Старинная дамба

Николай Наумкин
Старинная дамба.
Как мы не ругаем природу, а она иногда заставляет нас вспомнить о прошедшем. В 2019 году уровень воды в реке Волга оказался катастрофически маленьким настолько, что из за этого прекратилась перевозка пассажиров и грузов по реке. Но зато обнажилось дно, доселе находившееся под водой, в результате чего можно стало вспомнить о прошлом. Однажды мой старший сын Олег рассказал, что на реке около города обнажилась старинная мостовая, выложенная окатанными водой валунами. Сразу же на память пришло, что в прошлом на реке Казанка, напротив кремля ежегодно проходило богослужение посвященное прибытию в Казань с крестным ходом из Семиозерной пустыни иконы Смоленской божьей матери. Поэтому я рассудил нет ничего удивительного в том, что напротив кремля на берегу реки могла оказаться древняя мощеная площадка, ведь священники, и простые горожане, участвовавшие во встрече иконы наверняка не хотели пачкать ноги нанесенным половодьем илом. Как проходило это действо на реке Казанка можно увидеть на стенных росписях Благовещенского собора расположенного в Казанском кремле. Но потом оказалось, что мощеная булыжником площадка находится не напротив кремля, а тянется от современной лодочной станции Локомотив до Адмиралтейской слободы, где в прошлом по приказу Петра первого была создана судостроительная верфь, на которой строились большие торговые суда. Адмиралтейская слобода расположена рядом с устьем реки Казанки впадающей в Волгу, а на противоположном ее берегу стоит пороховой завод, построенный тоже по приказу царя Петра первого. Эту мощеную окатанным булыжником площадку, протянувшуюся вдоль берега Волги, люди сразу же прозвали старинной царской дорогой, хотя она доходит только до устья Казанки, где и заканчивается. Судя по ширине мощеной камнем площадки, и по ее длине доходящей только до устья Казанки назвать это рукотворное сооружение дорогой язык не поворачивается. Вероятнее всего это остатки дамбы предотвращавшей от размывания довольно бурной рекой Волжского берега, на котором находился еще в древности разросшийся город. Конечно эта дамба в прошлом использовалась и как дорога, по которой из города в Адмиралтейскую слободу регулярно ездили живущие в Казани чиновники призванные наблюдать за работами на верфи. Прежний негативный опыт Казани подсказывал местной администрации, что такая дамба для защиты берега просто необходима. Когда люди впервые построили на этом месте город, то вскоре произошла серьезная природная катастрофа, виновницей которой стала человеческая беспечность и своенравная река Волга. Следы той древней катастрофы можно наблюдать и сегодня, в виде древнего русла Казанки, образованного протокой Булак проходящей мимо Казанской крепости, и цепочкой из трех озер Кабан доходящих почти до реки Волга. Почему в древности произошла эта катастрофа тоже понятно. Известно, что по приказу первых царей управлявших ханством, было строго запрещено рубить деревья вблизи города, дабы не нарушать естественной защиты Казани. Похоже, лес для постройки крепости и жилых домов рубили на Сухой реке, в результате чего та просто пересохла. Когда это случилось, водосброс реки Казанки сильно уменьшился, и бурная Волга очень скоро занесла речную дельту песком. После этого реке Казанке ничего не оставалось, как пробить себе новое русло. Вот именно эта причина, о которой были хорошо осведомлены прежние власти, вероятно и послужила толчком к укреплению волжского берега вдоль города. На представленном в статье снимке видна мощеная булыжником дамба протянувшаяся вдоль берега Волги. 1. Конечно, эта местность памятна еще одним крупным событием, ведь из истории Казани известно, что именно здесь произошло столкновение Русского и Татарского войска, когда славяне попытались высадиться здесь на берег, чтобы осадить неприятельский город. Но следов той давней битвы, на Волжском берегу по прошествии многих сотен лет вряд ли осталось, зато сохранилась построенная в незапамятные времена булыжная дамба, предотвращавшая от размыва берега бурной рекой. Да и построенные по приказу одного и того же царя, судостроительная верфь, и пороховой завод,  видимо не зря оказались рядом. Ведь в этом случае, спущенные на воду новые грузовые суда, можно было сразу загрузить бочками с порохом, что значительно удешевляло их постройку. Поэтому где то в дельте Казанки, или на берегу Волги, можно обнаружить остатки того старого причала, с которого и  осуществлялась эта погрузка. После постройки Куйбышевской ГЕС, и заполнения одноименного водохранилища все следы прошлого скрылись под водой, и только теперь благодаря падению уровня воды в Волге прежняя дамба вновь открылась взору. Правда это вероятно только часть того древнего сооружения которое протянулось дальше Локомотива, и прежде вероятно предохраняло берег от размыва в районе современного речного порта. А вот в районе перед Адмиралтейской слободой, где прокопали новое русло для реки Казанки, впадающей теперь в Волгу ближе к городу, прежнюю старинную дамбу похоже уничтожили при строительстве Куйбышевской ГЕС. Как же могло в древности происходить столь масштабное строительство булыжной дамбы, которое длилось вероятно несколько лет подряд? Ответить на этот вопрос в настоящее время достаточно просто. Такого окатанного водой камня в самом городе и его окрестностях как известно нет, поэтому его вероятнее всего на построенных здесь же судах привозили в Казань из других мест разгружая кучами по всему речному берегу. После чего специальные бригады рабочих, несколько лет подряд в летнее время укладывали его вдоль берега. Зимой, или в сильное весеннее половодье, работы по строительству защитной дамбы похоже не велись.
           Использованные материалы.
1. Булыжная дамба, фото Наумкина Олега.