ЗФШ 2-4

Яков Задонский
Глава 4. Стефан.


Настало время обсудить несколько довольно странных эпизодов биографии Павла.

Начнем со Стефана первомученика. Его история описана в книге Деяний главы 6-7. Тот, кто в теме, наверняка расскажет, что вот был такой апостол из числа семидесяти, умученный жидами, и потому стал первым мучеником за веру в Иисуса Машиаха или по-гречески Христа.

Давайте попробуем внимательно прочесть эти две главы и разобраться, кто, кого и как замучил. И причем тут Шауль.

Рассказ начинается со следующих слов: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1).

О чем тут говорится? О конфликте неких «еллинистов» и «евреев». Из-за чего? Из-за материальной или, как это ныне принято называть, гуманитарной помощи. «Еллинисты» возмущены, что «евреи» их обделяют. Дело происходит в Иерусалиме. И, скорее всего,  во время большого праздника, когда было принято правоверным иудеям собраться в Иерусалиме. А иначе откуда они тут взялись эти «еллинисты».               

А кто такие эти «еллинисты»? Правильнее их называть «эллинисты». Это были евреи диаспоры (т.е. родившиеся вне земли Израиля) и говорившие, как правило, на греческом языке, за что и получили подобное прозвище. А «евреи», естественно, местные жители, родившиеся в Святой земле. Но обратите внимание и те и другие из тех, что считали себя учениками и последователями Иисуса.

Скорее всего, за судом конфликтующие стороны обратились к апостолам, тем, что из числа 12, выбранных самим. Однако апостолы, решив, что не «царское то дело», объявили, что не к лицу им «пещись о столах». И предложили избрать 7 специальных «надзирателей» – диаконов. Вот в это число и попал еврей из диаспоры или эллинист Стефан. Мало того, его определили в архидиаконы, т.е. в старшие.

И вот этот Стефан «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».

Однако «некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» (Деян. 6:9).

О чем они спорили не очень ясно, но эти перечисленные были из евреев диаспоры, а спорили, как мне видится, все о том же: о распределении гуманитарной помощи.

Что и как делал Стефан не могу знать, но народ был сильно не доволен, и чтобы ему как-нибудь насолить стуканули о нем кому следует.

«И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян. 6:12-13).

Собравшемуся Сангедрину Стефан задвинул нудно-длинную речь с  пересказом всем известной истории народа Израиля. Зачем и с какой целью, спросить бы хотелось у автора Деяний. Но точно ничего глупее со стороны Стефана придумать было нельзя. Неужели Стефан решил, что сидящие перед ним никогда не слышали этой истории? И потому история с судом, на мой взгляд, поздняя выдумка, для того чтобы перевести банальный конфликт на материальной почве в область политики и теологии.

Доказательств, что вся эта история с судилищем Стефана есть выдумка, тут же в тексте не одно.

«И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (Деян. 6:15). 

Это кто ж там сидел в Сангедрине этом? Деревенские полудурачки? Для правоверного иудея подобное видение есть нонсенс. А в Сангедрине иудеи были не простые, но все сплошь с высшим образованием. Какие ангелы?

Как развиваются события дальше? Дав Стефану выговориться «они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7:57-58).

Кто, члены Сангедрина? Раббан Гамлиэль? Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Тут же в Деяниях, чуть дальше, есть история, когда в Сангедрин привели на суд апостолов, а раббан Гамлиэль стал их защищать. И все собравшиеся послушали его. А что в этот раз раббан был другого мнения или просто отсутствовал по причине законного трудового отпуска?

Положим, нашелся некий отступник, которого бы приговорили к смертной казни через побиение камнями – каменовании. Как должна происходить вся процедура? А она точно и в подробностях расписана. Но точно не так, как описано в Деяниях.

По мнению многих исследователей никакой казни не было. Ну, уже хотя бы потому, что на такую казнь нужно разрешение римского префекта. Казнить, к слову, Иисуса приказал Понтий Пилат. А что тогда было? Расправа возбужденной и разъярённой толпы.  Даже римский оккупационный гарнизон, всегда присутствующий в Иерусалиме, не рискнул вмешаться.

«Описание смерти Стефана производит впечатление линчевания его толпой. Это противоречит всему предшествующему изложению, т.е. судебному разбирательству в синедрионе. Это противоречие дало толчок теории о существовании двух источников о смерти Стефана, которые использовал и объединил Лука в своем изложении: одного, в котором смерть Стефана явилась результатом вынесения (и осуществления) смертного приговора в суде, и второго, в котором он был забит камнями разъяренной толпой» (1).

И еще один довод против «казни». Сказано: «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2).

Подобное мог написать только тот, кто совершенно не знает еврейскую традицию. Почетные похороны и оплакивание для преступника Закона, казненного по приговору Сангедрина, совершенно невозможная вещь.

«Его (казненного) не хоронили в гробнице его предков, но для суда были приготовлены две гробницы: одна для убитых (мечом) и удавленных, а другая – для побитых камнями и сожженных. Когда мясо истлеет, собирают кости и хоронят их на их месте (не в родовой гробнице). Родные приходят и приветствуют судей и свидетелей, как бы говоря: в нашем сердце нет ничего против вас, ибо вы судили правильно. Они не держат траур (авелут), но скорбят, ибо скорбь (анинут) – в сердце» (2).

Но если автор сказал правду, то никакого суда и казни не было. А Стефан был растерзан толпой.

А как развивались события дальше?

«В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8:1).

Ничего не кажется странным моему читателю? Вот есть некая организация смутьянов и вероотступников. Кто устроил на них гонения? Правоверные иудеи из фарисеев? Рядовых членов стали гнать, а всю верхушку главарей не тронули? Очень странное «великое гонение». Поступить нужно было как раз наоборот. Ликвидировать пастухов, а стадо рассеялось бы само.

Но если смотреть на всю историю в целом, то, скорее всего, из Иерусалима погнали вот этих самых «эллинистов», а последователи Иисуса из евреев со своими вождями остались. При таком допущении всё становится на свои места.

Тут же при этой «казни», по словам автора Деяний присутствует герой нашего повествования Шауль. Как и зачем он там оказался – тайна сия велика есть (3). Шауль также из евреев диаспоры, а вот подходит ли ему слово «эллинист»? В некотором смысле, да. Вот только последователем Иисуса он в описываемое время точно не был. Если, конечно, что-то не напутал рассказчик этой истории.

И был ли он там, при этой «казни», также большой вопрос. Автору нужно было как-то объяснить, каким образом Шауль стал гонителем приверженцев Иисуса Христа. История Стефана очень удобная точка отсчета для этой страницы биографии Шауля. Автор Деяний точно не видел всё собственными глазами. И если это Лука, сподвижник Павла, не услышал ли он всю историю как раз из его уст. А зачем Павлу нужно было выставлять себя в невыгодном свете? Думаю, многое станет ясным из нашего дальнейшего повествования.


Иллюстрация: Фламандский живописец Денис Кальверт (Denys Calvaert), 1540-1619. Побиение камнями святого Стефана (The Stoning of Saint Stephen)

(1) Левинская И.А. Деяния апостолов.

(2) Мишна. Трактат Сангедрин 6, 5-6. Цитировано по переводу Н. Переферковича.

(3) Существует церковное предание, что Стефан был родственником Шауля по какой-то линии (Лопухин А.П. Толковая Библия).  Особенно феерично этот факт выглядит на фоне следующего заявления автора Деяний: «Савл же одобрял убиение его (т.е. Стефана)» (Деян. 8:1). Тут только одно разумное объяснение: история Шауля – гонителя христиан – есть выдумка. 

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/19/519