О книге Мишеля Уэльбека Покорность

Вера Стремковская
Ошеломляющее воздействие произвел на меня роман Мишеля Уэльбека «Покорность».
Невероятно актуальная тема подана талантливо и уникально, с сохранением авторского стиля: как бы исподтишка, медленно разворачивая события, отдавая должное деталям и тонкостям, вдруг нечто, сродни гулкому удару в сознание.
Идея книги, выведенная в заглавие, вначале кажется тем, что автор обманчиво вкладывает в уста человека, от лица которого ведется повествование – покорность мусульманских женщин мужчинам, и общая покорность их Богу – то, чем, по мнению героя книги, определяется современный ислам.
Но дочитав до конца, перевернув последнюю страницу, оторопью охватывает понимание, что, говоря о покорности, имеется ввиду совсем иное. Рассчитанный на доверие к людям, сызмальства внедряемого в сознание европейцев, политический строй Франции способствовал открытию своего дома незнакомым гостям, умело использовавшим те же самые инструментами демократии, и предоставленные права, чтобы покорить Европу.
Пока беспечный герой пользуется услугами девушек по вызову, волна перемен покрывает его страну, чтобы поглотить со временем и его самого, - податливо, с улыбками, вкусными горячими пирожками домашней выпечки на подносе дорогому гостю, а еще вот книжку мою почитайте на досуге «Десять ответов на вопрос о том, что такое ислам»…
Парижанин, университетский преподаватель, не покидавший пределы родного города за все свои сорок четыре года, профан в политике, ибо с головой увлечен написанием работы о писателе – декаденте: изучает каждое его слово, бывает в тех местах, где тот бывал, и даже живет несколько дней в монастыре, где жил его кумир. Словом, пытается натянуть на себя его жизнь. Но не способен чувствовать по-настоящему, любить, верить. Он лишь подражает, не ощущая жизни.
Все это на фоне стремительных перемен в современной Франции, где, в результате демократических выборов на политическую арену выходит мусульманская партия, становясь второй по величине и значению. И, чтобы не допустить к власти народный фронт во главе с национально настроенной кандидаткой, все остальные проигравшие партии включаются в игру: заключают союз с идейно чуждой мусульманской партией в интересах сохранения власти, и продвижения собственных кандидатов. Таким образом формирование правительства, и желаемый портфель министерства образования получит мусульманская партия, прямой путь к завоеванию умов и идеологической перестройки Европы.
В некотором смысле книга Уэльбека показатель заскорузлости системы выборов в европейских странах. Похожая расстановка, правда пока без победы мусульманской партии, наблюдалась и после последних выборов в парламент Швеции, когда, в результате долгих переговоров социал-демократов и левых, имеющих существенные разногласия, но подписавших в последний момент соглашение, дабы не допустить к власти национально настроенную партию шведских демократов, - власть сохранили все те же, ранее отвергнутые социал-демократы. Шитая белыми нитками изнанка вышивки обнажила себя. И что? Паровоз попыхтел, и поехали дальше. К тем же проблемам, которые столь убедительно выписал в своем романе Уэльбек - один их ведущих, по моему мнению, гениальных авторов современности. Хотя, кажется Нобелевским лауреатом ему не бывать, увы. Ведь герой книги, средний европеец, видевший большую проблему в захвате своей страны мусульманским миром, в конце концов по собственной воле, без всякой ломки принимает ислам в главной мечети Парижа. И об этом не пожалеет, никогда! Так заканчивается книга. Он покорен, как Франция, как вся Европа.
И так же, как в повести Василя Быкова «Афганец», выведенная автором в геометрическую прогрессию покорность переходит в разряд приспособленчества.
По сути, герой дает «подкупить себя, свою совесть» возможностью получения прежней должности с высокими привилегиями. Ибо в новых условиях преподавателем может работать только мусульманин. Столь же увлечен он желанием иметь семью, которую сам создать не умеет, не получается у него поддерживать гармоничные отношения с женщинами, они уходят, а искать причины внутри себя не хочется, проще найти сразу три жены, которых выберет мусульманская сваха, желательно молоденьких, пятнадцатилетних, преданных…
Он приспосабливается к жизни, поддавшись на мягкие подталкивания, умелые захваты умного, очаровательного собеседника, образованного и богатого, гостеприимного министра образования, мусульманина.
Все это изначально казалось дурью, абсурдом, несовместимым с его взглядами. Еще так недавно он ненавидел темнокожих и арабов, преграждающих ему путь в университете, проверяющих все ли их подруги одеты по правилам, пытался убежать из города на время выборов, когда начались погромы, а цензурированные средства массовой информации, чтобы не пугать граждан, не сообщали всей правды.
Но побеждает приспособленчество.
И вопрос не в вере. Решив принять ислам, он даже не знаком с основами религии. Его интересуют лишь блага, которыми сможет пользоваться в последствии. И не напрасно. Он доволен. А почему? Это и предстоит осмыслить, читая уникальный роман Мишеля Уэльбека, раскрывая за каждым невинным, даже унылым каким-то действием героя характер и суть происходящих в нем перемен, картину всей ужасающей беды, нависшей над Европой.
Это абсолютная карикатура на современный политический пейзаж, и демократическую систему выборов. Индикатор упадочности европейской политической системы, не способной защитить собственную демократию.
И отличное дополнение к тексту – иллюстрация на обложке книги: Джоконда в парандже.
Только красивые скрещенные руки пока еще без черных перчаток.