружил голову и увлекал все дальше, я видел величественные католические соборы и старую набережную, где прибрежные каменные дома едва держались от постоянного воздействия соли и ветра. Я видел викторианские виллы утопающие в зелени пальм и фантастические инсталляции в виде огромных масок и железных скульптур. Гавана не был похож ни на один город, который мне доводилось видеть. Все здесь было настолько старым , жарким и ярким, что казалось сказочным. Мне казалось я попал в прошлое. В такое место можно беспамятно влюбиться и остаться в нем навсегда. Это правда. Гавана потрясает своей непосредственностью, своей далекостью от мира корпораций и технократий,. Город словно сошел в сторону от  пути прогресса современных цивилизаций. роскошь здесь контрастирует с бедностью настолько, что хочется слагать стихи и писать картины. Я зашел в студию художника в самом центре города и очаровался его странными картинами, выполненными в стиле, напоминающем поп-арт. Художник – молодой черный паренек с дредами – любезно разрешил мне здесь все пофоткать. Я щелкал и впитывал его богемную жизнь. На Кубе очень много художников и скульпторов. Сама атмосфера здесь подталкивает к творчеству. Теплый океан, жаркое солнце, радости мелочей, простая вкусная еда, играющий на солнце коричневый ром, безумный аромат сигар и запах лучшего зернового кофе.  Уже тогда я знал, что захочу вернуться сюда снова, не знаю когда и в каком качестве, но Гавана, как и Куба меня влюбила своим духом свободы. Да, эти люди не знают радостей дешевого интернета, и зарабатывают около 30 долларов в месяц, но жизнь там кипит и улыбки не угасают. Я хотел бы жить в таком мире, в мире, где все тебе улыбаются просто потому что это радость жизни, радость того, что ты дышишь и ты человек, который пришел в этот мире чтобы давать, а не только получать.