Часть 1. Почему ты живешь на крыше. Глава 5

Марина Туманина
Утром, как можно раньше Лис снова отправился в подвал. По дороге он почти никого не встретил. Он как обычно отключил камеры и проследовал по привычному маршруту. Здесь он искал досье на всех троих Кряжиных. Конечно, это тоже была слабая надежда, но все же. Контакты, родственные связи, адреса... Информации было много, а времени нет. Лис старался ничего не упускать из виду. Но ни один из адресов никак не был связан ни с кем из них. Удивительно, что он узнал на этот раз! Директор школы был двоюродным братом Бориса. И, судя по всему, они сохраняли близкие доверительные отношения. Это давало еще один шанс. Он еще раз поднялся на сто восьмой этаж и подошел к двери соседки Кряжиных.
Она сразу же открыла на звонок.
- Добрый день, мадам, я принес книгу, - на всякий случай сказал Лис, продолжая играть в ее игру.
Бабушка отступила, молча приглашая его войти.
- Мне не повезло с такси, - шепотом сказал он в коридоре, когда соседка закрыла дверь, поглядела в глазок и отошла. - Здесь четыре адреса, посмотрите, может вы слышали что-нибудь, наводящее хотя бы на один.
- Ничего себе "не повезло", - удивилась бабушка, - молодец! Не повезло, это когда у тебя три сотни адресов и два часа времени. Ты знаешь что-нибудь о родственниках и друзьях?
Она взяла листок.
- Почти все, но ни один из этих адресов никак ни с кем не связан, - сказал Лис.
- Тогда, боюсь, что и я не смогу помочь. Те несколько примет, что я слышала за время знакомства, далеки от каждого из мест, - она вернула ему листок и развела руками.
"Что же, не беда, - думал Лис, - остался Тэд, наш директор. А если и от него я ничего не узнаю, то сяду в капсулу и сам объеду эти адреса."
Лис приехал в школу одним из первых. Тут его уже ждала Нори. Ее лицо светилось от радости. Она подошла и отвела его немного в сторону.
- Лис! Ты спас меня! Спасибо тебе, - начала она.
- Пустяки, - сказал Лис, - это Тимо все устроил.
- Лис, скажи, что я могу теперь для тебя сделать?
- Нори, ничего, все хорошо, - тут он подумал и сказал, - хотя есть одна вещь.
- Какая?
- Ты не видела, директор уже пришел?
- Это то, что я должна для тебя сделать? - с недоумением переспросила Нори.
Кажется, у Лиса получилось не на шутку обидеть ее, хоть он и не желал этого. Она поняла, что после того вечера в ресторане перестала быть центром его вселенной.
- Да, - сказал он, - мне нужно поговорить с ним.
Нори быстро собралась с силами и успокоилась, вернула себе счастливый и бесконечно благодарный вид.
- Он у себя, - она взяла Лиса под руку и повела дальше по коридору. - Скажи, а ты, правда, заходил в квартиру? На замке не было следов взлома!
"Она хочет знать, гений я или трус," - угадал Лис.
- Ты входил?
Лис кивнул и улыбнулся. Нори сделала вид, что восхищена, но Лис заметил, что ее не устроил его ответ. Некоторое время шли молча. И Лис думал, что еще неделю назад отдал бы полмира, чтобы просто взять ее за руку. Но теперь он чувствовал себя свободным от ее чар.
- Я долго тренировался, - пошутил он, - легкость замка на двери в библиотеку подарила мне несколько бесплатных архивов на свободные темы.
- Ты взламывал двери в школьную библиотеку? - удивилась она.
- Если бы я их взламывал, меня бы поймали, - уточнил Лис, - я их открывал.
- Гений! Еще раз восхитилась Нори, и они пошли к лифтам.
Лис первым делом отправился в кабинет директора, но не застал его там. До урока по-прежнему оставалось еще достаточно времени, чтобы прогуляться по лестнице.
Он прошел несколько пролетов и услышал из-за двери одного служебного помещения знакомый голос.
- Нет записи с камер! Его как будто там вообще не было! Он точно сказал, что был там? Ты могла его еще раз переспросить? - говорил Тимо.
- Не могла, - отвечала Нори, - он мог меня заподозрить.
Лис прижался спиной к стене за дверью и прислушался.
- Единственное, что у нас было бы против него это его слова, а ты позволила ему кивнуть и улыбнуться!
- Если он не сказал, значит, уже что-то подозревает, - оправдывалась она, - я не могла рисковать.
- Ничего тебе нельзя доверить, - заключил Тимо.
- У меня есть слова о библиотеке, - Нори включила запись их разговора, - и Лис услышал свою неудачную шутку про взлом библиотеки.
Какой он был дурак! Он же еще тогда почувствовал неладное, когда Тимо позвонил ему и спросил, там ли он. Тимо не горе - шпион, он просто с самого начала собирался подставить Лиса.
- Этим его не поймаешь, - сказал Тимо, - Лис не настолько простак. Зря ты отблагодарила его. Нужно было еще поиграть в проблемы. Ну ладно.
Лис не стал дослушивать до конца и, тем более, что они уже собирались. Он потихоньку прошел вниз и свернул на площадку к лифтам.
Лис сидел в кресле, когда рядом к нему подсел Тимо.
- Лис, ты гений, и ты достоин гораздо большего. Повторим вчерашнее по другому адресу, и оплата составит твой заработок за два года. Как тебе?
В эту минуту вошел Виктор.
- Тимо, ты ошибся креслом, - заметил учитель.
- Подумай, - сказал Тимо, и пошел на свое место.
Лис никак не мог сосредоточиться на том, что говорил Виктор. Его мысли прыгали со списка адресов на крышу потом в кабинет директора. Какой он был дурак! Десять раз дурак и идиот! Зачем он полез в библиотеку, зачем проговорился об этом? Теперь это пятно на совести могло помешать помочь Валерии. И теперь это пятно было в руках Тимо. Потом началась передача, и он провалился в полусон.
Сегодня он очнулся первым. Лис слышал, как передатчик перестал шуметь. Посидев еще немного, Лис открыл глаза и огляделся. Двадцать пятый архив физики немного успокоил его. И он принял единственное правильное решение. Согласиться с Тимо, значило добровольно залезть в петлю и затянуть ее с улыбкой, как модный галстук. Не согласиться - ждать удара. Тимо подошел к нему, когда очнулся. Лис уже встал, и поправлял настройки передатчика.
- Я подумал, - сказал Лис, - мой ответ нет.
Тимо проводил его недобрым взглядом. Конечно, теперь Лис был для него лакомым кусочком. Он открывал двери без следов взлома. Только теперь Лис начал понимать, чем ему грозило подобное умение. Он снова шел наверх, и шел пешком по лестнице, чтобы ноги почувствовали тяжесть каждого шага. Потом он миновал длинный коридор и постучал в дверь.
- Да, войдите, - послышался голос из кабинета.
- Здравствуйте, Тэд, я Алисар Трохин, из семнадцатой аудитории, мне очень нужно с Вами поговорить, два вопроса.
- Проходи, - сказал Тэд. - Лис, - повторил он задумчиво, окидывая ученика оценивающим взглядом.
- Спасибо, - Лис присел на стул рядом. - У меня одно очень важное дело, от него зависит жизнь человека, если Вы мне не поможете, может случиться непоправимое.
Тэд сделался еще серьезнее, хоть и до этого был не весел, сейчас, наверное, было не время для решения важных вопросов. Но другого времени не было вообще, Лис попытался отбросить привычные ассоциации и идти до конца.
- А второе? - спросил Тэд.
- Второе это чистосердечное признание. С чего начать?
- С важного, разумеется.
- Я друг Валерии Кряжиной.
- Подожди, - перебил его Тэд.
Он прошел к двери, открыл ее и выглянул в коридор.
- Продолжай, - сказал он присаживаясь.
- Мне необходимо знать, где сейчас Валерия. От этого может зависеть ее жизнь.
- Ты что профессор медицины? - холодно поинтересовался директор.
- Если бы дело было в медицине, ей бы не требовалась помощь, - сказал Лис, немного склонившись к столу. Они встретились глазами, словно сцепились руками. Борьба длилась не так долго. Тэд отпустил.
- Как я должен узнать, что ты не из тех, кто вынудил ее уехать?
Лис достал из сумки лист обычной бумаги и положил на стол. Это был рисунок Валерии тот, где она нарисовала Лиса с телескопом на крыше. Тэд внимательно рассмотрел изображение, потом поглядел на Лиса, и опять на рисунок. Он знал почерк Валерии и то, что она всегда любила рисовать с натуры, так же было ему известно. Последний взгляд на работу Валерии окинул место, где находился этот человек, для людей двери на крыши обычно были закрыты. Тэд удивленно поднял бровь и вопросительно посмотрел на Лиса. Но называть адрес он все еще не торопился.
- Тогда Вам придется просто поверить мне, - сказал Лис. - Я же в ваших руках. У Вас есть мое имя, данные, можете исключить меня, можете убить, в конце концов.
- Второе, - напомнил Тэд.
- У Вас сейчас будет мое признание. Я пришел к вам с повинной потому, что меня могут попытаться шантажировать и вынудить, совершить незаконные действия.
- Продолжай, - директор откинулся в кресле.
- Я шесть раз проникал в школьную библиотеку и читал архивы без оплаты.
Лис опустил голову. Тед снова придвинулся к столу.
- Ты ломал замок шесть раз? - не поверил он своим ушам.
- Я не ломал, я открывал его, - уточнил Лис.
- Что? Велика разница. И ты еще просишь меня о чем-то? Хорош же ты, честный человек.
- Я готов понести любое наказание, но прошу немного отсрочить его, мне необходимо помочь Валерии.
- За такое я могу отчислить тебя, что ты тогда будешь делать?
- Совершенно справедливо. Если вы меня отчислите, я заплачу штраф и снова подам заявку на обучение. По тому же самому курсу. Я начну все с начала.
- Ты догадываешься, что на хорошие характеристики от меня рассчитывать не нужно?
- Да, - ответил Лис.
- Ты единственный негодяй из тысячи учеников за время моей работы, который позволил себе... - Тэд внезапно замолчал.
На мгновение настоящий человек показался в нем из-за гладкой металлической маски. Лис действительно был единственным за многие годы, кто пошел на нарушение не ради денег или баллов, а ради знаний. Никому другому такое и в голову не приходило. К тому же сделано все было с технической точки зрения безупречно.
Директор долго сверлил его взглядом, но потом вспомнил о Валерии.
- Хорошо, - лицо Тэда смягчилось, - для начала запиши, что ты прочитал за эти шесть раз.
Лис взял бумагу, ручку и составил список. Тэд пробежал глазами. Несколько серьезных архивов по истории и литература по технической части. Директор все еще оценивал Лиса с разных сторон, и гнев постепенно сходил на нет.
- Тебе нужен адрес, - повторил он. - По какой программе ты проходишь?
- По двадцать пятой, - ответил Лис.
- Техник... Хороший техник.
Лис промолчал, он не знал, стоило ли надеяться, что Тэд все-таки назовет ему адрес. А Тэд молчал, обдумывал что-то и тщательно взвешивал.
- А знаешь, у меня к тебе встречное предложение. Признаю, не многие люди в городе могут оценить твою тягу к знаниям и умение ладить с техникой. Я предлагаю тебе работу. У меня есть несколько проектов, где ты сможешь приложить свои способности.
Тэд достал из папки в углу экрана электронный документ и передал Лису. Это был договор о найме на работу, число имя и дата не были указаны.
- Я впишу твое имя, и номера задач, а ты поставишь подпись, и мы забудем про библиотеку. Я закрою твой большой штраф автоматом, в счет зарплаты. Первые четыре месяца ты будешь получать половину зарплаты. Число я пока указывать не буду, работу ты сможешь начать в любое удобное время в этом году.
- И Вы напишите адрес, - напомнил Лис.
- Адрес я напишу, даже если ты не согласишься, - сказал Тэд.
Лис подписал контракт. Директор взял чистый лист и написал несколько строк.
- Смотришь, запоминаешь, оставляешь листок, - Тэд подал ему записку. - Это тоже вопрос жизни и смерти. Поедешь с другого конца города. Я не смогу предупредить Бориса, поэтому тебе придется поговорить с ним самому.
- Тэд, спасибо. Я не подведу, - пообещал Лис.
Он вышел из кабинета и как можно быстрее отправился к выходу.

Было уже темно, когда Лис поднялся на крышу. Валерии снова не было. Но на мягкой кровле проступили светящиеся узоры, как только он ступил туда. Лис вгляделся в узор, и понял, что это была карта звездного неба. Это был ее ответ на цветы. Он пошел по крыше и звезды поднялись со своих мест. Они поплыли вверх, и теперь он стоял среди звезд, как будто был в космическом пространстве. А звезды плыли вокруг него, следуя своему вечному движению. Все было настолько правильно, что он узнавал созвездия и туманности. Потом звезды окружили его так плотно, что из-за их света не было видно ничего больше. Через минуту все погасло, и в темноте засветилась одно слово "благодарю". Лис был очень рад видеть это чудо. И его радость давала силы Валерии. Лис присел и стал ждать. Для него вокруг по-прежнему сияли звезды. Сегодня ему нужно было непременно дождаться ее, даже если на это ушла бы вся ночь. Валерия появилась через несколько минут, как только смогла стать видимой. Она улыбалась.

Лис открыл ящик стола и быстро взял оттуда несколько приборов на всякий случай, они могли пригодиться. Девушка стояла рядом и разглядывала фотографии на стене. Он зашел на страничку школы, и уведомил, что пропустит два дня. Маму он предупредил, что уедет ненадолго. Вскоре они отправились в путь. Сделали три пересадки в разных районах, на всякий случай, и к полуночи выехали из города. Валерия оставалась невидимой и молчала, чтобы беречь силы. Лис держал ее за руку, чтобы знать, что она тут. Такси неслось по артерии трассы с большой скоростью, но до места все еще оставалось около двух часов. Хотелось спать, и одновременно невозможно было уснуть. Лис закрыл глаза и, в который раз, стал думать о том, что сделает, когда они приедут. Он указал местом назначения тихую улочку на краю поселка. Оттуда было около получаса пешком до заброшенной фермы. Он должен был пройти эти три километра, чтобы открыть дверь для Валерии. Он уже в пятый раз проживал каждый шаг, который нужно было сделать. Спустя положенное время такси остановилось. Лис и Валерия вышли на пустынную улицу. Дорожное полотно здесь не было таким ровным, кое-где фонари высвечивали выбоины и ямы. Лис прошел еще немного и повернул на север. Здесь за деревьями начиналась песчаная тропинка. Было темно, но Лис не хотел включать фонарь, он какое-то время шел на ощупь, девушка вела его за руку, а потом выглянула луна, глаза привыкли, и Лис прибавил шагу. Через двадцать минут из ночной темноты выплыли огни двухэтажного дома. Ферма называлась заброшенной потому, что здесь больше не было никакого производства, а дом был в целости и сохранности. Лис тронул красную кнопку на своем ключе, на всякий случай, отключая видеорегистрацию. Вскоре они были уже у дверей. Он все слабее чувствовал ее руку в своей и торопился скорее попасть в дом. К тому же ему нужно было самому найти комнату Валерии в этом доме. Ему хотелось отдать ей кое-то. Дверь открылась быстро и бесшумно. Они вошли. Первый этаж Лис исключил сразу, здесь была только гостиная, столовая и технические помещения. Он прошел по лестнице на второй этаж. Было темно, все уже спали.
- Ты сможешь заглянуть сквозь дверь? - шепотом спросил он у своей спутницы.
- Я постараюсь, - сказала девушка.
Теперь она пошла впереди, она вглядывалась в двери и проходила дальше. Лис прошел в конец коридора к единственной двери, за которой горел свет, и прислушался.
- Состояние абсолютно без изменений, - говорил один незнакомый голос.
- У нее есть надежда? - спрашивал второй.
- Этот яд почти не причинил ей вреда, она не успела выпить всю порцию, ей стало плохо от одного глотка, и она потеряла сознание. Вообще все ее медицинские показатели в норме. Но почему она не пришла в себя для меня остается загадкой. Ее жизни ничего не угрожает, но активность мозга близка к нулю. Вам не удалось выяснить, кто ее отравил?
- Пока нет.
Лис увидел, что Валерия махнула ему рукой. Он проскользнул к ней и открыл дверь. Здесь пахло лекарствами, здесь в капсуле лежала она. Лис нажал кнопку и открыл прозрачную крышку, посмотрел на девушку и оглянулся. Валерия подошла следом. Она пыталась, что-то сказать, но от волнения слов было не разобрать, Лис понял, что она благодарила его. Она обняла его. Словно теплый летний ветер подул со всех сторон, и его уставшего и замерзшего пригрело солнце. Она исчезла. Лис достал из сумки ту фоторамку, которую взял в квартире Кряжиных и потянулся к ее руке.

Она поднялась вверх под самый потолок. Наконец она снова обрела себя. Валерия вспомнила, как улетала вверх, когда эту капсулу несли в транспортный аппарат. А теперь она опускалась вниз, словно первый снег медленно и легко. Когда она коснулась себя, страшное чувство падения с высоты, сменило легкость полета.
Она проснулась от какого-то дурного сна, резко открыла глаза и поднялась на кровати. Рядом с ней стоял какой-то незнакомый парень и смотрел на нее. Она уже хотела закричать, но он приложил палец к губам. Она испугалась. Но этот человек был здесь, видимо, не за тем, чтобы причинить ей вред, и почему-то она была благодарна ему. Он медленно протянул к ней руку и вложил в ее ладонь какой-то предмет.
- Кто ты? - спросила она вслух.
Он не ответил, он повернулся и быстро пошел прочь.
Лис вышел в коридор и услышал, как смолкли голоса в комнате.
- Что случилось?
- Я слышал или мне показалось?
Лис уже не успевал уйти, он открыл предпоследнюю дверь по коридору и спрятался в комнате. В следующий момент он услышал торопливые шаги по коридору, а затем радостные крики. Теперь можно было бы покинуть дом.
- Лили! - крикнул Борис, - Лили, скорее сюда! Соседняя дверь с убежищем Лиса отворилась и оттуда пробежала мама Валерии. Когда он услышал ее голос из комнаты Валерии, потихоньку открыл дверь и пошел к лестнице.
- Здесь кто-то был? - спрашивал Борис
- Не знаю, я могла ошибиться, - говорила Валерия, - здесь было темно.
Борис принюхался, и его лицо стало серьезным.
- Тебе не показалось, - сказал он. - Как он выглядел? А это что? - Борис заметил предмет в руках девушки. - Погоди-ка, я, кажется, знаю, что это, - сказал он. – Похоже, это был не враг.
Лис вышел из дома. Он долго шел по песчаной тропе к поселку, потом по дороге на другой конец поселка. Когда до конца осталось два дома, он вызвал такси. Теперь все было хорошо. Теперь можно было возвращаться домой. Лис сел в такси. Тепло и спокойствие, после бодрящей ночной прогулки должны были успокоить и заставить его заснуть, но он никак не мог перестать думать. Она не узнала его. Он и предполагал и боялся этого. Но самое главное, что она теперь была жива. Лис еще раз вздохнул. Сколько он сделал ради нее и ни о чем не жалел, и был рад, что все завершилось хорошо. Ее память о нем была самой малой платой из всех возможных, думал он. Так было даже лучше, теперь она не помнила ни вечера с телескопом, ни игру, ни букета роз, ни своего чудесного рисунка звезд. "Так даже лучше," - повторил он еще раз, теперь он мог познакомиться с ней снова, в ситуации, когда она ничего не должна ему. Но без той незнакомки в нем самом была теперь пустота. И как он не пытался, не мог пока заполнить ее самим собой. Теперь перед ним стояли задачи по поиску Рея. Он стал смотреть в окно и уплыл своими мыслями в далекое время. Это была его вторая поездка за город, пусть даже Лис не видел природы вокруг, он видел, что не было высотных зданий. Лису вспомнилось детство, когда Рей еще жил с ними. Как он водил маленького Лиса в парк аттракционов. Это всегда было весело, они могли целый день пропадать в парке, переходя с одного аттракциона на другой. Когда Лис спрашивал папу о нем самом, о работе, Рей отвечал полушутя и менял тему. И теперь, сменив с десяток работ, Лис понимал, что рассказывать было не о чем. Везде была одна и та же рутина и отсутствие необходимости в человеке.
Он уснул в конце пути. Так и не увидев, как на горизонте широкой полосой разноцветных зданий появился город. Издалека он казался приветливым, а здания игрушечными. Но вскоре он вырос вполовину неба, еще раз напоминая человеку его ничтожность, а потом и вовсе поглотил маленькую капсулу междугороднего такси. Приблизившись к первым домам, капсула снизила скорость и поплыла в одной из транспортных артерий города, среди огней подсветок и реклам, рядом с потоками зондов доставки, среди высотных зданий. Через пятнадцать минут такси остановилось. Здесь всегда было светло, но Лис, поглядел наверх и увидел далеко над крышами темно-синий крест неба.