Калипсо

Роза Джейсон
"Что человеку от того, если он
приобретёт весь мир, а душе своей повредит
 или что даст человек за душу свою?"

Подвластны мне моря и океаны,
И в них топлю я корабли из прихоти капризной,
Показываю морякам я берег странный,
Когда они плывут в скорлупке, мной гонимой.
Мой дом - в пучине синей и немой,
Где только мой злорадный смех и слышен.
Тритоны и русалки пёстрою толпой
Тогда плывут со всех концов к янтарной крыше.

Во мне - мощь ветра, волн и небосвода,
Я - дочь яростной стихии страсти и гордыни,
Я - повелительница изгнанного рода:
Мы глубоко в себе всю злобу схоронили.
Вы нас отвергли, прокляли и невзлюбили,
В глубинах тьмы забыли мы про ясный Солнца свет,
Но наше время близко - мы вырастем из былей,
Придёт и наш черед отведать хмель побед.
Расступится передо мной морская твердь,
Падут к моим ногам поверженные бастионы,
Со мною будут Голод, Страх и Смерть.
Я поведу к всевластью преданные легионы.
Мы пролетим над миром чёрным ураганом,
Обрушимся на города зловонной, жгучей серой,
И загремят в удушье наши барабаны,
Ввергая в ужас каждое ещё живое сердце...

Все это часто вижу я в честолюбивых снах,
И, в лунном свете просыпаясь, грежу о триумфах,
И мысль моя уже не здесь, а там - в земных горах,
Где Солнце и Луна встречаются друг с другом...

"Познай соперника, пока ты на пути с ним, -
Однажды мне сказал один, седой как лунь, мудрец, -
Узнаешь слабости - поймёшь, что победим,
Узнаешь силу - ещё приблизишь их конец".
И долго размышляла я над этим,
Блуждая среди острых скал на дне морском.
И вот однажды я в закатном свете
На берег вышла в облике земном.
Струился лёгкий шёлк зелёного хитона,
Едва лишь прикрывая розовые перси,
В глазах - глубокий омут тёмного затона,
И ;лая страсть губ - не устоят и бесы.
Я посмотрелась в зеркала родной стихии,
Блеснула ярым жемчугом безжалостных зубов,
Солёной бренной пены переливы
У мраморных моих ласкались ног.

Передо мной лежала жёлтая дорога,
Во мрак и пыль большого города она вела,
Стояла скоро у кабачного порога,
И радость победителя меня взяла:
Я быстро оказалась королевой зала,
Горел на мне хитон от общего желанья,
Меня толпа глазами пожирала,
Со страстной томностью я слушала признанья.
Передо мною устоять никто не мог!
Была наивной я и дерзкой, и коварной;
У мраморных моих ласкались ног
Теперь цари и воины, овеянные славой!
И всюду - так, где появлялась я,
Тонул в блуде и пьянстве грешный мир.
Я обошла обширные края,
И в каждом городе меня встречал все тот же пир.

И я вернулась в свой коралловый дворец,
И, мудреца призвав, я радостно ему сказала:
"Про все их слабости узнала я, отец!
А силу их нигде я не встречала.
Они бессильны перед женским обаяньем,
А праздность жизни растлила им умы...".
"Не торопись дитя, узнала ты изъяны,
Всерьёз же опасаться нужно их души".
И, улыбнувшись старчески-устало,
Он оставил во дворце меня одну.
Луна бесшумно пряталась за скалы,
И ничего не нарушало тишину.

С того мгновенья я уж не могла смеяться
И упиваться властью над людскою долей,
Порой я начинала даже их бояться...
Что есть душа? Чем может ей ответить море?..
В дыму и смраде душного трактира
Я вглядывалась в лица горожан.
"Я душу за тебя отдам" - мне часто говорили,
Теперь с опаской эти слушала слова.

Я долго думала, не находя ответов,
Все ночи напролет я слушала прибой.
И вот однажды я, по зову ветра,
Оказалась за городской стеной.
Здесь бабочки порхали над цветами,
Прозрачный воздух был душист и лёгок,
Густое зарево дрожало над полями -
Словно над ч;нами с кипящим мёдом.
Я заглянула лютикам в глаза,
Вдохнула полной грудью запахов букет,
Меня очаровала рощицы краса,
И вековечный дуб - весь в тёмное одет.
А под ногами путалась дорога,
Рвалась из тесных улиц на простор,
Я постояла в колебаньи лишь немного,
И пошла к подножьям дальних гор.

А колея вела - петляла и хитрила,
Я проходила мимо многих поселений,
Клонилось к западу извечное светило,
На мураву неслышные ложились тени.
"Сударыня, вы заблудились, может?" -
Услышала я звонкий - в это время - оклик.
Я обернулась: кто тишину эту тревожит?
Приветливо окошками подмигивал мне домик,
А на пороге юноша стоял кудрявый
И просто улыбался, предлагая мне войти,
И под его прямым и честным взглядом
Я растерялась - в первый раз на жизненном пути.
Его домишко был внутри так тесен,
Жена его качала в люльке малыша,
Ещё один - уже уснул от тихих песен...
На всех их я смотрела, чуть дыша:
Их лица были так светлы и ясны,
И голоса звенели, словно речки переливы,
А в их глазах - тот странный свет прекрасный,
Что заливал тут все - дома, дороги, нивы...

И тут уж я запуталась совсем -
Я будто бы попала в другой мир!
Они не походили здесь ничем
На тех, кем полнился задымленный трактир.
Я часто слышала их песни на работах,
И малышня им вторила нестройным хором,
Весь день их утопал в трудах, заботах,
Но счастье было в каждом облике весёлом.
А вечерами часто я сидела с ними
На скамье у деревянного забора,
Мы молча любовались небом синим,
И фонарями-звездочками зевсова чертога.

И все же тот вопрос остался без ответа -
Что есть душа? И как её узнать?
Мне больше не у кого было взять совета.
Тогда я вновь пустилась в путь - его искать.
Я шла и шла. Не понимала я сама - куда?
Но тут мне встретилась толпа людей, что выходила
Из городских ворот. Громадного креста
Я очертанья видела среди голов и пыли.
И я пошла за ними до обрыва,
И зрелище предстало там ужасно -
Его гвоздями, кажется, прибили,
Но лик его все оставался ясным.
А все стояли подле, насмехались,
И кто-то плакал, заламывая руки,
Но он сказал: "Не обо мне печальтесь!"
И улыбнулся сквозь предсмертья муки.
"А что он сделал?" - я спросила у соседа.
И тот ответил, на него смотря с любовью, -
"Пытался он людей спасти от тлена,
Он все для них отдал... Награду получил же болью"...
И на меня сошло внезапно осознанье,
Я на Него смотрела в страхе, не дыша,
Одна лишь мысль владела всем сознаньем...
Так вот что в человеке суть Душа?..

декабрь 2019 - январь 2020