Моцарт ушёл с молотка

Алла Чурлина
Специалистам известны четырнадцать портретов Вольфганга Амадея Моцарта, которые были созданы при жизни композитора (1756 - 1791). Пять из них, для которых он позировал, т.е. был моделью. Именно к этой последней категории относится полотно, выставленное на торги вечером в среду, 27 ноября, в Париже: этот портрет 13-летнего Моцарта (на самом деле 14-летнего накануне его 15-летия) достиг цены в 4,031,500 евро. По мнению дома Christie's, это самая высокая цена, когда-либо заплаченная за портрет Моцарта. Перед аукционом оценочная стоимость была установлена ;;в 800 000 - 1 200 000 евро.

Портрет находился во владении австрийской семьи Купельвизеров ещё с середины 19 века до 1930 года, а после них принадлежал французскому пианисту, дирижёру и музыковеду Альфреду Дени Корто (1877-1962). Он был создан в январе 1770 года в Вероне. Моцарта с отцом тогда принимал у себя в гостях губернатор Пьетро Лугати (Luggiatti), и, предположительно, именно он был заказчиком этого портрета у своего кузена, художника из Вероны Джамбеттино Чиньяроли. Как позже Лугати писал матери Моцарта, Анне-Марии Моцарт (урожд. Пертль), портрет был исполнен как дорогой сувенир - ведь слава о 13-летнем мальчике-вундеркинде сделала его широко известным.

Изображение Моцарта здесь отражает его статус композитора. Интересной деталью работы являются ноты, стоящие перед ним на пульте клавесина. Кроме того, на крышке инструмента лежит скрипка и стоит чернильница с гусиным пером. В этой нотной записи представлено целиком музыкальное произведение, которое на сегодня нигде в его наследии не обнаружено. Возможно, что это сочинение самого Моцарта или это другая пьеса, которую он исполнил во время своего гостевого выступления в Вероне. Другой источник утверждает, что это произведение Мацарта - Allegros или «Molto Allegro” G-Dur из KV 72a (Веронское аллегро). Моцарт не исполняет музыку, а как бы пережидает паузу перед выступлением в доме своего веронского покровителя. При этом его мизинец правой руки кокетливо вздёрнут и демонстрирует зрителям высокую награду от Папского двора: Клемент XIV наградил мальчика перстнем с бриллиантами за его высочайшие успехи в гастролях по Италии. Инструмент также описан с точностью: это клавесин (чембало) работы итальянского мастера 1583 года Джованни Челестино. И изображением юного гения, и единственным свидетельством этой музыки портрет действительно представляет собой уникальный артефакт.

Сам портрет, который был перед его продажей во Франции во владении семьи Купельвизер из Лунц-ам-Зее и затем г-на Корто, в последний раз предъявили для обозрения в 2013 году на тематической выставке Международного фонда Моцартеум в Зальцбурге в рамках ежегодного фестиваля «Неделя Моцарта», проходящего «вокруг» дня его рождения 27 января 1756 года. В тот раз выставка как раз и исследовала тему изображений Моцарта в живописи («Моцарт в портретах, картинки с Моцартом»)- и в период его жизни, и впоследствии в «фантазиях» художников. Выставка помогла расставить многие акценты и разрешить сомнения: что подлинно и при жизни, а что ошибочно или даже спекулятивно. Из 200 существующих его портретов (включая современные торговые бренды с его изображениями) только 5 являются списанными с натуры. Их увеличенные образы красуются в окнах Жилого дома Моцартов на Макартплатц 8 в Зальцбурге справа от входа в музей.

Именно тогда было объявлено специалистами, что так называемый портрет «Мальчик с птичьим гнездом» это не Моцарт. Как и любимый в России портрет для концертных афиш - «Мальчик, сидящий у клавира», закинув ногу на ногу, - это тоже не Моцарт, а 11-летний аристократ Карл Граф Фирмиан (Carl Graf Firmian) работы Франца Таддеуша Хельблинга (Franz Thaddaus Helbling). Мода была изображать богатых юнцов «а ля Моцарт». Но ни эта мода, ни желания «нагреть руки» на его вещдоках не могут умалить или исказить значимости его личности и его наследия: всё это, скорее, отражает нашу человеческую природу перед лицом божественного, вечную погоню обывателя возвысить себя за чужой счёт.

Что же касается портрета, ушедшего с торгов за 4 миллиона евро в неизвестном направлении, конечно Международный фонд Моцартеум приложил все усилия, чтобы приобрести его в собрание музеев Моцарта в Зальцбурге. Но перед такой заоблачной ценой даже фонд был вынужден отступить. Не случайно заголовок в Зальцбургских ведомостях (SN) гласит: «тому, кто борется за Моцарта, нужны миллионы». Остаётся надеяться на богатых меценатов, ведь уже не раз ценнейшие экспонаты его жизни и творчества были принесены фонду в дар.


30.11.2019