Запад, Восток, Россия - Нахрапный Дилетантизм

Сангье
Сложно писать нечто вроде предисловия к собственной статье: зачем? – спрашиваю я себя. Но в данном случае предисловие необходимо, потому что тема не укладывается ни в одни узаконенные рамки.  Я достаточно много самостоятельно путешествовала по Востоку: разумный «дикий» турист имеет шанс видеть и понять больше, чем купивший официальную путёвку. Поэтому, естественно, «изнанка» статьи неотрывна от личных путевых впечатлений, от интересных встреч с носителями восточной менталитета.

И всё равно материал ниже – не мемуары, и не путевые заметки, но обобщение личного опыта с наукой на основе научных трудов:  «Биосфера и ноосфера» В.И. Вернадского, «Этногенез и биосфера земли» Льва Гумилёва «Крест и корона» - замечательного СПБ-го профессора Руслана Скрынникова. Этих учёных актуальные работы в официальных источниках что-то не в чести – замалчиваются.

Что там работы великих учёных! У многих наших не считающих себя материалистами сограждан лица превращаются в каменную маску, при разговоре, что цигун, йога, иглотерапия, медитация - работают с тонкой энергетикой – восстанавливают нарушенную связь с Космосом. Создаётся парадоксальная ситуация: при нужде используют, и не знают, и не хотят до конца знать - «как это действует»: создаёт йога красивое тело, - и хорошо!.. Съездил на буддийские учения, - такая лёгкость: просто второе дыхание открылось!.. Но ведь могут быть и неучтённые влияния, - не всегда для западного адепта желательные: после «лёгкости» могут навалиться странные болезни, налаженный бизнес развалиться, родственники вдруг начинают «кидаться» и т.п. и т.д.

Так вот, статья это родилась из искреннего желания разобраться в кое-каких энергетических «мелочах» контакта культур – сложнейшего явления космического уровня, – вслед за выдающимся русским учёным Ю.М. Лотманом следует признать. Лотман открыл универсальную схему контакта любых двух культур (работа «Культура и взрыв»), но он не занимался проблемой, - почему же мы так склонны заимствовать нечто из иной культуры, в полном убеждении, что это заимствованное можем использовать, как хотим?.. Тут есть что добавить.

С т а т ь я  это родилась из искреннего желания для кого-то сделать культурные контакты менее болезненными. Сразу скажем: несмотря на все заявления о милосердии Восток совершенно не склонен кого-то извне поощрять к объяснению энергетических принципов его общения и –тем более! – принципа воздействия восточных религий: это тема для иностранца запретная, – за это «бьют» вплоть до... Поэтому, наверное, и статья это будет более интересна для немногих, кто на это «вплоть до» напоровшись, это сумел преодолеть, - выжить физически и сохранить свою личность, более прямо говоря, при этом не потеряв интереса к контакту двух великих половин нашего мира.
__________________________________

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ  СИСТЕМЫ  И  СВЯТЫЕ  ЛЮДИ. Всё на свете имеет невидимую глазу энергетическую природу: и наши мысли тоже. Это от нас не зависит: нас не спросили. И оборотная сторона медали: чтобы как-то физически оформить нематериальное человек создаёт системы, - это в основе тоже необходимость, потому что человек, - явление наполовину духовное, наполовину материальное, и обе половины зависят от общественного обмена энергии. Значит, адептам определённой идеи нужно родственное им сообщество с определённой системой взглядов и организацией (нужна хотя бы пещера, чтобы собираться, а лучше – храм!). Если есть физически оформленное сообщество, то непременно нужна социальная база. Например, любой религии нужны храмы, а на строительство храмов нужны деньги и контакт с социальными системами. Вывод отсюда должен бы быть ясен: совершенно    с в я т ы х    с и с т е м    не   с у щ е с т в у е т !

С в я т ы е   л ю д и, святые личности – есть, а совершенно святых систем в нашем мире нет и не может быть (особенно история католической церкви это ясно являет!). Объявление какой-либо системой себя святой – есть само убеждение и политический ход – утверждение своей власти. С этого обычно начинается незаметное скольжение высокой духовности системы на бюрократически силовой уровень, - так показывает история. Любая духовная, оформленная в виде земной организации система имеет свой духовный расцвет и падение (что не обязательно связано с мгновенной потерей власти). Исключений история пока не знает. Закон ли это?.. По крайней мере это открывает возможность критики   л ю б о й  системы,  -  даже религиозной. Да не будет ниже объяснение кое-каких закономерностей воспринято за оскорбление!

И последнее: так выходит, что разговор о религиозных контактах приходится начинать с культурного: без последнего не случится первого, потому что воспринимается иное учение первично базе родного нам языка, данного нам нашей культурой.
____________________________________

ЧТО  ТАКОЕ  КУЛЬТУРА В САМЫХ  ОБЩИХ ЧЕРТАХ?  К у л ь т у р а - это накопленная в разных сферах своеобразная сумма деятельности человечества (нации страны) – ценности накопленные в разных сферах: материальной, социальной, духовной. Культура строится и видоизменяется на всем протяжении человеческой истории, суммируя и обогащая накопленный опыт. Этот живой опыт - объединяет позитивные стороны человеческой деятельности и должен противостоять негативным проявлениям: должен бы противостоять, если культура здорова, - надо добавить.

Гении такого уровня как Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин – отрицали возможность создания ими культуры или языка: гений – как зеркало – он способен суммировать и очистить от грязи накопленное людьми культурное богатство духа. Отсюда: культура – это все мы. Замечательный английский писатель романист Вальтер Скотт на вопрос английской королевы «что такое культура?» рассказал историю, как один художник хотел нарисовать непременно гениальную картину. Он нарисовал и выставил картину, и все восхищались совершенством исполнения. Но пришёл другой известный художник и сказал, что в совершенно совершенной картине чего-то не хватает…

Чего же не хватает, если всё совершенно?  Второй художник вскинул  к небу руку и щёлкнул пальцами: «В о т э того не хватает! Благословления свыше». Или, может быть, не хватало ещё сопричастности гордого художника живому культурному опыту сограждан?

Что такое живой культурный опыт конкретной страны, народа, этноса? Это совсем не хранящиеся на витрине музея исторические артефакты и не красиво расставленные, но не читаемые книги. Культура это сложный комплекс: средний уровень начитанности и знание своей истории всеми гражданами, плюс определённые обряды (куда вместе с религиозными входят и театры, и выборы президента!), плюс мораль и этика общения, - список далеко не исчерпывающий. И всё это постигается и выражается языком, - другого метода пока не придумали! Так что богатство словарного запаса и чистота речи населения являются одним из главных показателей среднего уровня культуры в стране.

Есть и ещё один аспект культуры о котором ныне (мы дожили до таких счастливых дней!) можно говорить свободно после некоторого предисловия: всё материально видимое имеет ещё глазу недоступную и тонкую энергетическую природу.  Определённые приборы такую природу фиксируют, так что рационально принять все пронизывающую тонкую энергию за научный факт. Согласно академику В.И. Вернадскому кроме различных атмосферных слоёв нашу Землю окружает ноосфера – некая энергетическая сумма общественной мысли.

Ноосфера создаётся общественным уровнем мышления и в свою очередь – обратным отражением активно влияет на общественное мышление: проще говоря, - даже забывая свои вчерашние мысли, мы всё равно зависим от них. Точно так же и культура определённых стран имеет свою собственную ноосферу – свою с национальным оттенком, с опорой на родной языке энергетическую систему.
_____________________________

ЯЗЫК  И  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  МЕНТАЛИТЕТ  КАК  ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА.  Основа национального менталитета и культуры - родной язык: от этого никуда не деться. Язык как бы хранит родовую культурную память, - признаёт наука, не в силах в полной мере понять генетический механизм этой памяти.  Но ясно, что каждый язык имеет свою звуковую систему и свой общий ритм, что влияет на координацию полушарий мозга. Здесь и истоки национального характера и культуры, - в этом наука согласна.

Родной язык – это до семи лет усвоенный язык. Лев Гумилёв делает вывод, что младенец имеет только внешние признаки своей нации: рождённый в России и младенцем увезённый во Францию младенец вырастет французом, то же случится и в обратном варианте. Эта картина резко меняется после семи лет: в семь лет через язык происходит подключение ребёнка к определённой социальной системе. После семи лет увезённый в чужую страну и прекрасно освоивший язык этой страны ребёнок, взрослым может иметь вспышки ностальгии по чему-то неведомому, когда его дневная память уже забыла страну, где он появился на свет. На почве ностальгии немало самоубийств было у русских эмигрантов после революции 1917.

Послереволюционные эмигранты из России в большинстве и до эмиграции владели несколькими иностранными. Но одно дело, - говорить на иностранном при необходимости и желании, и совсем другое дело – полностью быть вынужденным жить в отличной от своей родной культуры языковой среде. Здесь к тоске по утраченным культурным ценностям, видимо, подключается разрушительное для сознания неизбежное и постоянное столкновение ритмов своего и инакового языка. Выходит, что на базе родного языка менталитет – это при всей внешней свободе языка внутренне весьма жёсткая энергетическая система, способная определять – диктовать конкретной личности и физическое, и психическое здоровье.

МОЖНО СКАЗАТЬ, что вся Ноосфера Земли – это взаимодействие многих и многих меньших ноосфер – энергетических систем: языков, менталитетов, культур.  Потому что система в принципе не может существовать одна: чтобы нечто назвать «системой», нужна иная не совпадающая с первой «система».  Если не с чем сравнивать, - то как определить ценности?!  И это совсем не философское измышление: это определённый природой и космосом путь духовного развития человечества. На каком пути – взаимодействие разных культур – есть один из самых сложных видов обмена и преобразования тонкой энергии.

Уже по своему определению с и с т е м а (совокупность чего-то)не может существовать одна, но только в сравнении с другой системой. И система всегда противостоит другой инаковой системе: например, уже имеющиеся культурные ценности (в лицах старшего уже сформировавшегося поколения) неизбежно противостоят обновлению. Можно сказать, что принятие инакового культурного опыта всегда происходит в бою. Это общее правило охватывает все: и знакомство двух личностей, и смену исторических эпох, и контакт двух культур и ещё более глобальные отношения двух исторически сложившихся земных систем, по типу мышления называемых «Востоком» и «Западом».

Известный русский учёный Ю.М. Лотман для наглядности на схеме представил контакт культур в виде двух пересекающихся колец – символа новобрачных. Этих двух колец общее поле – общая долька пересечения есть как бы культурно и духовно дико наряжённый «ядерный реактор» или «культурный взрыв»: место опасное, нередко уносящее жизни (пример с самоубийствами русских эмигрантов) и иногда способствующее появлению личностей на свет крайне эксцентричных – можно сказать, и на историю влияющих шокирующе. Однако, и это закономерная часть общего процесса.

Отражением таких экцентричных личностей в литературе нам знакомо: принц Гамлет, Дон Кихот, доктор Фауст – как раз из культурного «ядерного реактора» выскочившие эти герои – есть символы смены приоритетов – смены культурно духовных ценностей на определённом этапе развития половины человечества, называемой «Западом» или «Европой». На Востоке же были совсем другие – на ценностях иной системы явленные культурные символы. Как раз о контактах Востока с Западом и о месте России в этих контактах и пойдёт немного дальше речь.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  НА  ПРОСТОМ   ПРИМЕРЕ. Итак, всё в мире подходит под определение «энергетическая система»: Космос, Земля, страна, нация, национальные - культура, язык, религия и философия; компания старых друзей и на несколько часов встретившиеся пассажиры электрички. Энергетической системой является и один человек в совокупности его физического и духовного аспектов и его отношений с космосом / с миром.  Случаи упомянутых в чужой стране психозов и самоубийств - есть случаи развала энергетической системы «человек»: здесь матерью природой запрограммированное на жизнь сознание как бы даёт обратный ход.

Полезно привести в несколько облегчённо шуточной форме пример баланса и развала системы. Например, живущие в одном доме жена, муж, тёща и кошка – образуют систему, которую выпадение одного звена ещё не уничтожит. Кошка может потеряться и вместо неё возьмут собаку, пожилая тёща вдруг умрёт, зато родится ребёнок – система в принципе останется та же с обновлениями, но и с памятью о прошлом. Потому что для сохранения системы нужны как минимум и достаточны два старых звена – два соединённых кольца по системе Лотмана.

А вот если муж и жена разойдутся, тёща умрёт, кошка убежит, и в отделанном по евро стандарт старом доме поселится новый жилец с попугаем, - здесь говорить о сохранении старой системы уже не приходится: это - полный развал старой системы. Тоже самое применяем в отношении культур.

Давно потерпело крах материалистическое заявление о абсолютной одинаковости людей. Если два образованных и заинтересованных в общении с друг другом человека могут из-за несходства ритмов ощущать неудобство и головную боль, то что говорить о странах или даже частях света с несхожими ценностями! Благотворные же черты контакта культур не всегда чётко заметны десятилетия спустя после контакта. А вот негатив можно обнаружить быстрее!
__________________________________________

СТОЛКНОВЕНИЕ  КУЛЬТУР (СИСТЕМ!)  НА  ПРИМЕРЕ  АНГЛИИ И  ИНДИИ.  «И н д и я  без индусов…» – такой, подобный уничтожению индейцев в Америке, лозунг англичане никогда не выдвигали: Индия нужна была им вместе с работающим на них населением. В 1861 году вытеснив конкурентов-французов, Англия утвердилась в Индии – сделало её своей колонией. ОБ Этом периоде отражённое очевидцами в частных дневниках-воспоминаниях, и в литературе гласит: во-первых, смертность среди колонизаторов была весьма высокой, - европейские лекарства плохо справлялись с приобретёнными на индийской земле болезнями.

Во-вторых свирепствовали болезни психические: после нескольких лет в Индии от жары и чужой культуры нервный срыв и сумасшествие были обычным явлением. Что ярко отражено рассказах (ни в каком учебном заведении до сих пор не рекомендованных к прочтению!) «сказочника» Рельярда Киплинга (1865-1939) – в Индии корреспондента (с 1882 г.) и очевидца многих событий: «За чертой», «Безумие рядового Ортериса», «В карауле» - эти тексты очень помогут представить обстановку. В свою очередь, индусы считали технически оснащённых англичан колдунами, что приводило к убийствам: «Возвращение Имрея» - Киплинга вполне реалистическая художественная сума таких историй.

Когда же индусы освоили прививаемые им технические новшества (колонизаторы их учили!) и в нужной мере ознакомились с чужим мировоззрением вспыхнула цепь многочисленных восстаний, которые в 1946 окончились выводом английских войск из Индии и утверждением правительства Джавахарнала Неру.

Подобно Петру I правительство Неру посильно заботилось о европеизации страны, что принесло вместе с позитивом и массу поныне острых проблем тоже. Однако, описанная Киплингом и связанная с кастами былая необщительность индусов ныне уже в прошлом: теперь индусы самые общительные – самые восприимчивые люди в мире. Этому способствовали и носители сразу ритмов двух культур - дети от изрядного количества смешанных браков. 

В свою очередь, вернувшиеся в Англию со знанием санскрита и индийской культуры английские офицеры способствовали интересу к культурному наследию Индии, что несомненно обогатило европейскую культуру. Таковы стоившие многой крови итоги «культурного взрыва» - столкновения английской и индийской культур. И иначе – Увы! – в нашем мире не бывает: история фиксирует только худшие случаи совершенного уничтожения стран и культур другими странами.
                _________________________________________________________
 

И думал он (Пётр I):
...Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво... - А.С. Пушкин "Медный всадник"
  *       *        *

ПЕТРА I  "ОКНО В  ЕВРОПУ" И ИСТОКИ   ЗАГАДОЧНОГО   РУССКОГО   ХАРАКТЕРА.  Время европеизации России Петром I как раз и есть «культурный взрыв» - точка крайнего напряжения системы: по пушкинскому выражению «вздёрнутая на дыбы» Россия за несколько десятилетий «перепрыгнула» отделяющие её от Европы 300 лет культурного развития. Какие прыжки всегда чреваты потерей изрядной доли самобытности. В советское время просто замалчивали о деяниях Петра негативное мнение многих историков.

 Вернёмся к нашему рабочему примеру энергетической системы – муж/ жена/ ребёнок/ тёща/ кошка. Образно выражаясь, последствия европеизации России были таковы, что тёща умерла, мужа убили, а ребёнок родился с кое-какими отклонениями, зато кошка съела попугая уже вселявшегося нового жильца, - он неволею приспособился к жизни с кошкой, наполовину обрусился, женился на вдове, и система понесла потери, но кое-как выстояла.  В целом, петровская срочная европеизация и была таким ударом по национальному характеру – по национальным ритмам мышления.

Да, по грозному указу царя Питера русские стремившиеся к придворной карьере дворяне смогли экстра ударными темпами овладеть несколькими иностранными языками. Но мемуары фиксируют последующие резкие и частые перепады поведения таких лиц: от милосердной жертвенности до крайней средневековой жестокости на почве неуправляемой вспыльчивости. Здесь истоки загадочного и русского характера не в смысле для Европы непредсказуемой талантливой оригинальности: есть черта, за которой мы сами себя не знаем. Может ли человек знать и – тем более! – управлять генетикой своего подсознания – генетикой нарушенных национальных ритмов?!  Может только в редких единичных случаях.

В 1917 году система русской культуры испытала ещё более серьёзный удар - подобие комы: образно говоря, умерли все, кроме малолетнего ребёнка и не говорящей по человечьи кошки, и ребёнка воспитывал новый иностранный жилец. В этих экстремально неблагоприятных условиях что не позволило нашей культуре исчезнуть?
 Только героические усилия отдельного слоя образованных личностей и язык, который в масштабах страны ни искоренить, ни совершенно перевоспитать под новую систему было невозможно. Поэтому историческая память с ущербом, но возродилась со временем. Но почему такой вызвавший кому удар стал возможен? Тому есть причины: их можно вычислить. Политика здесь будет играть второстепенную роль, как ни странно это может показаться на первый взгляд: политика весьма зависимый от мировоззрения элемент истории.

Социальные революции всегда происходят на базе развала, умирания старой системы. В обществе настойчивый интерес к иностранным религиям возникает, когда своя в какой-то перестаёт удовлетворять духовные потребности: это научный факт, сколько бы церковные деятели не кричали о воинствующем материализме и демонизме. Например, Реформаторская церковь возникла как протест против крайнего догматизма и властолюбия Католической церкви.
_______________________________

КУЛЬТУРА  И  РЕЛИГИЯ В  РОССИИ. После языка определяющим аспектом национального мировоззрения является - религия и вера, и их светский аналог – философия. Религия – тоже энергетическая система, и весьма жёсткая. История религий являет общие закономерности развития разных религиозных конфессий в Европе и в России: экстравагантности здесь есть, а резких исключений – нет. Так у своего истока христианство являлось «жертвой»: христианство родилось, как сопротивление устаревшей системе ценностей христианство. Однако, позже набрав силу и наработав элиту собственных священнослужителей, христианство само стало весьма властолюбивой опорой европейских государств. Частенько кровавая борьба разных христианских конфессий как раз и демонстрирует властолюбие целой системы.

Мы не будем здесь углубляться в историю русской Христианской церкви (об этом есть великолепное исследование профессора СПБГу Руслана Скрынникова «Крест и Корона»), но как и другие конфессии христианства, православная церковь стремилась подчинить себе светскую культуру, подчиняться не желающую. Постепенно светская культура оказалась как бы на месте «жертвы» - на первоначальном месте христианства. Церковь в царской России занимала настолько жёсткую позицию, что стремилась диктовать свою волю царям.  В поисках большей свободы русская светская культура занялась сравнением религий: не потеряно ли у нас что-то ценное?
_____________________________

РОССИЯ  И  РЕЛИГИОЗНОГО  ТОЛКА  ФИЛОСОФИЯ  С  ВОСТОКА. Петром I инициированный прыжок России через отделяющие нас от Европы 300 лет культурного разрыва сделал нас чрезмерно восприимчивыми к новшествам. Там, где коренной европеец будет ещё начинать размышлять о полезности нового, русский немедленно опробует на практике, не всегда от поспешности успешной.  Видевшие этот национальный изъян русские философы сами в немалой степени этим же страдали.

Речь далее пойдёт - об извне в Россию притекающих с Востока через Европу духовно религиозных учениях и философии. На рубеже 18-19 веков в духовном, религиозном и политическом кризисе Европа и вслед за ней Россия обратилась к философии Востока, который, в отличии от христианства, говорит многократности рождений – реинкарнаций: так совершенствуется человеческий дух. Но знакомство с Востоком происходило не столько на языке оригиналов сочинениями, сколько по, честно говоря, далёким от философии оригинала, переосмыслениям философами – Шопенгауэром, Ницше, Хайдегером. Что касается России, то она нашла часть восточной философии на своих землях

Рубеж 18-19 веков в России ознаменовался как предложениями русских философов реформировать Православную церковь («Философия всеединства» В.С. Соловьев и другое), так и интересом к вероисповедованию буддистских окраин России – Бурятии, Монголии. Над этой темой активно работал воспитатель наследника престола – будущего Николая II – князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861-1921), - русский дипломат, ориенталист, публицист, поэт, переводчик.

Ухтомский утверждал: «М е ж д у Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует.» -  «Для Всероссийской державы нет другого исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем западные иноплеменники…» – то есть доныне два несовместимых  мировоззрения следовало объединить, эти преодолев духовный кризис.
Ухтомский не был одинок. В более экспрессивно поэтической форме то же выражает проза Андрея Белого и известные строки Александра Блока:

Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно! - Владимир Соловьев (эпиграф Блока)
         _______________

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
    С раскосыми и жадными очами! <…>

О старый мир! Пока ты не погиб,
    Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
    Пред Сфинксом с древнею загадкой! (1918)
       *     *      *

Усилиями лучших русских умов – философов, поэтов, учёных -  шёл активный поиск общности мировой культуры и веры. Но пока образованнейшие русские люди искали путь единения с Востоком грянула революция 1917 года: последствие всё той же привитой Петром любви к «прыжкам»

Новая власть не интересовалась ни реинкарнациями, ни Востоком – как духовным источником, ни поисками русских философов: философия была объявлена служанкой империализма. С 1917 года деятельность по освоению и пропаганде наследия Востока семьи Рерихов протекала за границей. После 1920 родину были вынуждены покинуть многие русские философы. Оставшихся ждала печальная участь узников сталинских лагерей. Образно говоря, из России люк на Восток резко захлопнулся. Наработанный интеллектуалами качественный материал не утвердился в массовом сознании.  Но тлеющий жгучий интерес к запрещённому, как и всегда бывает, остался.

В России с 1920-х годов примерно до 1990-х гг. последовал период забвения даже не христианства или духовности Востока (это ещё половина беды!), но вообще забвения необходимости единства с Космосом. В советских психушках закалывали нейролетиками как остававшихся слишком рьяных христиан, так и несанкционированных любителей индийской йоги. По закону человеческой психики  подобное общественно насильственное действие влечёт общественное противодействие: по социальным причинам, возможно, отсроченное, но неизбежное противодействие. 

Но забвение сакральных основ бытия предполагало, что через сколько то времени при неизбежном новом витке интереса к Востоку исходную базу – общие понятия, стиль общения - придётся нарабатывать заново и опять - срочно.  Можно сказать, что в разваленном СССР восточные духовные методы восприняли на базе материализма, ибо никакой другой базы не было. 

Перекосы на новом витке были неизбежны: «срочно» здесь означает – «понимаем, как нам удобно для наибольшей свободы». Ведь советские годы приучали к мысли взятия рубежа «нахрапом» - прорыва баррикады грудью. Такой образ действий к третьему поколению уже откладывается как предрасположенность национального характера. Идеология страны работает на тот же результат. А общим результатом является, так сказать, в массе населения на дилетантизм освоения инородного материала: «нахрапный дилетантизм».
___________________________________

НАХРАПНЫЙ  РУССКИЙ ДИЛЕТАНТИЗМ. Когда 1990-х после развала СССР нашу Православную церковь стали даже «кормить» сверху, кроме обрядности принципы живой веры в массе населения были уже четвёртый раз утрачены (первый раз они были утрачены при Иване Грозном, второй при Петре I, третий - на рубеже 18-19 веков). Многие  такую «кормёжку» православия «сверху»  воспринимают как вырождение церкви в подведомственный государству ещё один чиновничий аппарат насильственной чиновничьей власти, чему православная церковь в биографиях её некоторых нынешних деятелей даёт богатую пищу.  И всё это только усиливает интерес к восточным религиям и практикам.

 Всё с Востока выглядело неподвластным проблемам нашего порядком подгнившего «датского королевства», нуждающегося в переделке. Поэтому интерес к Востоку первым делом резко выхлестнулся в практику – йоги, восточного дыхания и т.п. А ведь на Востоке этом практикам предшествует довольно жёсткая и весьма религиозно целеустремлённая философия, первоначально отметённая нахрапным дилетантизмом.

До внедрения компьютеризации интересующие книги – информацию о Востоке добывали на чёрном книжном рынке, естественно. Д дело в том, что на Востоке записанный текст носит вторичный характер: главное – пояснения учителя, общение с вычисляющим индивидуальные возможности учителем. А текст излагает только общие, без поянений для практики непригодные положения.

Так в 1980-х группа переводчиков выпустила книгу о йогическом дыхании, честно указав, что данный труд является только философским ознакомлением, и ни в коей мере – руководством по практике.  Но после многолетних с нулём информации вступлений от имени партии, кто же у нас верит предисловиям – кто их читает?! Некоторое количество «подышавших» по изданной книге, впав в непонятную нашей психиатрии и уже не КГБ «продиктованную» неадекватность, до конца дней своих находились в психушке.  Где есть особые палаты незадачливых йогов.

Без руководства учителя по книжке подышавшие нарушили какой то тонкий ритм национального сознания, - медицина здесь помочь бессильна. Более лёгкие варианты, когда при сохранении хорошей физической формы личность меняется неузнаваемо не всегда в лучшую сторону: физическая энергетическая система сохранилась, а духовная нет. Самый «лёгонький» вариант, когда некто начинает считать свою родную культуру отсталым мусором, недостойным внимания.

Есть и почти смешные неопасные варианты! Различные восточные практики чаще используются в Европе и России для собственных утилитарных, не снившихся Востоку целей. Для чего существует индийская йога? Немало граждан бодро ответят: для красоты тела и здоровья! Последнее верно, но вот красота… Тела индусов - многолетних практиков индийской йоги похожи на мощные, отлаженные, но с точки зрения обыденного восприятия не слишком красивые машины. И иога, и послушное тело нужны индуистам - кришнаитам, чтобы правильно – в нужные время и день умирать.
 
Считается, что уход из этого мира в полнолуние плюс определённые религиозные даты повышает реализацию уходящего: у него более возможностей слиться с божеством.  Для этого йог должен уметь замедлять либо усиливать биение сердца. На это в итоге и работают все остальные асаны – упражнения. «Йога - для правильного умирания!» - сколько посетителей останется в наших фитнес-клубах при таком лозунге?!

Как и всё в нашем мире родившиеся на Востоке комплексы упражнений имеют своего рода «генетическую память»: мы хотим от йоги одного, а можем получить – другое; хотим приспособить йогу для себя, - а она нас для себя приспосабливает под себя, результаты чего не всегда предсказуемы и для восточных мастеров йоги. Потому как в родной стране йога работала с отличающимися от европейца энергетическими системами «человек». Вот откуда берутся странности поведения.

Но ныне йога уже пережила на Западе в России наиболее болезненный период. Побывавшие на Востоке – там учившиеся сообразительные европейские и русские тренера уже приспособили йогу к нуждам своих соотечественников: такая йога даст и Но йога тела – это только надводная часть айсберга. Оставим йогу тела в покое.

Кроме йоги тела ведь ещё используются и мантры, и определённые психические тренинги – не на европейца и русского изначально рассчитанные. Мы ведь помним, что именно страна – её климат, история, культура, язык – формируют энергетическую и энергетическую систему «данный человек» - «данная личность» – именно тем неповторимая и ценная для общего целого культуры и эволюции. Сейчас многие в поисках духовности европейцы становятся кришнаитами, индуистами, буддистами: желающим теперь открыт путь в Индию. И здесь всё очень непросто.
____________________________________________

"СЛОЁНЫЙ  ПИРОГ"  КУЛЬТУР  ИЛИ - НУЖНА ЛИ   ПЕРЕДЕЛКА МЕНТАЛИТАТА?  В настоящее время Индия - страна популярного дешёвого отдыха, а индусы – самые общительные, самые веротерпимые и комплиментарные к любой культуре люди. Принцип индусов – а х и м с а: не оскорбляй напоказ нашей веры, - и можешь про себя верить, во что хочешь. А подсознательный принцип и европейского, и русского менталитета, скорее, - увы! - противоположен индийской ахимсе. Когда мы от этого устаём – устаём от своей агрессии, то едем отдыхать в Индию.  Отсюда Индия – одна из любимых стран отдыха европейцев.

В  индийском кафе сидящий с блаженным выражением лица в драной майке небритый европеец может запросто оказаться миллионером в отпуске от самого себя. Но это сознания не меняет: таким как уехал, любитель оттягиваться не приедет. Речь пойдёт не о туризме как отдыхе; речь пойдёт о «туризме» веры.

 Вера – это запрограммированная природой функция сознания человека: правое, отвечающее за образы полушарие мозга - верит, а отвечающее за логику и речь левое – анализирует. Индивидуальный баланс логики и веры формирует конкретную личность. Отсюда, неверующих людей нет: вера в материализм и истинность рекламы также формирует личность, как и вера в бога. (Другой вопрос: какого уровня верующая в истинность рекламы личность?!)  Кроме того, индивидуальный баланс веры и логики неизбежно имеет национальные особенности, с которыми энергетически гармонична исконная вера.

 Например, индусы от природы своей родной страны обладают большими возможностями к безопасному для их психики постоянному эмоциональному напряжению, чему соответствует и индийские культура и вера индуизм и его ветвь – кришнаизм со всеми вытекающими из него обрядами. Индия – очень солнечная страна: избыток получаемой энергии индусы и выплёскивают в ярких эмоциях и обрядах.

 В России – совсем другой, менее солнечный, более холодный климат и другой менталитет. Поэтому из Индии к нам сакральными практиками привносимое эмоциональное напряжение может быть разрушительно для на севере оформленной психики. Если же кто-то и чувствует себя в индуизме комфортно, то это может оказаться некомфортно для его родственников.

 Обряды Индуизма помогают сохранять энергетическую систему – «человек – верующий в многократность жизней индус».  Христианские обряды помогают сохранять систему – «верующий в грядущее Воскресение после единственной жизни христианин». Но друг другу эти сакральные обряды, явно, противоречат.

ВАЖНЫЙ ВОПРОС. Готовясь к общению с философией и религиями Востока не нахрапом, следует серьёзно задать вопрос: хотим ли мы «выскочить» из европейского менталитета и стать индусами либо тибетцами? Или мы хотим взять именно необходимое нам для обновления в рамках своей системы? – нечёткое разделение этих двух целей может быть чревато психическими и физическими издержками.

Ещё более конкретно говоря: очень немногие могут переделать свою до 7 лет запрограммированную энергетическую систему «человек русского менталитета» на индусскую либо тибетскую, при чём эти немногие, возможно, вынуждены будут покинуть свою страну и жить с носителями вновь принятых культуры и менталитета: иначе они по неведомым европейской медицине причинам болеют.

Насколько вообще ценна такая переделка личного менталитета? Николай Рерих свой менталитет не переделывал: он слил несколько культур воедино. Далеко не все обладают такими возможностями: осторожность здесь не мешает. С другой стороны, любая осваиваемая вторично сильная энергетическая система будет сопротивляться привносимому с собой новыми адептами их старому слою культуры. Отсюда – от такой «кармы» и болезни.

В худшем случае энергетическая система «конкретный человек данного национального менталитета» как бы раздавливается между энергетическими системами старой и новой культур. Происходит непривычными инаковыми ритмами сильное нарушение связующих с космосом привычных ритмов, что с большой вероятностью «бьёт» по имунной системе, что может привести к полному стопору организма как энергетической системы: к смерти.

Но чаще при активной попытке переделать свой менталитет вместо смены оного чаще получается «слоёный пирог» из понятий разных культур. Возвращаясь к нашему старому примеру энергетической системы это будет так: одном доме живут и ругаются – старая семья (муж – жена – тёща – кошка) и иностранный жилец с попугаем. Кошка норовит сожрать попугая, а новый жилец – придушить кошку. Неприятная ситуация, - что говорить! Но когда, образно говоря, подобное происходит в нашем сознании, – удовольствия мало, можете поверить! И обретение соблазнительной – предлагаемой восточными практиками психической стабильности здесь сомнительна.

Да, при контакте инаковых культур – в «ядерном реакторе» жертвы, конечно, неизбежны. Но хотим ли мы быть этой жертвой, - вот вопрос? И, чтобы не быть такой жертвой, не лучше ли сначала не «нахрапом», но более детально ознакомиться с инаковой философией: не с тем, что нам понравилось вначале новизной, но тем, что от нас потребуют в дальнейшем. Начать нужно не с частностей, но с главного: с отличий отношения к миру и человеку двух издавна считающихся некомлиментарными частей света – Запада и Востока. Культура Европы ведь то же наработала серьёзные духовные ценности, о которых мы часто забываем, - не умеем ценить.
__________________

ЗАПАД И  ВОСТОК – РАЗНЫЕ  ГРАНИЦЫ  ЧУЖОГО  СОЗНАНИЯ. Под какой общий итог можно подвести положительные достижения культуры Запада, - как это выразить кратко и для всех стран верно? Сквозь рогатки всех взаимных непониманий и войн политических и религиозных западная культура всё же упорно продвигалась к единому результату: уважение к человеческой личности. 

Каждый человек есть подобие Космоса – каждый ценен, сознание частного человека считается неприкосновенным – это, образно говоря, - личная территория, частное владение, куда впускать или не впускать кого то  решает только хозяин. Мы говорим здесь о мировоззренческо философской базе европейской культуры, а не о неукоснительном соблюдении этого принципа. Какие бы нарушения здесь ни случались, европеец входит в жизнь с мнение о недопустимости посторонних – без его ведома нарушений границ своего сознания. То же самое отражено на уровне христианских конфессий: умершие в день Последнего суда воскреснут как личности.

И европеец наивно полагает, что подобным «естественным» образом уважения к неприкосновенности его сознания должен мыслить весь мир. Но Восток мыслит совсем не так: мнение западного человека о себе на Востоке будет смешно. Какой диссонанс лучше Киплинга (смотрим эпиграф!) выразить трудно.  На Западе неприкосновенные личности развивали западную цивилизацию вширь – всё для удобства единой личности.

На Востоке же большее внимание уделяли глубинным возможностям сознания - уделяли внимание работе с все проникающей тонкой энергией. Для Запада подобное умение – экстрасенсорика: экстра – из ряда вон выходящие способности. Для Востока – нормально и само собой разумеется. А когда такое умение достигнуто, то о какой неприкосновенности личного сознания может идти речь?!

Например, цель индуизма – слиться с Абсолютом (грубо говоря!), от которого отдельное сознание в незапамятные времена к несчастью своему откололось и бродит теперь из воплощение в воплощение: во многих жизнях подвергается страданию в этом несовершенном мире – в Сансаре. На эту цель направлены практически все восточные религиозные практики. Но этот путь труден, долог – занимает много жизней. Не так многие продвинувшиеся на этом пути считаются – Учителями.
___________________________________

ВОСТОК: МЕТОД  РАБОТЫ С СОЗНАНИЕМ УЧЕНИКОВ.   Дабы помочь обычным людям продвигаться, – дабы быстрее вести их за собой восточный Учитель кроме словесной проповеди на уровне тонкой энергии будет активно работать с сознанием учеников, и ни у кого на Востоке это не вызовет никакого возмущения. А чтобы такая работа была успешной и безопасной для самого Учителя, - его слово и указания не подлежат обсуждению и должны беспрекословно выполняться. На Востоке никакие священные тексты не читаются без разрешения либо указания Учителя.

Западное своевольное неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, отношение к любому тексту, как к естественно дозволенному чтению восточными учителями воспринимаются в диапазоне от глупости до кощунства. В обоих случаях западная личность признаётся, мягко говоря, не слишком пригодной в ученики.  Но нести свет своего учения – долг Учителя. Поэтому он на тонком уровне займётся наведением порядка в голове иностранного ученика (раз он слов не понимает, - как же иначе?!)

Результатом такого наведения порядка, образно говоря, может быть именно вселение в пустой дом вместо изгнанных старых жильцов нового жильца с попугаем. Старая личность как бы заменяется другой - не слишком самостоятельной, потому как для самостоятельности требуется личная выработка понятий или здоровая подключка к национальной энергетической системе, какой от рождения нет. И какую даже самый сильный учитель даровать не в силах: понимают ли это все восточные учителя? Едва ли.

При многих плюсах Восток имеет и минусы: он умеет ценить и осваивает технические достижения Запада, но не слишком стремиться ознакомится с духовными достижениями: их попросту не существует для Востока: Едва-ли на Востоке западную культуру принимают как один из равноценных вариантов развития человечества. И надо с казать, что в проекции на историю прошлых завоеваний, Запад сильно постарался создать на Востоке такое негативное о себе мнение.

Каждый наивен по своему: европейцы свято убеждены во всемирной общности принципа неприкосновенности частного сознания – «Я». Так же искренне восточные учителя полагают: у всех народов сознание одинаково, стоит вымести из этого природного механизма ненужный мусор, - и получим требуемый результат.  Здесь-то и обнаруживается слабое звено в «восточном» методе обучения в приложении к европейцам: результаты наведения порядка в голове иностранного адепта нередко совсем не такие, как у ученика из своей страны.

БОЛЕЗНИ  ВМЕСТО  СТАБИЛЬНОСТИ.  Полученные при обучении европейцев результаты, случается, - изумляют и пугают восточных учителей: почему результатом работы вместо стабилизации сознания на нужной идее у европейца вдруг наступает эмоциональный разброс вместе с болезнями? Источник чаще всего находят в европейцах. Очень немногие восточные религиозные учителя готовы признать методы старинных священных практик не вполне универсальными. Чаще считают, что менять ничего не надо, а слишком любопытных европейцев и русских надо либо не «пущать», либо крайними методами переделывать их сознание, невзирая на возможные физически негативные последствия.
 
Относительно «не пущать» - дело оказывается сложно. Восточная философия и духовно сакральные практики – многое из этого ныне оформлено в переводном книжном европейском варианте: в век компьютеризации как невозможно запретить читать по своей воле. Значит, остаётся активное духовное сопротивление европейскому менталитету: «Зачем европейцу долго жить, - только не благие поступки копит!» - случается и такая оценка.

 В «атаку» восточного учителя толкает даже не личное желание, но мощная энергетическая система своей религии. Для индуиста или буддиста общение со своевольным западным учеником будет подобно тому, как если бы в его старый дом, где он мирно живёт с несколькими милыми ручными змеями, нахально въезжает иностранный жилец с десятком кошек, которые везде лезут, везде носятся и гадят.

 Киплинг пока остаётся наполовину прав: нерелигиозная культура Запада и Востока в настоящее время стали значительно терпимее и ближе друг другу.  Но когда речь заходит о религиозной философии Запад, и Восток по своему неадекватны в отношении к друг другу. Запад слишком своеволен в присвоении чужого опыта. На Востоке потрясающие способности в работе с тонкой энергией сознания сочетаются с нежеланием выходить из замкнутого круга своей сильной системы, оценки же изнутри этого круга внешней ситуации нередко выходят с внешней милой улыбкой внутренне оборонительно-агрессивными. Нередко оставаясь для носителей неосознанными, и западный, и восточный недостатка покамест только усиливаю друг друга. Это то, что можно на данном этапе применить к религиозным контактам Запада и Востока, и к контактам России с религиями Востока.