Весь мир театр... Монолог Шекспира

Алексей Аимин 2
Все великие поэты могли выразить свои мысли кратко. Но почему-то не выделяли их в отдельный жанр. Не было такой моды. К тому же писали они в основном пьесы для театров. Жанр миниатюр развился чуть позже - с появлением в середине XIX-го века переводов четверостиший Хайяма.
А тогда такой лаконичный стиль драматическим произведениям, в котором пытались проявить себя лучшие поэты Европы, был не свойственен. Поэтому у Пушкина, Гете или Шекспира поэтические миниатюры, за исключением шаржей и эпиграмм, фактически отсутствуют. Их наиболее цитируемые строчки - это лишь отрывки из более объемных произведений - пьес, комедий, сказок.

Одна из самых известных шекспировских цитат "Весь мир театр..." это лишь первая строка монолога героя в одной из его комедий:

«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным,
нехотя, улиткой ползущий в школу.
А затем любовник, Вздыхающий, как печь,
с балладой грустной
В честь брови милой.
А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле.
Затем судья С брюшком округлым,
где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, -
Так он играет роль.
Шестой же возраст -
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса - кошель,
В штанах, что с юности берёг, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта...
А в последнем последний акте,
Конец всей этой странной, сложной пьесы -
Второе детство, полузабытье: Без глаз,
без чувств, без вкуса, без всего».

Когда я набрел в сетях на хорошо оформленную миниатюру с авторством Шекспира, то понял, что это четверостишие - также лишь часть какого-нибудь монолога.
Позже я понял, что в монологах героев можно выразить чужое мнение и это дает каждому автору более широкие возможности пробиться к читателю.
Когда-то я попытался написать комедию в стихах о борьбе с пьянством в России. А в качестве тренировки стал копить монологи будущих героев - соседа справа, соседа слева, потом соседа сверху и снизу, парторга и директора завода. Просто переводил их мнение о радостях и гадостях жизни в поэтические произведения и некоторые даже согласовывал.
Но один из таких монологов отличался от нынешних взглядов на жизнь. Он был очень сопоставим с чувствами и моральными принципами героев шекспировской эпохи:

МСТИТЕЛЬ

Когда я мщу, — я трепещу!
Восторг меня обуревает.
Когда с кого-то спесь слетает —
О, как же сладостно я мщу!
Когда ворюга поперхнется,
Когда я трусу вслед свищу —
О, как же сладостно я мщу!
Пусть мне в грехи это зачтется.

2003 г.