медвежонок

Светлана Ярославцева
Когда Толю после Великой Отечественной в 1947 году комиссовали, ему 22 года исполнилось. Так иногда бывает. Прожито и пережито очень много, другому и во всю жизнь столько не пережить. А Толя весь этот опыт и трудный жизненный путь прошёл всего за 22 года. Позади остался госпиталь. Боль, улучшение, ухудшение и вновь нестерпимая разрывающая на множество осколков головная боль. Как будто тот взрыв страшной силы продолжал и продолжал трясти измученную контузией голову. Живот из-за стекла тоже болел, но терпимо. При выписке Военврач сказал напутственную речь, о том, что питаться теперь важно особо. За давлением следить. Посоветовал употреблять одну ложку коньяка в день, от спазмов сосудов головного мозга. Курить и злоупотреблять спиртным запретил. И вообще сказал, чтобы жил и радовался жизни. Если повезёт, то ещё столько же проживёт. И решил Толя исполнить свою давнюю мечту и поездить по Енисею. Сказывали красоты тот необыкновенной. Один берег у него пологий песчаный. А другой крутой высокий и обрывистый. Переходящий из песчаного, в глиняный, а затем и в скалистый. И если от Красноярска до Дудинки ехать, то природа всю свою переменчивую красоту откроет. От огромных могучих сибирских кедров до причудливого карликового тундрового стланика. А в Дудинке и вовсе можно увидеть настоящее северное сияние! И длинную предлинную полярную ночь.

Анатолий Васильевич приехал устраиваться в Красноярский речной порт радистом. Его сразу же приняли на большой буксир. Буксир таскал за собой караван судов от Красноярска до Дудинки и обратно. Иногда буксир оставался на зимовку в Дудинке. Оснащенный и укрепленный от давления льда буксир ставили в специальных местах, где зимой слабое течение и нет подвижки льда. Основная команда на зиму улетала самолётами по домам. А моторист с радистом должны были оставаться при транспорте. Ч то бы следить за состоянием вверенного им имущества. И во время сообщать о каких либо событиях и опасностях. Полярной длиной ночью бывало и белые мишки наведывались в гости. Об одной из таких историй и пойдёт сейчас рассказ.

Белый медвежонок и Сенька

Сенька, местный якутский мальчик очень любил ходить в гости к Васильевичу, как вежливо он называл Толю, слушать рассказы о войне. Сам приходил и приводил с собою ватагу озорных друзей. Сеньке ещё не было 7 лет и поэтому в школу не ходил. Но был очень смышлёный и любознательный.

Однажды, когда Толя с капитанского мостика осматривал в бинокль прибрежную полосу, он заметил знакомую огромную медведицу с маленьким медвежонком. Медведица явно куда то спешила, а медвежонок за ней не поспевал. Несколько раз медведица оглядывалась и останавливалась, но потом прибавила шагу и скрылась за морозной дымкой. Медвежонок и не собирался бежать за мамкой. Он решил идти прямиком к буксиру, на котором находился один Анатолий. Моторист отпросился в Дудинку и уехал с местными рыбаками на собачьих упряжках. Обещая вернуться через неделю и привезти разных вкусностей от местных хозяек. Анатолий не мог покинуть ответственный пост потому что раз в день обязан был докладывать о ледовой и общей береговой обстановке в порт.

Сначала Толю забавлял маленький любопытный медвежонок, карабкающийся и скатывающийся назад как по ледяной горки с буксира. Ему бы несколько метров пройти по очищенному от снега трапу и легко взойти за лакомой банкой сгущенного молока. Но он глупенький сердито урча продолжал настойчиво карабкаться по обледеневшему борту буксира. Буксир был большой, мощный, двухэтажный. Толя с капитанской рубки видел далеко вокруг. Дизель тихо работал. Прожектор ярко светил в темноту полярной ночи. Вдруг от берега донёсся детский смех. Это Сенька с друзьями идут в гости послушать его рассказы. Толя быстро сориентировался и начал светить прожектором в ту самую сторону куда ушла медведица. Но медведицы там не было. Как же так, озадаченно подумал радист, если медвежонок здесь, значит и мамка должна быть поблизости. А в это время, ни чего не подозревающие мальчишки вприпрыжку бегут к буксиру.

Толя старался увидеть, где может быть медведица. Но лёгкая морозная дымка все очертания делала не чёткими и в какой то мере призрачными. Не смотря на это в луче прожектора хорошо просматривалось пространство вокруг мальчишек. Всё было чисто и пустынно, значит они были в безопасности. Но что-то происходит за соседним бортом в большой полынье. Оттуда слышно ворчание и треск льда. Да, скорее всего там и должна ловить рыбу медведица. Именно там с подветренной стороны, местные рыбаки иногда специально для голодных тундровых зверьков оставляют мелкую рыбёшку. Наверно увлечённая лакомством медведица не обращает внимание на мечущийся прожектор и приближающийся мальчишечий визг. К Толе медведица давно привыкла. Скорее всего специально оставляет рядом с ним непослушного малыша, что бы был под присмотром. Но вот с мальчишками она не знакома. И как поведёт себя не известно.

Толя придумал рискованный для себя план. Он перестал предостерегающе двигать прожектор, потому что мальчишки за весёлыми разговорами всё равно не обращали на это ни какого внимания. Направил и установил прожектор как обычно в сторону тропинки, протоптанную детьми среди льда и снега. Что бы они хорошо видели как безопасно пройти к буксиру. А сам тем временем открыл банку со сгущёнкой. Сгрёб в охапку медвежонка и побежал за буксир.

Толя с бешено колотящимся сердцем стоял под буксиром затаившись в темноте полярной ночи. Он чувствовал как кровь стучит в висках, постарался медленно расслабится и успокоится. Через какое то время он услышал сверху звонкий детский смех и очень обрадовался. Значит мальчишки его с медвежонком не заметили и благополучно поднялись на буксир. Всё с детьми теперь будет хорошо! Они будут ждать его в тёплой каюте. Такой у них уговор. Даже если его нет на буксире и он уходит на берег, Всё равно он вернётся к определённому часу, что бы передавать очередное сообщение в Красноярск. -Всё будет хорошо, успокаивал себя и медвежонка Толя:

-Сенька сейчас вскипятит чайник, откроет сгущёнку. Положит гостинцы на тарелку. Скорее всего это будут мои любимые печёные пироги со сладкой морковкой.

Может быть от мыслей о вкусных пирожках, а может от чавканья, присосавшегося к банке со сгущенкой медвежонка. У Толи побежали слюнки, и одновременно засосало под ложечкой. Он не знал, что будет делать, если сейчас столкнётся нос к носу с разьярённой медведицей. Как будет доказывать, что не собирается причинить вреда её любимому детищу.

Но ему повезло. Рыбаки поймали много крупной рыбы, а мелочь оставили животным. Белоснежные песцы, пушистые рыжие лисицы беззлобно огрызаясь друг с другом, ели рыбёшку. И посреди этого пиршества восседала белая медведица и ворча толи от удовольствия, то ли для важности тоже похрустывала мёрзлой рыбкой. Никто из них не обратил на Анатолия ни какого внимания.

Он усадил довольного медвежонка с банкой вкусного молока на безопасном расстоянии от полыньи и неподалёку от пиршества. А сам потихоньку пошёл обратно на буксир.

Почему на него не обратили внимания?

Может потому что за несколько месяцев к нему все животные привыкли? А может потому что чувствовали, что он их не обидит, потому что очень любит их и всю прекрасную и величественную окружающую природу.

Катя и Толя https://www.livemaster.ru/topic/1924839

Беглые крепостные http://www.livemaster.ru/topic/1924843
Данила http://www.livemaster.ru/topic/1924827
 ©