Эль Греко. Совлечение одежд с Христа

Алина Алексеева-Маркезин
    Эль Греко. Совлечение одежд с Христа. (El Expolio ) 1577–1579 Холст, Масло. 285 ; 173 см Толедский собор, Толедо, Испания

    Этот алтарный образ написан Эль Греко в 1577—1579 годах  для ризницы главного алтаря Толедского собора, где и находится по сей день.Это был один из первых заказов художника в Толедо.Заказ на работу художник получил благодаря давней дружбе с Луисом де Кастилья, сыном декана Толедского собора Диего де Кастилья.

   На картине изображён Христос, со спокойным безразличием обративший взор в небеса, отрешённый от окружающей его жестокости . Светлый лик Спасителя резко контрастирует с грубыми фигурами столпившегося вокруг него возмущённого люда.

 Всю мощь своего выразительного искусства Эль Греко сосредоточил на ярко-красном хитоне Христа. Фиолетовые тени в складках одеяния и светлые места на его рельефных очертаниях лишь усиливают царственное величие красного на полотне.

      Один из присутствующих  осуждающе указывает пальцем на приговорённого к распятию, а рядом уже идёт спор за его одежду. Человек в зелёном крепко держит верёвку, привязанную к руке Христа, и готовится сорвать с него хитон для подготовки к распятию.
      
    На переднем плане в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь.

   Одни выполняют рутинную работу, другие страдают и только сам мученик не обращает внимание на происходящее. Его глаза подняты высоко в небо с покорностью и молитвой, а лик словно светится изнутри.
    
    Лицо Христа резко выделяется на фоне воинов, ведь их автор картины изобразил в более тёмных тонах, подчёркивая, что их души погружены во мрак, в то время как душа осуждённого на казнь просветлённа и чиста.

   По мнению искусствоведа Гарольда Уэтея картина является «экстраординарно оригинальным шедевром», эмоциональный эффект от которой достигается необычайно интенсивным использованием красок.

      Возможно, на создание картины оказали влияние величественные образы Спасителя из византийского искусства, так как тема совлечения одежд была крайне редкой в западной живописи того времени.
    
    Работа подписана на лиске бумаги, который изображён слева внизу  крошечными греческими буквами: «Domnikos Theoto  Krs Ep ».

        Сохранился документ, связанный с этой картиной и датированный 2 июля 1577 года, являющийся самым ранним свидетельством появления Эль Греко в Испании.

     Картина «Совлечение одежд с Христа» стала предметом споров между художником и представителями Толедского собора относительно оплаты за проделанную работу. По решению суда Эль Греко получил 350 дукатов, хотя сам оценивал её на 950.

   Соборное духовенство возражало против появления на картине трёх Марий, так как в Евангелиях не упоминается их присутствие при данной сцене. Эль Греко, вероятно, позаимствовал этот элемент, как и верёвку на запястье, из «Размышлений о жизни Христа» Псевдо-Бонавентуры. Размещение истязателей выше головы Христа также использовалось в качестве аргумента для снижения цены за работу.

     Несмотря на недовольство духовенства, картина имела огромный успех. В настоящее время известно как минимум 17 её версий, две из которых, значительно меньшего размера, принадлежат руке самого Эль Греко, являясь, возможно, рабочими эскизами.

      После проведения реставрационных работ в конце 2013 года «Совлечение одежд с Христа» была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо и в 2014 году возвращена в Толедо.