В лабиринтах Истории

Золотое Крыльцо
    Исторические памятники всегда встречают всяческими стрелочками, табличками, указателями и миловидными экскурсоводами, готовыми в тот же миг отправить нас в интеллектуальное путешествие:
    «Посмотрите сюда…»
    «Не забудьте про это…»
    «Интересно вот еще что…»
    «Хотелось бы вам напомнить…» и т.д.
    Это стало такой обыденностью, что, посещая памятники культуры, мы не обращаем на подсказки никакого особенного внимания, будто интуиция сама ведет нас от экспоната к экспонату, указывая на детали. Но, если быть с собой предельно честным, без правильного направления мы бы не осознали до конца всю важность каждой культурной ценности для истории: музейной экспозиции, культового сооружения. Есть и памятники, которые ещё обделены вниманием широкой публики и проникновение в их суть остается на совести каждого человека. Среди таких книги, входящие в золотой фонд литературы, но по различным причинам до конца неосмысленные современными людьми. Например, многостраничная «Война и мир» Льва Толстого. Порой за объемом для читателя теряется содержание, не говоря уже о мыслях, заложенных в произведении. Задачу по устранению этой несправедливости взял на себя БДТ им. Товстоногова, поставив «Войну и мир Толстого» в необычном жанре «Путеводитель по роману». Выбор жанра позволил постановщику показать собственную трактовку романа. У «Путеводителя» есть уникальный голос – это экскурсовод Наталья Ильинична, сыгранная Народной артисткой СССР Алисой Фрейндлих, чей юбилей мы с большой радостью отмечаем в декабре. В предисловии к спектаклю её экскурсовод сразу дает понять, что это не «школьный спектакль». Наталья Ильинична журит людей, считающих за знакомство с романом только лишь изучаемые в школах эпизоды, да посмеивается вместе с залом над забавными отрывками из школьных сочинений. Наталья Ильинична поясняет некоторые моменты, подробнее раскрывают историю на авансцене сами герои, а она отходит и вместе с другими персонажами, не участвующими на тот момент в игре, наблюдает за разворачивающимися событиями.

    С самого начала героев лишают многогранного характера, каждого отличает лишь одна черта, перекрывающая все остальные: Андрей Болконский холоден; Пьер Безухов нелеп, податлив и совершенно неподготовлен к жизни; Николай Ростов похож на ребёнка, который заигрался в солдатики. Черты контрастны, как и черные и белые костюмы героев, прошитые широкими стежками белыми нитками, словно выкройки для будущей работы; гиперболизированы, как огромный белый бант на аккуратной головке Элен или галстук-бабочка на шее ее отца князя Курагина.

    На переднем плане извечные проблемы, а именно проблемы поколений: как дети похожи на своих родителей, но какие у них противоположные жизненные убеждения, например, на устройство жизненного счастья. Родители ищут выгоду, пока дети высматривают в их попытках надежду на счастье, любовь и принятие.

    Спектакль уходит от привычной канвы и лишается, в некоторой степени, своей эпичности. Например, происходящее на полях сражений и военный быт вынесены за рамки происходящего на сцене. Нет грозных баталий, нет накала войны, даже грандиозные фигуры Михаила Кутузова, Александра I и Наполеона убраны как лишние персонажи. В итоге, из Войны и Мира в спектакле остался только Мир, жажда мира и спокойствия, как состояние общественной жизни и как то, что влияет на людей, разрушает человеческие судьбы. В судьбах людей упадок, клевета, смерти, будто в их жизни наступила зима, суровая и беспощадная, а на улицах двух столиц действительно бушует метель, и люди спешат украсить ёлку.

    «Война и мир Толстого» без «войны» концентрирует наше внимание на внутреннем мире персонажей, их жизнях и их вероятном будущем; на тех, кто, возможно, по мнению писателя, терялся на фоне грандиозных событий русской истории, но именно мотив человека в несущемся потоке времени был одним из основных в эпопее. Этот спектакль можно считать лишь прочтением, характеризующем определенную сторону романа, но, если вспомнить «Предисловие», можно предположить, что цель поставленного Виктором Рыжаковым спектакля состояла не во всеобъемлющим переложении произведения на сцену. Она в том, чтобы заронить в души зрителей, которые не думали о «Войне и мире» со школы, один единственный вопрос: «А не открою ли я для себя что-то новое, когда снова перечитаю книгу?».


Александра Милютина, 10 класс, студия журналистики «Золотое КРЫЛьцо»

Первая публикация в газете "На островах и рядом", № 12, декабрь 2019 год