Покровское на Волге

Евгений Ширяев
Автор – Багров Леонид Васильевич. Глава книги «Река – моё призвание».
Согласно бытующей версии, история  нашего села корнями уходит ко временам Ивана Грозного, рати которого ходили походами на Казань. Возвращавшиеся в Нижний Новгород на ладьях по Волге и проходившие за одни сутки на веслах и «бечевой» по 30–35 верст, отряды Ивана Грозного останавливались у берега на ночевку и отдых. На каждой такой стоянке по указанию воеводы основывали небольшой острог — в виде часовни или стрелецкой избы, в котором оставался малочисленный отряд стрельцов для закрепления завоеванных территорий за Москвой. В дальнейшем вокруг этих острогов селились местные жители, которые и обживали новые земли. Между Казанью и Нижним Новгородом примерно четыреста верст, стало быть, и подобных острогов могло быть от 10 до 12. При этом набожные воеводы царя давали названия поселениям, придерживаясь списка ближайших по датам имен святых. Поэтому не случайно, что сегодняшние порты и пристани от Казани вверх по Волге носят наименования Мариинский Посад, Ильинка, Козьмодемьянск, Юрино, Васильсурск, Бармино, Макарьево — от имен святых Марии, Ильи, Козьмы, Егория, Василия, Бармы, Макара. Видимо, от стрельцов того времени и получило развитие наше село
Покровское.

Дело в том, что в наиболее крупных стрелецких острогах обычно было по два наблюдательных поста, расставленных в восьми–десяти километрах вверх и вниз по течению от них. В случае с Козьмодемьянском эти посты находились, вероятнее всего, на территории сегодняшних сел Покровское и Владимирское, с годами обросли дворами и стали довольно крупными поселениями со своими церквями. (Владимирская церковь была восстановлена, а остатки Покровской церкви и сейчас можно увидеть на правом берегу Волги у впадения в нее небольшой речки Большая Юнга.)

Стрелецкие поселения стали основой системы защиты царских земель Волги, являвшейся уже тогда важнейшей транспортной магистралью. Создание такой системы было продиктовано необходимостью, так как татарские набеги продолжались еще многие десятилетия. Татар поддерживали так называемые луговые мари, горные же мари, напротив, встали на сторону царя Ивана, считая жизнь под властью русского царя более привлекательной, чем в составе Казанского ханства.

История возникновения самого Козьмодемьянска отражена в следующей записи из «Разрядной книги» 1559–1605 годов:«Того ж [1583. — Л.Б.] году, апреля в 14 д., посылал царь и великий князь на Волгу, в плавных. И тогда были воеводы по полкам.
В большом полку воеводы князь Иван Самсонович Туренин да Дмитрий Ондреевич Замытцкой. В передовом полку: воеводы князь Иван Ондреевич Сонцов Засекин да Степан Васильев сын Кузьмин Кораваев. В сторожевом полку: воеводы князь Федор Осипович Мосальской да Иван Федорович Елизаров Кривой».Заканчивается эта запись так: «И оне, шед, в Кузьмодемьянском острог поставили».

В 1698 году по ходатайству группы стрельцов было получено разрешение на сооружение на берегу Волги, в Козьмодемьянске, каменной часовни, которую и в наши дни посещают туристы с проходящих по Волге пассажирских судов.
Потомки горных мари, кстати, сохранили верность русскому царю и в последующих поколениях. Имеются, например, документальные подтверждения участия козьмодемьянских стрельцов в азовских походах Петра