От автора

Евгений Ширяев
Автор - Леонид Васильевич Багров (на фото автор)
Редактор - Елена Леонидовна Занина
Евгений Ширяев - техническое исполнение
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

Начало книги «Река – моё призвание».
12 ноября 2011 года мне исполняется 80 лет! Знаменательная дата, пройден большой жизненный путь. Оглядываясь назад, невольно вспоминаю события прошедших лет. На мою долю выпали годы военного лихолетья, послевоенного восстановления страны и небывалого по темпам развития транспорта, особенно речного, обусловленного коренной реконструкцией внутренних водных путей страны.

В этой книге описываются события, участником которых  я был и которые мне дороги, памятны как наиболее яркие и важные. Они связаны с детством, учебой, семьей, а главное — с 57-летней деятельностью на речном транспорте.

Еще мальчишкой в родном селе Покровское, на Волге, как и многие мои сверстники, я мечтал о работе на реке, речных судах. Мечта осуществилась, когда я, инженер-эксплуатационник, после окончания в 1954 году Горьковского института инженеров водного транспорта получил направление в Сталинградский речной порт. Сталинград в этот период представлял собой огромную строительную площадку: возводились жилые кварталы города, заводы, Сталинградская (Волгоградская) ГЭС, последняя ступень гидроэнергетического каскада Волги. Ввод ее в эксплуатацию оказал влияние не только на речной транспорт, но и на развитие и укрепление материально-технической базы всего Нижнего Поволжья. Именно в эти годы Сталинградский речной порт стремительно обновлялся, и я активно участвовал в эксплуатации, строительстве, а также реформировании системы управления портом в связи с его расширением, появлением новых грузовых и пассажирских причалов, нового порта в Волжском, обслуживанием многочисленных речных переправ. В период с 1954 по 1964 год Сталинград (Волгоград) стал для меня родным домом, я встретил здесь свою судьбу, создал семью.


В 1964 году я был переведен на работу в центральный аппарат отрасли — Министерство речного флота РСФСР, где прошел путь от начальника отдела Главного управления перевозок и эксплуатации флота до министра речного флота.
Для шестидесятых–восьмидесятых годов прошлого века характерно повышение роли речного транспорта в транспортном обслуживании экономики и населения страны. Это стало возможным благодаря реконструкции водной сети, береговой инфраструктуры (портов, заводов и др.), созданию и строительству новых грузовых и пассажирских судов, подготовке кадров разных специальностей. Укрепление и развитие материально-технической базы отрасли способствовало росту объемов перевозок и переработки грузов. Вместе с тем требовало совершенствования управление речным транспортом с учетом особенностей судоходства в европейской и восточной частях страны: в центре эти особенности определяются существованием Единой глубоководной системы, насыщенной большим количеством искусственных гидротехнических сооружений, позволяющих эксплуатировать суда «река–море» плавания, а за Уралом, на огромной территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, на которой слабо развито и сухопутное сообщение, характер судоходства определяет большое количество рек, находящихся в естественном состоянии.
Большие трудности преодолевали речники, чтобы доставить различные грузы для промышленного освоения нефтегазовых месторождений.

Сейчас, работая над книгой, вновь переживаю события той поры и, невольно оценивая их, отмечу главное — речники с полной отдачей сил выполняли задания страны, и я благодарен судьбе за выбранную профессию, долгую службу любимому делу.
Выражаю большое уважение и благодарность за совместный труд всем речникам-единомышленникам, друзьям, своей семье.

Полное содержание книги:
От автора
Родные края
Покровское на Волге
Учеба и начало работы на реке
Развитие речного транспорта
Надежные водные пути России
Запсиб
Енисей и Байкал
Ленские столбы
Амурские волны
Речники в Чернобыле
Авария на Волге
О коллегиальности
Анализируя проблему приватизации
Из истории водного транспорта
О Сергее Андреевиче Кучкине
«Адмиралы» речфлота