Ларионов, или время профессионалов

Константин Жибуртович
После заявлений Игоря Ларионова о систематической коррупции в российском хоккее первый вице-президент Федерации хоккея России (а по сути – ныне главный человек в руководстве КХЛ и сборной) Роман Ротенберг безмолвствовал дней 10. И понятно, почему.

Ранее об этом, и ещё более жёстко, чем Ларионов, говорил и Вячеслав Фетисов:

– Лет семь назад, когда я возглавлял комитет по спорту в Совете Федерации, ко мне с этим вопросом (коррупция – примеч.) пришли родители. Которые просто подсчитали все цифры. На тот момент рынок подкаток, всевозможных доплат за игру, за место в пятёрке, составлял 30 миллионов долларов. Наличными. И это – только в Москве. В детско-юношеском хоккее.

Был отправлен депутатский запрос в федерацию. И не один. Ответили отпиской, что всё это ерунда, все у нас хорошо.

Я уже говорил об этом сто раз, могу повторить. Пока у всех наших клубов не будут равные возможности, прогресса не будет.

У нас есть несколько клубов-олигархов, которые всё забирают под себя, якобы в интересах сборной. Потом в сборную приезжают энхаэловцы – и задаёшься вопросом: а для чего всё делается, если на чемпионаты мира приезжают в основном ребята из-за океана? Наверное, смысл какой-то в этом есть. Но точно не спортивный, точно не для прогресса игроков и точно не для будущего страны.

Поэтому ребята и убегают из России как можно быстрее, и за счёт конкуренции, за счёт ежедневной борьбы, растут. Плюс ещё и блатные дети, которым сегодня просто покупают место в составах. Это чисто российское хоккейное ноу-хау, как мне кажется. Ни в одной точке мира людям в голову не придёт платить за бесталанного ребенка деньги, чтобы он играл в первом звене. Зачем?

В 18 лет он приходит на рынок профессионалов и никому там не нужен. То есть, получается, ты за собственные деньги исковеркал судьбу своего ребенка, изуродовал тренера, сам себя обманул. И в чём кайф? – сказал Фетисов.


***


Состояние нынешнего российского хоккея – край. Уже писал об этом, и повторюсь: Российский хоккей, который по-прежнему даёт элитных игроков НХЛ, держится на принципе «много рожающих баб». Если бы возможно было проследить, сколько талантов потеряно за минувшие лет 20 из-за состояния кадров, инфраструктуры и бедности родителей (хоккей – очень дорогой вид спорта), то победы молодёжки над сверстниками из США, Канады, Швеции и Финляндии назвали бы восьмым чудом света.

Российский хоккей, чаще всего, путь сумасшедших подвижников – Панарин и Бобровский с дошираками и покупками клюшек на последние деньги, Кузнецов, тренирующийся в долг за освещение катка в Челябинске. Можете представить схожую биографию у Кросби, Макдэвида, Стэмкоса, Тавареса или Кэйна – лишь потому, что их родители не из Вашингтона или Нью-Йорка, и не принадлежат к обеспеченным слоям из среднего класса, способным «занести» тренеру пачку купюр?

Проекты «три новых храма в день» и «ещё сто новых катков» на деле братья-близнецы. Они рождены советской показухой и закреплены нынешней светской и религиозной клептократией. Построить каток – разовое вложение. И прекрасный повод для т.н. «агрессивного белого пиара»: губернатор разрежет ленточку, чиновники отчитаются о «развитии хоккея» в регионе. Какова доступность этого катка для талантливых детей, не говоря уж о состоянии тренерских кадров на детско-юношеском уровне – эти вопросы в принципе не задаются.

А знаете, кто тренировал многих лучших игроков из СССР/России на ранних стадиях? Увы, не хоккейный педагог Макаренко. Сергея Фёдорова – папа, Артемия Панарина и Владимира Тарасенко – дедушки. Разве что Кучерову и Гусеву повезло с тренером (Геннадий Курдин), презиравшим все блатные игры за место в составе. Но таких бессребреников – единицы.

Нынешнее межсезонье стало рекордным в плане оттока россиян за океан. И вовсе не в статусе Никиты Гусева, который давно дозрел до лучшей лиги мира. Фарм-клуб, односторонний контракт на птичьих правах – всё равно, лишь бы попытать даже иллюзорный шанс.  И бегут уже не за долларами. А от среды.

Что – и Фетисов, и Ларионов, знают прекрасно.


***


У Ротенберга было всего два варианта. Вежливо поблагодарить Игоря Ларионова за прекрасную работу с молодёжной сборной России, но не продлевать контракт и втихаря отодвинуть от всех дел. И второй – прислушаться,  признать публично наличие проблемы и сделать ответный шаг навстречу. Он поступил именно так:

«Игорь Николаевич в недавнем интервью обозначил проблемы. Мы должны их признавать. Мы создаём горячую линию. Все сотрудники ФХР готовы к диалогу. Давайте все вместе бороться с проблемой блата в хоккее».

Считаю это маленькой, но победой. Как и работу Игоря Ларионова тренером молодёжной сборной России. До назначения Игоря в молодёжку Скатти Боумэн периодически недоумевал, отчего в России не востребован такой профессионал. Бессмысленно объяснять североамериканцу про наше кумовство и жажду пожизненного сидения в начальственных креслах, совершенно безотносительно уровня компетенции. Не поймёт: Why? Really? What for?

Тренер – это паблисити, что в НХЛ аксиома. Это профессия (кто-то поправит меня: призвание!) с педагогической составляющей. А педагог должен уметь доступно изложить суть даже дилетантам, впервые видящим лёд, шайбу и клюшку.

Процентов 80 российских тренеров – иные. Хмуроватые мужчины, чертящие схемы игры опасающимся их гнева хоккеистам. Когда они выходят к прессе, отделываются общими фразами. Не утруждают себя точным завершением мыслей. И даже если вопрос их заинтересовал, в ходе ответа кажется, что тренер рассказывает о плане выполнения сельхозработ и трудностях страды, а не хоккее.

Оттого мгновенно бросается в глаза контраст между условным Знарком и тем же Ларионовым или Фёдоровым. Выдающийся мастер, за редким исключением, не может быть молчаливо-косноязычным серым кардиналом – а это главная должность на Руси. 

Повторюсь: российский хоккей в таком состоянии, что если не доверить его спасение профессионалам, через несколько лет мы будем мечтать о бронзе чемпионата мира.

Хотя и так, последнее золото у нас случилось в 2014-м году, которое мало кто из разбирающихся в игре людей заметил и занёс в достижения. Потому что главный смотр на Олимпиаде в Сочи тремя месяцами ранее был полностью провален.


***

PS из моих заметок в ходе декабрьско-январского чемпионата мира среди молодёжных команд не старше 20-ти лет. О матче с хозяевами – чехами (3:4). 

Конфликта между главным тренером молодёжной сборной России Валерием Брагиным и его ассистентом Игорем Ларионовым нет, но недопонимание налицо.

И я сейчас не о хоккее. О менталитете. Русском и североамериканском (чуть шире – европейском). Вы, уверен, наслышаны о популярном слогане из тренингов по западной системе: Не бойтесь делегировать полномочия! И далее совсем уж популизм: Мы работаем в команде!

Но суть в том, что в НХЛ это именно так и воспринимают. И так работают. Вот – полномочия генменеджера, вот – главного тренера, потом ассистентов, которые отвечают за вратарей, оборону и нападение. Хозяину клуба и в голову не придёт заниматься ручным управлением. Он спрашивает о результате и слушает объяснения, отчего результат не сложился. Далее – он доверяет прежней команде профессионалов или меняет её на новую.

В первом матче молодёжного чемпионата мира с Чехией россияне взяли тайм-аут за 23 секунды до конца третьего периода, чтобы заменить вратаря шестым полевым игроком и попробовать перевести встречу в овертайм. Игорь Ларионов мгновенно схватил планшет и начал рисовать схемы: именно он отвечает за атаку, равно как игру в большинстве. И было заметно, что Валерий Брагин этого не понял.

В России в пиковых ситуациях все ждут, что изречёт Главный Человек. В данном случае, главный тренер. И совершенно неважно, что его уровень компетенции в узкоспециальном вопросе может быть ниже, чем у ассистента.

Примечательно, как реагирует Ларионов и на подвисший сейчас вопрос кому быть первым голкипером сборной. «У меня есть личное мнение, но я выскажу его после Николая Хабибуллина (он отвечает за работу с вратарями – примеч.) и Валерия Брагина». ТЧК.

Быть может, всё проще. Игорь Ларионов не способен являться Юрзиновым при Тихонове. Всё иное: восприятие, темперамент, да и менталитет – тоже. Но эту глобальную мысль проверит только время. А в конкретной ситуации матча Чехия – Россия Ларионов прав, как профессионал. И выглядит нарушившим субординацию, согласно российской (точнее – советской) системе взаимоотношений.

Я никогда эту систему не признавал. И считаю, в наш век за ней абсолютно нет будущего – ни в хоккее, ни в политике, ни в чём-либо ином.

PPS: У меня теплится надежда, что Роман Ротенберг это осознал…