Методические рекомендации по изучению и научному о

Татьяна Бузнякова
Методические рекомендации по изучению и научному описанию
музейных предметов из коллекции
«Письменные источники книга редкая церковная»
ГБУК РО «Старочеркасский музей- заповедник».
Предназначено  для  музейных  работников  и  всех  специалистов,  занимающихся изучением фондовых коллекций.
Фонд "Книга редкая церковная" выделен в Старочеркасском музее-заповеднике не так давно. Коллекция уникальна по своему собранию, почти сорок наименований с начала XVIII находились в библиотеки самого древнего храма юга России Воскресенском Соборе. Казаки очень дорожили своим храмом и многие приносили дары, в том числе и церковные книги. Это чудо, что спустя три века они уцелели. И задача хранителей музея сохранить их, описать, потому что многие книжные блоки распадаются, имеют значительные утраты. В идеале хотелось бы, чтоб все книжные памятники были отреставрированы. Но первостепенная задача сотрудников музея, не столь затратная – это научная обработка. Долгое время этим в музее занималась Косова Светлана Ивановна, в создании методической рекомендации частично использовались её материалы.
Книга в России издавна пользовалась большим уважением и спросом. Это была не только духовная, но и большая материальная ценность. Пожертвовать книгу в качестве вклада в какую-нибудь церковь считалось делом богоугодным, за которое прощалось немалое число грехов. В описях имущества, книги значились на втором месте после икон. Книги богослужебные, духовно-назидательные стояли на полке в «святом углу» рядом с иконами. Их старались облачить в дорогие оклады, украшать драгоценными камнями. Их передавали по наследству. С начала книгопечатания, с 50-х годов XVI века до 40-х XVII в. в России издавалась исключительно богослужебная литература для удовлетворения потребностей церкви. В церковных библиотеках значились книги:
1. Священного писания и их толкования (Библия, Апостол, Евангелия).
2. Богослужебные книги (Литургионы, Служебники, Псалтыри, Акафисты, Триоди, Требники, Октоихи, Ирмологии, Каноники).
3. Книги для назидательного чтения (Четьи-Минеи, Прологи, Златоусты, Менологи).
Фонды нашего музея имеет довольно разнообразную коллекцию редкой церковной книги – 165 ед. хр. Из них XVII века- 8 книг, ХVIII-53 ед. хр., ХIХ-64 ед. хр. нач.ХХ-40 ед. хр. Из наиболее ранних: «Апостол» 1635 г. с вкладной записью, «Библия», издание Московского печатного двора, 1663 г. с владельческими записями, «Патерик-Отечный», издание Киево-Печерской лавры, 1679 г., «Триодь цветная» XVII в., «Воскресное толковое Евангелие» и «Псалтырь» XVII в.
Фонды пополнялись церковной литературой с момента основания музея так, 38 книг по коллекционной описи поступили в 1972 году, как книги из библиотеки Старочеркасского Воскресенского собора, 14 из них имеют владельческие записи, на них проставлены номера, которые полностью совпадают с номерами под которыми они значились в описи, составленной по указу Донской духовной консистории в 1894 году, как книги Соборной библиотеки. (ГАРО, ф.226, опись3, ед.хр.9821, св.581.).
Следующие пополнение пришло в 1982 году- 55 книг поступили из Ростовской Епархии, остальные приобретены или собраны в результате историко-этнографических экспедиций у частных владельцев или получены в дар. В книги поступлений (КП) Старочеркасского музея они вписаны в большинстве своем как «книги церковные», без названия, с приблизительной датировкой. В инвентарных карточках их описания содержатся лишь размеры, местобытование и в двух словах сохранность. Пришлось изучить специальную справочную литературу по работе с рукописными и старопечатными изданиями. И в этом мне помогли: Энциклопедический словарь «Христианство», «Полный церковно-славянский словарь, составленный священником М. Дьяченко издания Московской Патриархии, а также каталоги: Книги кирилловской печати XV-XVIII вв. составитель А.А. Гусева. Работа Е.А. Емельновой - Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII - начала XIX века.
Предварительная работа перед учетом материалов фонда «Письменные источники книга редкая церковная» состоит из правильной организации процесса описания.
I. Описание церковной книги рекомендуем начинать с рассмотрения внешнего вида:
1.1. Определить размеры книжного памятника в трех измерениях: длина, ширина, толщина.
1.2. Определить формат: большой, средний, малый.
1.3. Определить форму: прямоугольная, квадратная.
1.4. Обратить внимание на характер переплета: доски, картон, фанера, прессованная бумага (выяснить-переплет полный или составной, бывает, что доски покрыты одним материалом или цветом материала, а корешок другим);
1.5. Выявить наличие наугольников и средника на лицевой и задней обложке;
1.6. Определить в какой технике выполнены наугольники и средники (обычно металлические, в технике басмы – это тиснение, изображение, снимок, от слова бить «чеканить», какой сюжет содержат).
1.7. Описать рисунок тиснения, если он определен (часто встречаются кожаные переплеты с рисунком тиснения на обложках, корешке, иногда на корешке дается надпись тиснением – название книги).
Примечание: Так например, многие церковные книги на задней обложке имеют ножки (жуки, жуковины, исподники), которые предохраняли книгу от загрязнений, потертостей и для удобства пользования. Книги запирались литыми застежками, петлями, защипками. Застежки могли быть комбинированными (кожа, металл);
1.8. Обратить внимание на обрез книги: золоченный, с краплением, с рисунком тиснения.
II. Описание внутренних частей книги:
 2.1. Обратить внимание на разворот книги, описать форзац – наличие чистых листов и титульного листа.
2.2. Осуществить подсчет пагинации – общее количество листов в книге (нумерация обычно буквенная в правом верхнем углу или в середине нижнего поля – полистовая или столбцовая).
Примечание: Например, нумерация не бывает сплошной от 1 до последнего листа (она прерывается и начинается вновь) тогда подсчитываем количество листов первого счета, второго и т.д., а затем суммируем общую пагинацию так, например, пагинация 310 листов (2 части) – часть1 лист титульный (если он безномерной) + 200 листов. Часть 2 +109 листов. Встречаются ошибки пагинации – повтор нумерации, опечатки, пропуски, утраты – все это фиксируется в описании.
2.3. Рассмотреть и описать бумагу – определить цвет бумаги (светлая, желтоватая, голубая, синяя), тонкая или плотная. Имеются ли водяные знаки.
Примечание: Так, в книгах вплоть до 1870 года бумага имела тряпичную основу. Белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Частые горизонтальные светлые линии называются вержерами, частота их расположения — по 5-8 на 1 см., более редкие вертикальные полосы называются понтюзо, они отстоят друг от друга на 2-2,5 см. След от полос рельефно виден на поверхности бумаги лишь, с одной стороны. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью. Тряпичная основа, которая выливалась на тонкую проволочную сетку из горизонтальных и вертикальных линий оставляла следы этой сетки (пантюзо и вержер). Присутствуют ли рисунки филиграни (ажурные узоры, изображение зверей птиц, гербов, имена и фамилии бумажных фабрикантов). В XVIII веке в России широко вошла в употребление голландская бумага (для нее были характерны знаки орла, рожка, царского венца, головы шута в зубчатой пелерине). Русская бумага имела характерные для XVIII века монограммы филиграни, изображающие медведя с секирой, короны с оленем, кувшина. С 30-х годов XIX века бумага имела фабричные знаки-штемпели. Филиграни встречаются с буквенным, цифровым изображением. При их описании нужно выделять типы знаков, изображающих живые существа (лев, человек, орел, медведь), реальные предметы (кувшин, якорь, арбалет), символы (гербы, эмблемы, монограммы), абстракции (буквы, цифры). В пределах каждого типа при достаточном материале можно выделить классы, отличающиеся композиционным построением знака. Например, гербы: щит в картуше, рука: в перчатке с манжетой и т.д.
2.4. Обратить внимание на печатный шрифт: обычно это старославянский церковный полуустав черного или сочетание черного с красным; отмечаем расстояние между строк, как например для XVIII века – 0,7см., а для XIX-0,5 см.
2.5. Определить украшения текста: заставки, концовки, гравюры, инициалы.
Примечание: Заставка, небольшая орнаментальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела как рукописной, так и печатной книги. Заставки могли быть старопечатного или старовизантийского стиля, главной чертой которого была строгая геометричность, изображение кругов, прямоугольников, заполненных сложным растительным орнаментом - трилистник, цветок, веточка. Звери и птицы изображались в реалистической манере. Особенностью старопечатного стиля было заключение заставки в строгую, четкую прямоугольную рамку. При описании заставок необходимо подсчитать их количество.
2.6. Обратить внимание на оформления оглавления: выделение красной вязью.
Примечание: Вязь - декоративное письмо, связывающее буквы в непрерывный орнамент. Вязь принято связывать исключительно с церковно-славянской письменной традицией. С II пол. XVI в. под влиянием старопечатных книг вязь изменяется: буквы становятся как бы сделанные штамбом (особый прием, когда у букв петли и изгибы заменялись отвесными линиями, украшенными травами, с соединением букв-лигатурой.
2.7 Определить наличие лигатур.
Лигатуры могут быть:
• Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).
• Приписными и подчиненными, т.е. меньшие буквы раздельно или слитно приписываются к большей.
• Двухъярусными - буква пишется под буквой.
• Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.
• Полузамкнутыми.
• Точечными - группа букв соприкасаются в единственной точке.
• Пересеченными – две буквы пересекают друг друга.
• Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак «титло» ;.
Примечание: Концовки встречаются в книгах с XVI в виде воронки, треугольника текст, в XVIII веке, концовки оформляются в стиле барокко с пышным растительным орнаментом, как бы выходящим из сосуда.
Инициалы – это выделение заглавной буквы. Иногда они просто выделяются жирным или контрастным шрифтом, иногда большими размерами, но чаще выделены прямоугольной рамкой, украшенных растительным орнаментом.
Украшением книги являлись полевые украшения – орнаментированные украшения на полях книги, которые часто называют цветки, куда впечатывались номера глав или ссылки на источник изречения.
При описании гравюр, имеющихся в книге – необходим их подсчет, указание формата (в размер листа, в 1/4, в 1/2, и т.д. Иногда гравюры выполняют функции заставок.
Украшением церковной книги несомненно являлись прямоугольные рамки, в которые был забран текст – такая рамка характерна для печати XVIII века. Для XIX века рамки двойные, заполнялись орнаментом.
Несомненно, для полного описания церковной книги необходимо фиксировать встречающиеся полевые записи. Почти каждый экземпляр старопечатной книги, не только является памятником культуры того времени, когда книга была издана, но и несет на себе следы долгой жизни в веках. Иногда они растягиваются на большое число страниц, имеются на чистых листах в начале и в конце книги, на полях и т.д. Содержание записей различно: иногда фиксировался лишь факт принадлежности книги тому или иному лицу, в других случаях указывалось от кого получена или у кого куплена книга, в какую церковь пожертвована вкладом, кем и кому завещана. Делали такие записи не только владельцы книг, но и читатели, переплетчики.
Таким образом, для правильной организации учётной деятельности, необходимо давать подробное описание её сохранности, состояние переплета, книжного блока, состояние бумаги, повреждение листов, ошибки пагинации, утраты, опечатки, физическое состояние бумаги (затеки, разводы, изломы, желтые и коричневые пятна, капли воска, пометки и подчеркивания). Для полного заполнения научного паспорта, а в будущем для составления каталога необходимо определить, когда и у кого приобретена, или пожертвована, рассматривать сведения о владельце.
Представлено изображение: СИАМЗ КП№425/3Книга "Беседы Иоанна Златоуста"издание Киево-Печерской Лавры 1628г. Описание:Книга большого формата, прямоугольной формы, переплет-доски, поволоченные тисненой темно-коричневой кожей. Рисунок тиснения на обложке-геометрический:  в прямоугльной орнаментированной рамке помещены треугольники, ромбы, элипсы, заполненные жгутовым и растительным орнаментом.
  Пагинация листов 3228 ст. Нумерация смешанная: л.1-26 без нумерации, ст. 1-3200 столбцевая, л.3201-3202 листовая. Имеется лишняя сброшюровка листов.
  Бумага с водяными знаками, филиграни-рисунки через лист в виде подобия гербов, обрамленных растительным орнаментом, так же прослеживаются лилия, секира, полумесяц. Обрез книги имеет тиснение в виде композиции из цветов.
  Шрифт церковно-славянский полуустав черного и красного цвета. Расстояние между строк 0,4 см. Некоторые названия напечатаны вязью с элементами тайнописи. Книга имеет 14 заставок, заключенных в прямоугольных рамках старопечатного стиля. Имеется 2 большие гравюры в размер листа.
   В книге имеется владельческая запись скорописью 17в. на л.1-94.
"Лета 7161 года марта 13 день великий господин святейший Никон патриарх Московский и всея Русии дал свою келейную книгу".
   "Беседы на послание апостолов и сия в Соборную и апостольскую церковь Пресвятые Богородицы и честного и славного ея Успения и великих святителей Петра и Алексея и Филиппа митрополитов Московских и всея Русси чудотворцев по своей душе и своих родителей в вечной помин".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Емельянова, Е.А. Памятники исторической мысли. Книга кирилловской печати XVI–XVIII веков / Е.А.Емельянова. –М.: Наука, –2015. –232 с.
2. Кучеренко, М.Е. Научно-фондовая работа в музее: методическое пособие / М. Е. Кучеренко. – М.: ГЦМСИР, – 2014. – 290 с.
3. Научное описание документальных материалов: методические рекомендации / Составители: И.Д. Иванова, А.П. Попов; науч. ред. Григорян Г.Г. – М.: Аспект-Пресс, – 2014. – 80 с.
4. Русская вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики, и древней русской литературы. Том 1. – М.: СИНТЕГ, – 2015. –414 с.
5. Собрания книжных памятников. Библиографический указатель. 1917-2014: – М.: Пашков дом, – 2015. – 628 с.
6. Христианство: энциклопедический словарь: в 3-х тт. / Редкол.: С. С. Аверинцев (главный ред.), А.Н. Мешков, Ю.Н. Попов и др.– М. : Научное изд-во Большая Российская энциклопедия,–2000. – 3853 с.
7.Коллекция "Книга редкая церковная" из фондов Старочеркасского музея-заповедника.
   
Подготовила
Т.А. Бузнякова