Хитрый лис

Юрий Баранов
 На синем холсте снега белые следы, они тянутся к ближнему лесу и принадлежат лисице. Охотница прошла здесь ранним утром в поисках завтрака, лес ещё спал, когда она, осторожно ступая, подошла к ближним деревьям.

Удивительное чутье у этого зверя, как он сумел почувствовать, что под снегом спит лесная курица? Наверное, увидел лунку, потому что косачи под снегом спят совершенно беспечно, охотники говорят: "по барски". Лисица пригнулась и в следующее мгновение сделала расчётливый прыжок, в зубах у неё затрепетала и стала судорожно бить крыльями птица.

Ветер тут же унёс в поле рыжий пух тетёрки. Лисица придавила свою добычу лапой и с жадной торопливостью принялась рвать свою жертву.

Я молча рассматривал следы лесной трагедии. Снег здесь оказался вытоптанным, а на месте трапезы кумушки остались лежать только несколько маховых перьев. Я отпустил с поводка собаку и показал ей след. Он увёл Вьюгу в гущу болотных талов, там Кириллово болото, там полно кочек, камыша и осОки.

На всякий случай я ушёл к перекрёстку дорог и спрятался в полусотне шагов от него за деревом. А уже через пару минут появилась крупная лиса, а может это был лисовин?.

Он был явно обеспокоен, и несколько секунд крутился на одном месте, порываясь немедленно броситься то в одну, то в другую сторону света.

Видно, сомневался, где ему будет безопасней, и все оглядывался на болото, откуда его только что вытурила Вьюга.

-Сообразительный зверь, - подумал я, - сразу видно, что остановился в этой точке не случайно.

Говорят, - нерешительность сестра трусости, но здесь был хороший обзор, и было ещё немного времени, чтоб решить, куда же всё-таки лучше бежать.

Проще всего было кинуться вправо от большака, там бурьян, в нём можно будет затаиться на время, но собака легко найдет след, да вон и машина в той стороне стоит.

Значит, где-то рядом здесь и её хозяин. Зато большак в обе стороны безлюден. Интуитивно он выбрал западное направление, хотя там и виднелись строения гаражей и водокачка.

Как рыжая стрела, лис вытянулся в одну линию со своим хвостом и понёсся в бешеном карьере в сторону села. Стрелять в него было далековато.

Вернулась собака, я угостил её баранкой и предложил занять место в машине.
- Почему лису понесло к селу?
Она промолчала, а глазками сказала:
- У лисы свои думки!.

На другой день в местном магазине стал рассказывать женщинам об этом хитром лисовине.
- Жмётся почему-то поближе к юго-восточной окраине нашего села, - докладывал я.

- Возле той окраины лежит Сабанинское болото, - заметила Светлана Чапаева, - если бы вы знали, сколько этот лис домашней птицы перетаскал за прошлое лето! В этом болоте люди видели целую кучу куриных перьев.

Оперевшись правым плечом на стену, она стала перечислять фамилии хозяек, потерявших в этом сезоне домашнюю живность.
- Что же он? прямо в сараи проникает?
- Да нет, я же говорю, это было еще летом, тогда женщины выпускали свою птицу во двор, а иногда и на улицу.

-Тогда все понятно, - подумал я, - значит он хорошо знает все сельские окраины, и знает не только где что плохо лежит и чем поживиться, но и где лучше сбить со следа собаку.

На следующий день поехали с собакой в те же поля. Искали зайца, но опять встретили следы того же лиса. Было видно, что на это раз он мышковал на краю поля.

Под снегом мыши наделали для себя множество хлебных ухоронок. Были видны свежие лисьи покопки, это тот самый хитрован оставил их после себя. Он здесь хорошо позавтракал, а следы зайца ушли в поле, их затянуло поднявшейся позёмкой, что даже и Вьюга не смогла мне ничем помочь.