Чудеса становятся явью Гл. 13 Эпилог

Людмила Лукьянцева
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ ЭПИЛОГ

        На следующий день Арсений отпросился у родителей съездить в район к закадычному другу, начальнику районной полиции -  Алексею Самохину.
- У меня к нему есть очень важное дело.  Решу все вопросы и к обеду вернусь. Батя, я вчера немного не доплёл Бимкин домик, ты, пожалуйста, его доделай.  Я постараюсь купить метра три москитной сетки. Мы домик обтянем, вынесем на веранду, чтобы  Бим привыкал спать один, охранял хозяев.
Когда сын  уехал, Мария спросила мужа:
- Миша, ты не знаешь, что за важные дела появились у сына к Алексею? Вчера Арсюша вёл себя как-то странно. Сказал, что у него есть задумка, которая может изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Он тебе о ней на рыбалке или покосе ничего не говорил?
- Нет, Маша, никакого разговора у нас с ним на тайную тему не было.  Вчера, так же, ни очём секретном не сообщал. После обеда он сразу стал доплетать ивовый домик.  Мать, ты меня заинтриговала, может, сын решил переговорить с другом о соседе-самогонщике. С Генкой-то поговорить до сих пор не удалось, куда-то пропал, как сквозь землю провалился.
- Миша, люди говорят, что Клавдия Мытарева  недавно на него нашему участковому пожаловалась. Генка струсил и решил временно сменить местожительства. Нашёл себе сожительницу -  Соньку Пирогову  в соседней деревне Сосновке. Теперь вместе с нею там население спаивают. За домом и огородом осталась ухаживать его старенькая бабушка Устинья.

        К двум часам дня, как и обещал, Арсений вернулся. Закрыл калитку и возбужденно произнёс:
- Дорогие предки, кормите меня скорее, проголодался, как волк. Перекушу, по-быстрому, открою вам важные секреты и потом  кое-куда отведу. Новостей у меня целый короб: одна другой радостнее.
  Мария молча кинулась накрывать сыну на стол. Они втроём только что пообедали. Михаил  не стал до времени надоедать сыну расспросами. Только одна Лиза загадочно улыбнулась и тихонечко шепнула бабушке:
- Бабуля, одну секретную новость я знаю... Только мама с папой строго запретили её сообщать. Сказали - сами расскажут. Совсем скоро вы узнаете добрую весть от папочки.
- Спасибо, мама, я, кажется, уже наелся досыта, - проговорил Арсений, - а сейчас, родственники, садитесь напротив и слушайте  приятнейшие вести. В районе я  побывал на телеграфе и два часа назад созвонился с Кристиной. Ей по сотовому телефону долго разговаривать нельзя, на это есть  причина. Какая причина, сами скоро поймёте. Я долго говорил с женой по стационарному телефону и узнал замечательную новость.
Сообщаю вам нашу семейную радость: вы в середине декабря этого года второй раз станете дедушкой и бабушкой. Сразу не сказал по просьбе жены. Она только в три споловиной месяца могла узнать пол ребёнка. Вчера ей на УЗИ собщили: будет мальчик.
- Ура! - громко закричала Лиза, - у меня будет братик Серёженька.
Дедушка с бабушкой просто остолбенели от услышанного сообщения.  Михаил пришёл в себя первым и спросил:
- Лизонька, почему ты братика назвала Серёженькой? В честь кого Ракитин третий будет так назван?
- Ну, батя, ты даёшь! - засмеялся Арсений. -  Вспомни своё имя и отчество - Михаил Сергеевич. Назвали в честь твоего отца Сергея Михайловича. 
- Да, дедулечка, дали имя в честь моего прадедушки. Мне очень нравится имя Сережа, так зовут мальчика из нашего детского сада.  Он умный и добрый, всегда защищал меня от злых бродячих собак.
Добрая весть так обрадовала деда, что он даже всплакнул. Когда упокоился, взволнованно произнёс:
- Мать, ты даже не понимаешь значения данного события. Теперь род Ракитиных не оборвётся,  его продолжит Сергей Арсентьевич Ракитин. Ну, дети, уважили, так уважили! Теперь, Арсюша, ты жёнушку должен беречь, как зеницу ока. Ребетёнок должен появиться на свет здоровым и крепким мужичком.
Мария поглядела на мужа и полезла рукой в карман фартука. Достала из него батистовый голубенький платочек, вытерла набежавшие слёзы радости и тихо сказала:
- Спасибо вам, мои родные, за добрую весть. Мы с отцом ждали её целых семь лет. Желаю вам здоровья, а, главное, сердечного взаимопонимания между тобой и Кристиной.  Хотелось, чтобы вы изменили место жительства. Чтобы дети жили в нормальных климатических условиях, а не прятались месяцами в доме от пятидесятиградусных морозов.
- Мама, какая ты умная и рассудительная женщина. Всё правильно сказала. Я и хочу внести в нашу семейную жизнь некоторые весомые коррективы. Когда мы разговаривали с Кристиной, она мне  сказала: 
- Арсений, пришло письмо из администрации. В нём сообщается, что договор о заключении трёхлетнего  срока работы в нефтяной компании, заканчивается через  месяц: 25 июля этого года. Нужно заключить новый договор или рассчитаться. Жена попросила меня посоветоваться с вами: как и где нам дальше жить?
- Так вот, родители, мне нужен ваш совет: как поступить? Заключить новый договор по работе на три последующих года или взять рассчёт?
- Арсений, ты уже взрослый человек, такие вопросы должен решать  вдвоём с женой, - произнёс Михаил. -  Но у меня все-таки по данному вопросу есть собственное мнение: нужно брать рассчёт и переезжать к нам в Лебяжье. Судьба к вам с женой и детьми идёт навстречу. Всё складывается  так,  как надо.  Не упустите данный судьбой шанс. Невозможное, как ты говоришь, иногда при сильном душевном желании и  физическом старании, становится возможным.  И это так!
Ты по профессии педагог, а не нефтяник. Именно, в Москве, в пединституте, сошлись ваши тропы в одну, которая свела тебя с Кристиной.  Вы на четвёртом курсе поженились.  После окончания три года отработали в школе. Жили на съёмной квартире, где родилась Лизонька. С рождением Лизоньки, чтобы накопить деньги на свою квартиру,  переехали  на работу в Уренгой.  Отработали по договору три года, куда ещё больше?
Тогда ребёнок был один, а сейчас их станет двое.  В доме барачного типа, который принадлежит не вам, а компании, нет надлежащих условий для нормальной жизни внучат. Мы с матерью хорошо помним ваши мытарства по квартирам.  Поэтому я думаю: пришло время из-за детей покинуть холодный северный город.
Вернёшься в родное село,  устроишься в любимую тобой школу. Будешь вести физику и ОБЖ.  Учителей в сельской местности катастрофически не хватает.  Я согласен с тобой: учителям, по сравнению с нефтяниками, платят мизерную зарплату, но не в деньгах счастье. 
Твои дети вырастут на свежем воздухе, на чудной природе. Есть будут экологически здоровую пищу. Купаться, загорать в чистых озёрах. А, главное, будут ощущать себя здесь свободными и счастливыми людьми. Это и есть настоящее счастье, дорогой сын.
А теперь, насчёт работы жены: Кристина после декрета  так же сможет работать работать в Лебяжьем: она - филолог.  Преподаватели русского языка и летературы, истории везде на расхват. Можно в нашем Лебяжьем преподавать, или в строительном техникуме в Кировском районе.
Она  руководящую должность - директора школы освоила. Говорю моё окончательное мнение: незамедлительный расчёт и переезд в родные пенаты. Жить есть где, а на следующий год вместе новый дом или купим, или построим.

        - Мама, а что ты порекомендуешь делать?  У тебя с нашим переездом намного больше прибавиться хлопот.
- Сынок, какие там хлопоты?  Они только в радость будут. Нет большего счастья, чем внуки, бегающие по дому. Не смотря на то, что мы с отцом живём вдвоём, дом без внучат  кажется  одиноким. В нём нет полного семейного лада.
Запомни, сынок, мир и полное согласие   в семье бывает тогда, когда есть о ком заботиться до конца жизни.   Счастье не оставит пожилых людей  и в старости, если  дети и внуки,  обогреют ласковым, добрым словом.
Семья, как озеро, должна быть полной чашей. Чашей добра и радости, а без детей, внуков и правнуков она пуста и холодна.  Ты, сынок, можешь  мне сейчас сказать , что это душевное обречение, расстворение в судьбе других. Нет, это и есть судьбоносное выполнение своей жизненной миссии каждым человеком.
Так, что я во всём согласна с отцом. Переезжайте в родные чертоги, сюда, где родились. Пусть ракитинский род пускает корни на родной земле, обустраивается и крепнет силой. Хочу, чтобы сбылись наши общие  заветные желания. Я прожила достаточно много лет на земле и верю: чудеса сбываются! Так давайте их вместе творить руками, душой и сердцем.
- Дедушка Миша и Бабушка Маша, я тоже с вами соглашаюсь, - серьёзно заявила Лиза. -  Мне не нравится жить в Уренгое: всё время боюсь, что на меня нападут огромные злые собаки, разгуливающие по улице. Даю слово, что буду хорошо учиться, сдушаться и помогать выращивать Бимочку. Чутъ-чуть подрасту и стану сама поливать грядки и цветы. Папа, давайте жить здесь, думаю, что и мама согласится.
- Мне, любимые родные, понравилось ваше единое мнение по вопросу переезда в Лебяжье, - сказал твёрдым голосом Арсений. - У всех вас по этому вопросу такие мощные доводы и убеждения, что их просто невозможно опровергнуть.  Молодцы!  Вы  трое  правы, я и с Кристиной сегодня по телефону обсудил тему переезда, она согласна. И так: этим летом мы переезжаем в наше село.
- Ура! - весело  закричала Лизонька, - и  кинулась с поцелуями к счастливому отцу.
- Ну, а сейчас, новый сюрприз: мы отправляемся на экскурсию. Я обещал вам кое-что показать, - загадочно проговорил Арсений. - На месте прибытия всё объясню. Да, а где Бим? Я купил ему маленький поводок с ошейником, наденем ему на шею и возьмём с собой.
- Папуль, Бимочка спит в ивовом домике в летней кухне. У него сон час до четырёх часов. Сколько на твоих часах времени?
- На часах, доченька, без четверти четыре, пора  его будить. Пойдём, я надену на него поводок. Мама, а тебе лучше в туфли переобуться. Там, куда мы пойдём, очень высокая трава, домашние тапки могут промокнуть. А ты, батя, на замок дом не забудь закрыть.
Арсений пошёл впереди по дороге, ведущей к новостройке.  Стройка находилась в самом начале первого из четырёх озёр в селе.  Жители прозвали его Малым озерцом.  Именно, на его парвом берегу строили уже полтора года коттеджи для районного начальства и приезжих дачников.  Вся дорога к стройке  заняла ровно пятнадцать минут. Когда поравнялись с первым красно-кирпичным коттеджем, Арсений остановился перед железными воротами и сказал:
- Вот в этом прекрасном доме,  как я полагаю, моё семейство и будет жить. Сегодня, перед разговором с женой, я встречался с другом Алексеем Самохиным. Он предложил мне купить у него готовый дом, абсолютно благоустроенный.  В нём нет только мебели и других домашних аксессуаров. При доме двадцать пять соток земли. Сад этой весной Алексей частично засадил плодовыми деревьями и ягодными кустарниками.  Даже высадил целых три сотки ревмантанной виктории.
Цена дома, примерно, полтора миллиона. Окончательную цену назовём мы, когда осмотрим дом, огород и сад. За садом есть калитка, которая ведёт прямо к озеру. Дачники развели в нём карпов,  построили мостик для ныряния. А, главное, сделали замечательный подарок детям. Засыпали часть берега на озере золотистым песком, получился заечательный пляж.
Если сойдёмся в цене, Самохин, на полученные от нас деньги, купит себе такой же коттедж. Он построен на окраине Кировского района в сосновом бору.  Названная им сумма у нас накоплена, не зря же мы с женой три года мёрзли на пятидесяти градусных морозах.
Ладно, пойдёмте смотреть расположение комнат в двухэтажном особняке. Всё семейство было приятно удивлено увиденным внутри дома. На первом этаже находился большой, комфортный зал, окна которого выходили на восход солнца. Стены зала были окрашены в мятный цвет. Напротив зала обустроена удобная кухня.  Половина её правой стены мастер выложил необыкновенно красивым кафелем. Присутствовал и главный жизненный атрибут - туалет.
На втором этаже покупатели увидели две спальни: одна для взрослых, другая для детей. Спальни оклеили весьма экзотическими обоями. Здесь же располагалась шикарная ванна, совмещённая с туалетом. Лизе особенно понравилась винтовая деревянная лестница между этажами. Она не заканчивалась вторым этажом, а вела на крышу дома. Поднялись по ней и увидели по середине крыши ещё одну, небольшую, но очень уютную комнатку с окном, уходящим в небо.
- Папа, можно я здесь буду жить, мне очень нравится окно в котором видно небо и облака.
- Дочка, надо сначала купить дом, а потом расселяться по понравившимся комнатам.
- Тогда давай, завтра же и купим, мне всё-всё здесь понравилось. Хочу, хочу в красивом доме жить!
- Ну вот, одна дама из нашего семейства уже высказала своё положительное мнение, а что вы, родители, думаете, по поводу покупки дома?
- Знаешь, сынок, мне, как бывалой хозяйке, очень понравился и внешний, и внутренний облик коттеджа. Я двумя руками голосую за его покупку.
- А ты, батя, что зажал мужское мнение? Или дом тебе не по душе?
- Почему не по душе? Очень даже хорош! Сразу видно, на кого строители работали. С них был двойной спрос: начальство обижать нельзя. Тебе можно сказать несказанно повезло: покупай! Я лично подтверждаю:  дом, построенный твоим другом, названных им денег стоит. Платим полтора миллиона.
- Тогда пойдёмте посмотрим гараж, погреб и сад.  После осмотра позвоню Кристине и скажу наше общее мнение.
Всем всё понравилось, Арсений позвонил жене, сообщил радостную весть о покупке дома. Попросил её прилететь в среду, чтобы в четверг оформить  договор  у нотариуса.
- Спасибо за добрую весть, ждите, в среду буду у вас в Лебяжьем, - радостно ответила Кристина.
Кристина, как и пообещала, прилетела на самолёте в среду. Арсений встретил жену в аэропорту, и они сразу поехали к Алексею Самохину заключать договор купли-продажи. Через три часа втроём вернулись к родителям в Лебяжье, чтобы обмыть купленный особняк. Когда Лиза услышала, что дом теперь принадлежит им, восторженно закричала:
- Ура! Спасибо вам, дядя Лёша, что продали нам красивый дом. Теперь комната на третьем-крышном этаже станет моей.  Я там буду в окошко на небесные тучки смотреть и их зарисовывать.  Мама с папой, вы не обижайтесь, я  вас тоже буду пускать в сказочную комнату. В ней вы будете слушать разговор деревьев с дождём и ветром.
- Я очень рада за вас, дети, - радостно проговорила Мария. - Вы, наконец-то, осуществили долгожданную заветную мечту. Обрели настоящий семейный очаг. Дом нам с отцом понравился. Выражаю тебе, Алёша, сердечную благодарность.
Вам, молодые супруги, желаю одного, чтобы в очаге всегда горел огонь любви.  Пусть ваши дети подарят вам в будущем  внуков, а внуки правнуков.  Они принесут радость и счастье, как  в вашу семью, так и в нашу.
- Да, сын, ты молодец! Всё таки оправдал мои надежды. Теперь все соберёмся в одном месте.  Наш ракитинский род пустит в нём свои корни.  Долгожданная задумка осуществилась. Мы с матерью будем вам во всём помогать. А вы ищите подходящую работу и растите детей нам на радость.  Тебе, Алексей, огромное спасибо за дружбу с сыном и за коттедж.
- Спасибо, батя, за поддержку. Мы с Кристиной вам благодарны за постоянную помощь в трудные минуты жизни. Коли ты заговорил о работе, то сообщаю вам новость. Алексей уговорил меня идти к нему в отдел работать оперуполномоченным. Моё педагогическое образование  позволяет заниматься данной работой.   
Да, сообщаю ещё одну хорошую новость. Сегодня мы с Алексеем звонили директору школы Ивану Ильичу насчёт работы для Кристины. Он согласился принять её учителем русского языка и литературы после декретного отпуска.  Так, что, дорогие предки, и с работой Кристи всё улажено.
        -  Кристина, я очень за тебя рада, - тихо проговорила Мария. - В лебяжьем жить так хорошо, особенно беременным женщинам и малышам. Ты у нас большая умница: в школе с работой справишься. Выйдешь из декретного отпуска, с годик поработаешь простым учителем, а там  Ивана Ильича заменишь.
А теперь, мама, приглашай нас за стол, весело произнёс Арсений. - Нужно обмыть покупку, чтобы дом долго служил нашей молодой семье. А ты, Кристиночка, постарайся родить мне  сильного мужчину - Серегу. Надежного помошника нам, сестре Лизе и дедушке с бабушкой.

ЭПИЛОГ

        Все рассмеялись и отправились за стол, накрытый вкусной едой, приготовленной бабушкой Машей.  Учуяв манящие запахи, к столу прибежал радостный Бимка, который совсем недавно играл с неразлучным другом - петухом Гошкой. Алексей увидел щенка, удивлённо присвистнул  и произнёс:
- Поздравляю, Михаил Сергеевич, с приобретением такой породистой собаки. Я на Сибирского хаски насмотрелся в прошлом году в ноябре в Якутии. Мы тогда с женой Еленой ездили в Саху ( Якутию) отдыхать к моей старшей сестре Татьяне. Её муж Бэргэн, по национальности якут,  открыл бизнес -  обучает молодых псов езде в упряжке. Устраивает платные спортивные гонки между собаками в упряжках.
Эти американские собаки хорошие ученики: всё быстро схватывают. Зять сейчас ждёт итогов нового важного эксперимента. Учёные продолжили селекционную работу над улучшением породы Сибирского хаски, провели её скрешивание с маломутом. В Сахе каюры точно знают, что в упряжке тяжёлую тягловую работу выполняют выносливые пародистые псы - маломуты.
Они с хасками похожи, тоже голубоглазки, но в быстроте и чуйке уступают.  Вот теперь ждут результатов: надеются, что гены маломута повысят выносливость собаке, скрещенной с ним. Я родным то же заказал купить мне собаку породы  Сибирский хаски, но уже скрещённую с маломутом.
Всё-таки красивая и умная эта собака. Её хозяева - американцы собаке этой породы, по имени Того, владельца Леонардо Сеппалы, памятник при жизни поставили. Именно его упряжка, которую возглавлял Того, в 1925 году доставила противодифтирийную сыворотку в небольшой городок Ном на Аляске в шестидесяти градусный мороз. Этим подвигом была предотвращена эпидемия дифтерии и спасены многие жизни людей.
-  Здорово,- проговорил Михаил, - я про эту породу столько узнал, что даже малыша Бима зауважал.  - Только я, Алексей, здесь совсем не при чём. Это сын нам с матерью  сделал такой дорогой подарок. В  нашей семье, словно, маленький ребёнок появился. Мария  с Лизой уже затискали бедолагу: целуют да обнимают голубоглазку. Бим у нас на подворье себе добрую мачеху нащёл. Ты, Алёша, не поверишь: завязалась у него любовь с нашим петухом-забиякой Гошкой. 
Петух про своих куринцесс забывает: отлынивает от мужских обязанностей.  Я боюсь, что Бимка гребешок ему нечаянно огрызёт. Его петушинное достоинство опорочит.  Знаешь, вот подрастёт наш Бимыч и будем ходить на охоту с ним вчетвером: я, Арсений, ты и твой отец Андрей.
- Спасибо вам, Михаил Сергеевич! Заранее, с большим удовольствием принимаю ваше предложение. Думаю: его вместе с домом надобно обмыть.
Застолье удалось, в воздухе витала неподдельная радость. У всех было отличное настроение. Гошка увидел, что рядом с ним нет его закадычного дружка Бима, влетел на порог веранды и призывно залопотал по своему, по петушиному: ко-ко-ко. Щенок с заливным лаем бросился лизать его голову.  Присутствующие за столом хохотали до коликов в животе, дивились дружбе  двух совершенно непохожих друзей.
Мария с Михаилом любовались на сноху и сына. Видели, с какой нежностью молодые смотрят друг на друга. Их искренняя любовь к друг другу, к дочери Лизе и ещё не родившемуся малышу наполнила радостью родительские сердца .  Старшие Ракитины были безмерно счастливы... Теперь они точно знали: занудная старость их не застанет в грустной тишине.

        Прошло три года. Сёла: Лебяжье, Сосновку и Заозёрное объединили в один Сельский район. У района появилась своя администрация. Арсения назначили начальником сельской районной полиции. Кристина пробыла всего один год в декретном отпуске по уходу за маленьким ребёнком.
Воспитанием Серёжи, копии папы Арсения, занялась бабушка  Маша - опытный медик. Сноха вышла на работу в местную школу, отработала год учителем. Вскоре, заведующий Гороно предложил ей место директора в этой же школе. Иван Ильич сильно заболел и ушёл на пенсию.
Лиза окончила на отлично третий класс и перешла в четвёртый.  Девочка росла необыкновенной красавицей: белокурые волосы взяла от мамы Кристины, а чёрные глаза, позаимствовала у бабушки Марии.
Когда Серёже исполнилось три года, деда Миша  занялся его физическим и умственным развитием. Делал с ним по утрам утреннюю зарядку. Учил названиям разных трав и цветов, вот здесь-то ему пригодились знания агронома.
Часто голубоглазый Бимыч, выросший в большого красивого пса, катал Серёжу: в летнее время - на деревянной коляске, зимой - в полозковых санях. Мальчик полюбил Бима и его верного спутника петуха Гошку.  Играл с ними то в прятки, то в догоняшки. В осенний период, получив лицензии, Михаил с сыном, его друзьями Самохиными ходили с Бимом на охоту. Нередко баловали родных зайчатиной.
В большой ракитинской семье все  преданно любили друг друга. У пожилых, молодых членов семьи и даже, у детей были свои сокровенные мечты и дела. Скучать времени не было.  Говорят, что полное счастье невозможно - возможно!.. Надо просто уметь и хотеть быть счастливым. Верить душой и сердцем, что несбываемое - сбывается.  Чудеса становятся явью!..