В Зальцбург вернулся локон Моцарта

Алла Чурлина
(Аутентичность под вопросом)

Международный фонд Моцартеум в Зальцбурге не только заботится о музыке Вольфганга Амадея Моцарта, но и постоянно ищет памятные вещи композитора: рукописные заметки, ноты, письма, инструменты и многое другое. В настоящее время фонд располагает самой большой в мире коллекцией оригинальных инструментов, портретов, писем и других предметов личного пользования членов семьи Моцарта. На прошлой неделе Моцартеум снова пополнил свою коллекцию новыми приобретениями: три письменных документа и, вероятно, оригинальная прядь волос Моцарта.

Это важнейшее свидетельство жизни В.А. Моцарта для Международного фонда Моцартеум: фонд приобрёл прядь волос композитора, которая с середины 19 века был в собственности чеканщика монет из Бадена (Германия), Карла Вильгельма Доеля.
Фонд Моцартеум приобрел четыре оригинальных предмета у семьи его потомков, включая локон волос Моцарта, который мог быть срезан с головы композитора после его смерти. Во всем мире насчитывается около двенадцати прядей композитора, «пять из них уже есть в нашей коллекции», - сказал Ульрих Лайзингер, научный директор Фонда, в прошедший четверг на презентации для СМИ.

В 18 веке было принято после смерти снимать посмертную маску с известных людей и состригать часть волос. По словам Лайзингера, вдова Моцарта Констанце поделила срезанные волосы на локоны. Недавно приобретенные волосы, как и все пять других, каштанового оттенка и были завещаны сыном Моцарта, Францем Ксавером Вольфгангом-младшим, в 1839 году своему другу коллекционеру Алоису Фуксу, который помогал сыну композитора в наведении порядка с оригиналами отца.

Позднее у Фукса прядь волос приобрели предки семьи из Штутгарта. Теперь же этим локоном владеет Фонд Моцартеум. Кроме того, Фонд приобрел недостающую часть письма, написанного Вольфгангом Моцартом в 1777 году, а также еще одно письмо сына Моцарта. Четвёртым приобретением стала копия свидетельства, выполненная отцом Вольфганга, Леопольдом Моцартом, и выданная 14-летнему Моцарту тогдашним известным теоретиком музыки, Джованни Баттиста Мартини в Болонье.

Все четыре объекта принадлежали семье в районе Штутгарта уже более 150 лет. По словам Лайзингера, семья предложила их Моцартеуму, который заплатил за редкие документы небольшую шестизначную сумму.

Президент фонда Йоханнес Хонсиг-Эрленбург назвал сегодняшнее увеличение коллекции «моментом славы». Экскурсии для всех желающих с возможностью увидеть эти оригиналы будут предложены в течение фестиваля «Неделя Моцарта» 2020 с 23 января по 2 февраля.

Предполагаемые волосы Моцарта - довольно маленький незаметный пучок менее тёмных волос. Он красиво закреплён на листе с изображением собора Святого Стефана в Вене. В 1844 году Фукс продаёт прядь. Армин Бринцинг, директор библиотеки Моцартеума, подчеркивает важность их скрепления красной сургучной печатью: «В качестве подтверждения подлинности мистер Фукс отметил: «Собственные волосы с головы бессмертного композитора и великого мастера гармоний Вольфганга Амадея Моцарта», - лучше не скажешь!»

Армин Бринцинг, директор библиотеки Международного фонда Моцартеум, уверен, что ДНК-анализ был бы полезен, но по его словам: «У нас нет ничего, что подтверждается как останки Вольфганга Амадея Моцарта».

Действительно, то, что звучит хорошо, не обязательно может оказаться реальностью. Особенно это касается Моцарта, здесь всегда есть законные сомнения. Потому что знаменитый композитор был похоронен в 1791 году в безымянной могиле в Вене. Никто не может с уверенностью сказать, где именно лежит Моцарт. Армин Бринцинг говорит: «Большая проблема анализа ДНК состоит в том, что у нас просто нет материала для сравнения, у нас нет ничего, что от него осталось физически».

Что ж, поверим в очередной раз и будем ждать сенсаций. Из Розенау.

11.11.2019