Гадерея детей-Героев. Ваня Герасимов-Фёдоров

Надежда Зернова
..."Осколком  снаряда Ивану оторвало кисть правой руки. Оставшимся в живых показалось, что он погиб. Однако когда немецкие танки пошли в обход позиции артиллеристов по узкому проходу вдоль заводской стены, Иван Герасимов встал, выбрался из ровика, прижимая культей правой руки к груди противотанковую гранату, выдернул зубами чеку и лёг под гусеницу головного танка, который преградил путь остальным.  Фашисты были ошеломлены, в тот  день к Волге не прошли.
Атака немцев остановилась. Оборона Сталинграда продолжалась..."

... Не успели исполнить  приказ  СТАЛИНА о том, чтобы  отправлять "сыновей  полка",  в ремесленные  и  суворовские  училища.
Вопросов на комсомольском собрании к кандидату Герасимову не было, были пожелания: учиться не хуже, чем воюет. Помощник начПО дивизии по комсомольской работе расписался в серой книжечке, вручил её  комсомольцу Герасимову и отбыл в штаб.
А в 5:30 утра 14 октября немцы начали артподготовку, и вопрос эвакуации Ивана на восток отложился. В 8:00 пошли танки. Десятки танков на три оставшиеся у Очкина «сорокапятки» и девять противотанковых.
Первую атаку отбили, затем — авианалёт, потом немцы снова двинулись вперёд. Защитников оставалось всё меньше. Орудия оказались отрезаны друг от друга. Расчёт пушки, подносчиком у которой был Иван, вышел из строя полностью. Ваня в одиночку выпустил по танкам два последних снаряда, подобрал чей-то автомат и открыл огонь по наседающим немцам. На глазах  комиссара дивизиона Филимонова ВАНЕ  раздробило локоть левой руки. И тогда в сторону немцев полетели гранаты...
Вступив в  комсомол утром, со  своей  книжечкой в кармане  гимнастёрки -  ОН принял бой у  стен тракторного сталинградского  завода - вступив в  БЕССМЕРТИЕ.

...  На  станции Повадино, в  вангонах эшелона 112-ой  стрелковой дивизии, что  направлялась к  Сталинграду, обнаружился  мальчик 14-и лет из - под  Смоленска.  Отец его Фёдор Герасимович погиб на фронте, дом сгорел,  погибли  мать и три сестры.

Один из командиров-артиллеристов лейтенант Алексей Очкин вспоминал:
…взглянув на соседнюю платформу, остолбенел от неожиданности: брезент зашевелился, край его отогнулся, и оттуда брызнула струйка. Я приподнял брезент и увидел под ним мальчишку в длинной рваной шинели и ботинках. На мою команду «встать» он отвернулся. Волосы на его голове топорщились, как у ежа. С большими усилиями мне удалось стащить его с платформы, но эшелон тронулся, а мы упали на землю. Бойцы втащили нас вдвоём в вагон на ходу. Почти силком пытались накормить пацана кашей. Глаза его смотрели колюче.
«У тебя батька, небось, строгий?» — спросил самый старый солдат. — «Был батька, да сплыл! Возьмите меня на фронт!»
Я объяснял, что нельзя этого делать, тем более сейчас: в Сталинграде самое пекло. После того, как командир батареи капитан Богданович узнал, что среди солдат находится подросток, мне было приказано на следующей станции сдать его коменданту.
Я выполнил приказ. Но мальчишка и оттуда сбежал и опять забрался на крышу, побежал по крышам всего эшелона и залез в тендер, зарылся в уголь. Опять привели мальчугана в штабной вагон к комиссару Филимонову. Комиссар доложил командиру дивизии полковнику И. П. Сологубу, а последний — В.И. Чуйкову — командующему 62-й армией.
После нескольких попыток отправить мальчишку назад решили определить его на кухню. Так Иван был зачислен помощником повара и на котловое довольствие. В списки части тогда еще не зачисляли, обмундирование, знаки отличия не полагались. Но звать его стали бойцом. Отмывали целым взводом. С миру по нитке обмундировали, постригли, и он стал убегать с кухни к нам».


 Ваня Герасимов и стал Фёдоровым — степенно отвечая на вопросы «как зовут» по старому деревенскому обычаю:
«Иван я, Фёдоров Иван».
Полевые кухни в Сталинграде были немногим безопаснее передовой. Немцы щедро осыпали позиции бомбами, минами и пулями. 8 августа на глазах Ивана был смертельно ранен комдив полковник Сологуб. Иван вполне освоил «сорокапятки», проявил себя смелым и решительным бойцом, когда 23 сентября артиллеристы Очкина у Вишнёвой балки были окружены танками и пехотой врага.
 Решили, что за Волгу он отправится потом, уже комсомольцем.
Едва ли не в каждом эшелоне с войсками, движущимися на фронт, регулярно вылавливали зайцев — допризывников пионерского и комсомольского возраста, стремившихся на войну. Кто-то искренне считал, что без него Красная Армия не справится с фашистами, кто-то не менее искренне боялся, что не успеет вырасти до призыва на фронт, а некоторые не по-детски хотели лично отомстить за погибших родных и близких.

Как и  этот  ОТВАЖНЫЙ   ЮНОША,  вошедший  в  историю  той  войны  БЕЗ  ОРДЕНОВ  и  МЕДАЛЕЙ...

С  НАШЕЙ  БЛАГОдарностью,  ВЕЧНОЙ   ПАМЯТЬЮ
 за  СОВЕРШЕННЫЙ  ПОДВИГ!


"Вы, девчонки, мальчишки, простите,
Что вам в жизни не смог я помочь!
Вы, как Ангелы, в небе парите,
Осветляя бессонницей ночь.


Вижу я ваши лики простые,
Вашим душам смиренно молюсь.
Для меня вы – Герои Святые,
До земли я вам всем поклонюсь!
 

Вы по жизни себя не жалели,
Принеся детство в жертву войне.
Вы, борясь за Победу, хотели
Детство мирное выковать мне!


Ах, девчонки, мальчишки, тянИте
К нашим душам незримую нить.
Вечной Памятью в небе летите,
Продолжая в Бессмертии жить!!"   

stihi.ru/2019/12/14/7663      
   Автор: Валерий  Старостин



Надежда  Зернова