Убегать из леса поздно

Нина Ганьш
Солнечный август - 1974 г.   И снова я уселась за дневник. 

Наши младшие братики: Веня, Геня и Алёша, погостив у нас несколько дней, уехали... Мы, три сестры: Тамара, Дина, Нина, наши маленькие детки и наш украинский гость Николай, приехавший со старшей сестрой Тамарой, продолжаем отдыхать.

Николай - младший брат Тамариного мужа, с которым мы заочно переписывались в  наши молодые студенческие годы. Мне тогда было всего 16-17 лет, и те его изумительные письма и стихи я храню до сих пор.

Мы продолжаем полноценно отдыхать: ходим в лес за ягодами и грибами, купаемся, ловим рыбу, жжём костры, поём песни, общаемся... Всё складывается как нельзя лучше, но до поры – до времени... 
Вот это стихотворение – самое первое, что читает наш гость Николай Чайковский на берегу реки у костра:


       ***
Снова чувства юные,   
Самые начальные,
Как фиалки в сумерках
Расцвели в печали.
 
Жить вам до рассвета,
Света беспощадного,               
Чувства мои юные
Лучики прощальные.
   
               
В один из дней, оставив детей под присмотром мамы, мы вместе с папой, ведь он знает в лесу каждую грибную и ягодную полянку, отправились в лес за грибами и ягодами... С нами как всегда и наш пёс Мухтар.

Только начали собирать дары леса, как вдруг средь бела дня внезапно почернело небо, в лесу стало темно, будто наступил вечер... Молнии ярко полосуют черную тучу, низко повисшую над хвойными деревьями, небывалой силы разразилась гроза, яростно грохочет небо да так, что закладывает уши. Лесное эхо усиливает звуки, казалось, гром гремит беспрестанно.

Папа ещё раз предупредил, хотя мы это знаем с детства:
 
-- При любой грозе, маленькой или большой, нельзя прятаться под высокие деревья и нельзя бежать, лучше лечь на землю, где пониже - лучше в ложбинку и переждать грозу, даже нельзя заходить в реку и отсиживаться в воде... 

Мы встали под низкорослую раскидистую ель, Николай рядом со мной. Мы с интересом слушаем папины рассказы о разных весёлых и не очень весёлых приключениях, что случались с ним в тайге... (Папа работает в лесной охране).

Что-то сегодня гроза разбушевалась, а я беспокоюсь за наших детей, оставленных под присмотром мамы. Как они там? Хоть бы не перепугались грозы.

Молнии одна за другой над кронами высоких остроконечных елей расчерчивают зигзагами тёмное небо, беспрерывно грохочет гром. В кратком перерыве грома я вдруг услышала тихие слова:

-- Я люблю тебя, Нина! - и следом раздался оглушающий раскат грома.

-- Слышишь, я люблю тебя! Люблю! – снова тихо повторил Коля.

Что это было? Может, мне послышалось? Коля повторил эти слова в третий раз.
Вот это да! Ничего себе! Посмотрев в его лучистые карие глаза, я увидела в них настоящие молнии, и моё сердце бухнуло куда-то вниз... Неожиданное признание в любви с его стороны напугало меня!

-- Ты шутишь или как? – спросила я... - на что он серьёзно сказал:

-- Это совсем не шутки! Поверь!

Прямо глядя в мои изумлённые глаза, Николай напористо продолжил:

-- Мы уедем с тобой и с твоей дочкой куда угодно, хоть на край света, только не говори «нет»! – горячей ладонью Николай сжал моё запястье...

-- Ты вошла в моё сердце ещё тогда, когда мы переписывались в те далёкие студенческие годы... Ты же их не забыла?... Ты веришь мне?

-- Я тебя люблю! Пожалуйста, поверь!

Его бурные чувства шокировали меня... Как же так? Ведь у него семья, у меня тоже. На его слова я отреагировала не сразу:

-- Конечно, письма твои я не забыла, некоторые у меня сохранились... Но то была заочная переписка в наши с тобой давние студенческие годы...

-- И как ты знаешь, мы с тобой никогда не виделись! Не встречались вообще! Мы только-только недавно с тобой познакомились!

-- Ты хоть, Коля, понимаешь, что ты сейчас предлагаешь?

-- Так ведь нельзя! У тебя семья: есть жена и дочь и у меня тоже есть собственный родной муж и дочь!

-- Ты хорошо подумал, что ты сейчас мне говоришь? - и без каких-либо обиняков, прямо и открыто, глядя ему в глаза, я заявила:

-- Кстати, я жду второго ребёнка... 

Вижу, мои слова его нисколько не охладили, с тем же напором последовало:   

-- Ну и хорошо! Твоя дочка Лера и твой будущий ребёнок – это будут мои дети, я их воспитаю...  Свою дочь я заберу с собой...

-- Прошу тебя, уедем, я всё сделаю, чтобы ты была счастлива! Я буду много работать, я это умею...

-- Давай уедем! Куда хочешь, - уедем...

Ничего себе! Вот это номер! Бросить всё, бросить мне своего мужа, а ему свою жену?

Мои реалистичные взгляды сводят его с ума:

-- Будь добр, скажи честно, что происходит в твоей семье? Что? – я пытаюсь понять его ход мыслей и задаю вопросы:

-- Ты хорошо подумал о том, что заберёшь свою дочь?

-- Какая мать отдаст своего ребёнка? Никогда не отдаст! Это первое... И второе: допустим, это случилось...

-- А ты не поразмыслил о том, что через год-два любовь может погибнуть и виной будет обыкновенный серый быт! И что тогда? Что? Стреляться? - продолжая с ним говорить, я уже начала немного сердиться.

-- И теперь обсудим вопрос отцов и детей... Моя дочь и мой будущий ребёнок, - они тебе чужие! Ведь они нужны только отцу и им нужен только их родной отец!
 
Ничего себе! Вот это дела! Мне этого ещё не хватало! - прокручивала я в голове все его слова.

А гроза тем временем мало-помалу начала стихать. Папа и сёстры продолжали о чём-то оживлённо обсуждать, а мне было не до них...

Наконец, засияло солнце... Ах, как пахнет в лесу озоном!
Трава мокрая и мы раздумали собирать чернику, зато грибов под ногами видимо-невидимо и мы набрали полные корзинки и зобеньки.

Который день подряд мы с Николаем говорили и говорили да так и ни о чём и не договорились, оба остались при своих интересах... По всему видно, что Коля очень нервничал.

Сестра Тамара была в замешательстве, пыталась разговаривать с ним, ссылаясь на его творческую поэтическую натуру, но он был непреклонен. Мама с Диной забеспокоились от такого поворота событий.

Мама поделилась с нами:

-- В прошлой год - летось, Николай приезжал к нам со своей женой Леной и пощо-то их мир не брал, всё лето-летошно спорили да спорили (ссорились).

-- Не больно ладно было меж ими пощо-то... а нам с отцом одно рОсстройство.

-- Отец пробовал их мирить, да оне не так-не-эдак... не слушались...


Возможно, это стихотворение родилось в те дни, когда подпортились межличностные отношения в их семье...  ровно за год до первой нашей нежданной встречи и знакомства с Николаем Чайковским.

            *** 
Этот голос - не голос вовсе,
Эти взгляды - вовсе не взгляды;
Мне тебя и слушать не надо,
А смотреть на тебя вовсе...

Говори же, говори, что хочешь, -
Если так уж тебе не терпится -
Не подумай, что бьётся сердце,
Если бьётся - не очень.

Посмотри уж, смотри подольше -
Всё равно ничего не заметишь
Не подумай, что слёзы... Ветер,
Просто ветер подул - не больше.

Не подумай, что я в обиде,
Не подумай, что тронул взглядом -
Просто слушать тебя не надо,
И не надо тебя мне видеть.

     Н. Чайковский   1973 год.



Творческому человеку, как кислород, нужна муза.

Ещё со студенческих лет я помню: нам преподавали довольно интересный предмет «Этика и эстетика»... С этикой всё понятно: учение о морали (нравственности), совокупность норм поведения.

Вторая часть предмета: эстетика - система взглядов на искусство, сущность и форма прекрасного в художественном творчестве, а так же в природе и в самой жизни...

И я поняла, творческому человеку, если у него есть яркий талант, как кислород - нужна муза! Муза в греческой мифологии одна из девяти богинь – покровительница искусств: источник художественного, музыкального, поэтического и литературного вдохновения.

Какая из меня муза?  О, Господи!


Коля даёт мне листочки, вырванные из записной книжки. Я с волнением читаю, и моё бедное сердце замирает.
            
             
           ***               
Перехлёст хрустальных линий,
Хлёстких молний перепляс,
Вал девятый – летний ливень
Надвигается на нас.

Потемнели сосен кроны,
И на сотни вёрст вокруг
Лес бунтует непокорный
Силой всех сосновых струн.

Убегать из леса поздно:
Пляшут молнии в глазах...
И поют, и стонут сосны –
Надвигается гроза...

        Август 74  Н. Чайковский.


         ***
Чтобы петь твою красу,
Мне б в бору сосновом
Иль в берёзовом лесу
Очутиться снова.

Мне б в росистой мураве
Протоптать бы тропку,
На берёзовой коре
Слать записки робко.

Возле рубленой избы
За кустом сирени
Вплоть до утренней звезды
Дуть во все свирели.

Не залётным соловьём
Северного лета -
Стать хотел бы снегирём
И твоим поэтом.
    
        Н. Чайковский.


           ***
Научи по-вологодски окать,
Чтоб слова, как бусинки, низались,
Чтобы были круглые, как локоть,
Иль как груди у лесных русалок.
Научи по-вологодски окать.
               
Чтоб слова, как бусинки, низались,
Девушка, лесная недотрога,
Чтоб меня в лесу твоём признали,
Назови, хотя бы в шутку, дролей,
Чтоб меня в лесу твоём признали.

Научи по-вологодски окать,
Чтоб слова, как бусинки, низались,
Чтобы  парни ваши грызли локти,
Что тебя в лесу не отыскали, -
Научи по-вологодски окать.
               
     Август 1974  Н. Чайковский.


           ***
Приходи!
               
Даже если твой путь безмерен
И над ним ни звезды, ни солнца,
Приходи в мой высокий терем
Из столетних зелёных сосен.

Приходи - поднимается ветер,
Приходи - расстилаются травы,
Приходи! Если ночь тебя встретит -
Освещу я дорогу кострами.

Мы с любой темнотой поспорим,
Приходи же скорей – не мучай!
Приходи! Собираю я хворост –
Запылает костёр под тучи!
               
      Август 74  Н. Чайковский. 


Встречаясь с его пронзительным взглядом, сердце моё проваливается «в пятки». Николай не сводит с меня своих лучистых глаз, от его взгляда я постоянно нахожусь в напряжении и не могу найти себе места...

Ни минуты наедине, чтобы поговорить друг с другом. Неусыпный догляд с маминой стороны и замечания в мой адрес, чтобы не разговаривала с Колей слишком много. Его глаза полные любви, взгляды, от которых кружится голова, нечаянные лёгкие прикосновения его руки, записки, стихи, букетики полевых цветов.

Короткий отпуск заканчивается. Остались последние денёчки. Мы всей большой семьёй продолжаем отдыхать, общаться: днём косим траву, купаемся, плаваем на деревянном плотике, ловим удочками рыбу, ходим в лес за грибами, фотографируемся (как здорово, что я взяла с собой фотоаппарат!)

Вечером, уложив детей в кровати, оставляем маму присматривать за ними, а сами спешим на реку, разжигаем костёр на берегу, печём молодую картошку, пьём «Кагор» и задушевно поём русские и украинские песни.

Погода на радость, даже назойливых комаров нет. Вода в реке темна, течёт себе безмолвно потихоньку, а на повороте едва слышно побулькивает, натыкаясь о крупные мшистые камни.


      ***
Не шути со мной,
Не играй с огнём –
Я и сам не свой,
Всё твержу одно:   
 
Всё уносит вряд
Время быстрое,
Не уходит зря,
То, что выстрадал.
 
То, что горем жгло,
Стало радостью,               
Что грозой прошло,
Стало радугой.               

Хожу сам не свой,
И твержу одно:
Не шути со мной,
Не играй с огнём!
               
     Н. Чайковский. Август 1974.