Почему ленин перехитрил жандармов?

Максим Оленев
Многие, наверное, помнят с детства короткий рассказ Михаила Зощенко из сборника 1940 года «Как Ленин перехитрил жандармов». В советское время эти поучительные повествования были включены в списки обязательного чтения для младших школьников, причем авторство самого Зощенко не акцентировалось.
Сюжет вышеупомянутого рассказа был таков. Когда Ленин был в ссылке в Шушенском, к нему пришли жандармы искать запрещенную литературу и документы, которые хранились на нижней полке шкафа. Когда жандарм подошел к шкафу, находчивый Ленин подал ему стул, и жандарм начал искать сверху, а нижнюю полку просматривал уже не очень внимательно, и ничего не нашел.
Мораль этого небольшого изложения заключалась в том, что вождь мирового пролетариата обладал недюженной фантазией и потрясающей выдержкой, а вот стражи порядка показаны если уж и не полными идиотами, то, по крайней мере, малосимпатичными недотепами (таковыми, собственно, по задумке автора, и являлись все представители царской власти).

****

В советское время мало кто задавался вопросом, в чем же было отличие между полицией и жандармерией. Между тем, это разница была весьма серьезной.
В Средние века во Франции времен Карла VII жандармы составляли род королевской гвардии. При учреждении в 1445 году первой регулярной конницы под названием «ордонансовых рот», король присвоил наименование «жандармы» только воинам из дворян, бывшим в состоянии содержать при себе конных стрелков, пажей и кутильеров (оруженосцев). В составе каждой роты было по 100 жандармов. Вооружение их состояло из кольчуги, железных лат, щита, шлема, копья и меча. Боевой строй жандармов имел схожесть с древне-рыцарским: в первой шеренге становились непосредственно жандармы, за ними, шагах в 30, кутильеры, а позади последних – стрелки (лучники). Бой разыгрывался, главным образом, шереножной атакой тяжелых жандармов, которые, смяв противника, заканчивали бой единоборством с лучшими неприятельскими всадниками. Такое сходство жандармов с рыцарями привело к тому, что мало-по-малу слово «жандарм» заменило собой прежнее название «рыцарь» и распространилось на всех тяжело-вооруженных всадников, независимо от их происхождения. Однако, при распространении огнестрельного оружия на первое место выступила пехота, затем легкая конница, которую пришлось совершенно отделить от жандармов. Кавалерия была демократизирована - доступ в легкую конницу был значительно облегчен. Жандармы же, не желая уступать первенство, еще более утяжелили броню, таким образом, проиграв в смысле подвижности и пригодности к бою в новых условиях.
С отделением от жандармов сопровождавших их всадников, они стали называться кирасирами и только во Франции и Пруссии (до 1806 года) сохранились полки жандармов, но они уже не имели значения боевой силы, а составляли род военной полиции. Во Франции в 1791 году революционное правительство, уничтожив прежнюю земскую полицию (mare-chaussee), сформировало корпус Жандармов для наблюдения за охраной внутреннего порядка в войсках и государстве. Примеру Франции последовали и другие европейские державы.
Собственно, первые полицейские функции на жандармов были возложены и ранее, а именно при Франциске I. который создал в армии особую превотальную юрисдикцию (от prevot – военно-полевые суды, быстрое судопроизводство). Прево было вверено поддержание порядка в армии, для чего при них и состояли отряды жандармов. В ряды корпуса жандармов принимались нижние чины только отличного поведения, прослужившие в армии не менее 10 лет, так как служба это являлась почетной и давала значительные преимущества.
Жандармы, поддерживая порядок и тишину внутри государства, должны были гарантировать гражданам безопасность, прекращать разбои и хищения, ловить и препровождать преступников, бродяг и арестантов, задерживать контрабандистов, а в случае надобности оказывать вооруженную помощь и гражданскому начальству.
В России слово «жандарм» впервые упоминается в исторических памятниках времен Екатерины II, когда Великий князь Павел Петрович завел у себя в Гатчине в 1792 году собственные («модельные») войска, в числе которых был и жандармский полк во главе с подполковником Костылевым. С воцарением Императора Павла I команда эта вошла в состав лейб-гвардии Конного полка. В 1815 году название «жандармы» появилось вновь. А, спустя два года, в составе Корпуса внутренней стражи, были учреждены в столицах Жандармские дивизионы (Московский и Петербургский), а в 56-ти губернских городах – жандармские команды. В 1827 году образован Отдельный корпус жандармов, шефом которого был назначен управляющий III отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Для распределения деятельности корпуса жандармов вся Россия была разделена сперва на 5, а затем на 8 жандармских округов. В 1880 году, с упразднением III отделения, заведывание корпуса жандармов было возложено на Министра внутренних дел, а в 1898 году учреждена должность помощника шефа жандармов, с правами командующего войсками военного округа.
Таким образом, в России с самого начала своей истории наблюдается отделение обще-полицейской жандармской организации от военно-полицейской.

****

Помимо этого, особенность жандармерии заключалась еще и в том, что в ее ряды набирали новобранцев (в то время, как полиция формировалась из запасных нижних чинов). К отбору кандидатов в жандармы подходили весьма серьезно.
Об этом говориться в рапорте Начальника штаба Киевского военного округа генерал-лейтенанта А.И. Косыча в Главный Штаб от 31 марта 1887 года за №394:
«… В виду весьма важных обязанностей, выпадающих на чинов полевой жандармской команды в военное время, требующих от сих последних значительного развития, дисциплины и знания службы, а также имея в виду широкие полномочия, присвоенные им, даже по отношению офицеров – люди эти должны быть выборные, безупречной нравственности.
Опыт последней кампании показал, что команда, сформированная из надежных людей, в значительной степени способствует поддержанию порядка в районе расположения войск.
Запасные чины, поступающие на укомплектование жандармской команды должны быть назначаемы уездными воинскими начальниками с большим разбором из числа кавалеристов I разряда, старших унтер-офицеров и вахмистров, и при том, по возможности, лично известных уездному воинскому начальнику…» .
Ну, и, главное, большое значение уделялось грамотности новобранцев.
Рапорт Товарища Министра Внутренних Дел, заведующего полицией и Командующего Отдельным Корпусом жандармов Свиты Его Величества генерал-майора Д.Ф. Трепова в Главный Штаб от 9 июля 1905 года за №5970
«… В настоящее время на укомплектование жандармских дивизионов поступают новобранцы большей частью неграмотные или весьма малограмотные и притом совершенно неразвитые.
В виду сего испрашивается распоряжение Главного Штаба, чтобы при распределении новобранцев, в жандармские дивизионы назначались люди исключительно хорошо грамотные и развитые…» .

****
Как видно из детских рассказов о Ленине, в какой-то степени Зощенко был прав…