Съезд советских немцев, 1991 год

Арслан 2
12 марта 1991 г. в Москве, вопреки всем препятствиям, учиненное официальными властями, начал свою работу съезд Советских немцев, где, приглашенный Л.Добров выступил со следующей приветственной речью.

ДАМЫ И ГОСПОДА!
Уважаемые друзья !

Гагаузы - народ тюркоязычный, но исповедует православие. Православными они стали за сто лет до христианизации Руси. Гагаузы компактно проживают на юге Молдовы.
Сегодняшнее положение гагаузов более, чем плачевно. Национальная культура, ее язык, литература, танцы и народные промыслы находятся в «смертельной фазе». Если реанимация еще возможна, то это потребует огромных капиталовложений и нервотрепок. Разумеется, никакие “добрые дяди” из Кишинева или Москвы не смогут, да и не захотят возиться с умирающей культурой нашего народа. Такое дело по плечу только самим гагаузам. Однако для этого, для развития, им нужно иметь свою государственность, - вопрос, который в Молдове почему-то до сих пор упрямо игнорируется.

Родился я в гагаузской семье, и разумеется, вырос и воспитан был с гагаузской психологией. Еще в 1982 году собирал подписи среди населения о необходимости изучения родного языка в школе, за что получил статус “советского шизофреника”: три года отбыл в Днепропетровской “психушке” и год пробыл “в бегах”.
По долгу службы мне часто приходится ездить по стране, и, самое удивительное, меня поражает безвольный русский крестьянин, для которого пьянящая мутная брага дороже любой красивой фразы “о самоопределении”, “демократии” и “культурном возрождении”. Видя угасающего русского человека в деревне, меня охватывает страх и ужас, - ведь это миллионы погибающих, ни в чем не повинных граждан, которые, хотя и не ПОТЕРЯЛИ своего русского языка, и кое-какие ремесла и танцы свои помнят, но на самом деле они также пребывают в духовном кризисе.

Если гагаузы находятся на грани этнического исчезновения, то русский мужик сегодня находится НА ТОЙ ЖЕ ГРАНИ, и даже пострашнее, - на грани генетического исчезновения. Если вдруг гагаузам сегодня предоставят политическую автономию, то появится  шанс, что они еще смогут выкарабкаться из этого этнически угасающего болота: их еще можно научить литературному родному языку, живописи или музыке. Но никакая политическая автономия уже не спасет умирающую русскую деревню и русского мужика. Бомба, взорванная в свое время над русской деревней, оказалась во много раз страшнее той бомбы, которую взорвали над гагаузским этносом.

... И вот сейчас мы присутствуем на съезде советских немцев, на съезде народа, который понес неисчислимые бедствия и страдания и который одним только своим существованием постоянно поддерживал в русском человеке огонек азарта, стремления к порядку и убранству, качества, без которых невозможен реальный генетический и экологический прогресс души народной.

И если советское руководство сегодня откажет Поволжским немцам в политической Автономии, то этот народ не совсем от этого погибнет. Ее душа и культура сохранятся там, за рубежом, или в худшем случае, если кто-то и останется здесь, то их душа перевоплотится в душу соседнего народа. Однако поступая так, уничтожая культуру советских немцев путем не предоставления им политической Автономии на земле их предков, мы тем самым - и прежде всего - уничтожим ту Золотую Росу, которая может сохранить самих же русских мужиков от генетического разрушения.

И последнее. Я уже говорил, что воспитан был в гагаузской семье и ворвался в бурлящую жизнь с гагаузской психологией. Это правда, но не вся. Моя фамилия болгарская, потому что прадед мой был болгарином, поэтому во мне течет и славянская кровь. И когда я, гагауз, говорю о спасении русского мужика и русской деревни, то не стоит здесь искать какого-либо подвоха.
Спасая русских,   гагаузы спасают себя.

Русские же, в свою очередь, спасая немцев, то же самое - спасают себя.
Поэтому - будем же милосердны друг к другу! 

***