Душа, любовь и боль

Шафран Яков
О книге Сергея Лебедева
«Течет Ветлуга в памяти»(1)

Недавно в серии «Приложение к журналу «Приокские зори» вышел в свет сборник одного из постоянных авторов нашего журнала из города Тольятти Сергея Лебедева «Течет Ветлуга в памяти». Читателям, знакомым с поэзией автора, хорошо известны истоки его творчества. Они в малой родине его родителей — лесной деревне Югары Варнавинского района Нижегородской области, в просторах СССР, по которым поколесила семья отца-офицера, в трудовых профессиях слесаря и аппаратчика, с которых началась трудовая деятельность автора, в его инженерном труде вплоть до главного специалиста крупного предприятия. И еще в истории России, в древних легендах своего края, во всем, чем жила, жива и будет жить наша страна.

Стихи Сергей Лебедев начал писать в юношеском возрасте. В настоящее время он является участником коллективных сборников, публикуется в литературно-художест-венных и публицистических журналах «Невский альманах», «Великороссъ» и ордена Г. Р. Державина «Приокские зори», выпустил четыре авторских сборника стихотворений и две повести. Автор получил признание, он — лауреат Межрегионального поэтического конкурса, посвященного 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова.

Сергей Лебедев говорит, что он не поэт, а лишь любитель поэзии. В скромности ему не занимать, но творчество его говорит об обратном.

Весь сборник «Течет Ветлуга(2) в памяти», начиная от названия и кончая рассказом, завершающим книгу, пронизан любовью к малой родине.

… Бродилось ли по свету мне,
Сиделось ли в тиши,
Но лишь места заветные
Мне трепетом души…

(«Костры осин по рамени…», с. 9)

От полей, от сохи, от невода
В горький воздух меня увели,
Но поверь, где бы ни был я,
Не забуду ветлужской земли…

(«От полей, от сохи, от невода…», с. 10)

Это не случайно, ибо чувство любви, верность и преданность переданы автору его родителями. И ответом живет в душе поэта неугасимая любовь не только к земле, но и к давшим ему жизнь на ней — к отцу и матери, к их делам и трудам. А через них и к стране, к ее истории, которая, как и страна, одна — та, что есть, и другой не дано.

… Мне отец оставил в наследство
Сапоги, плащ-палатку, кинжал,
Горсть медалей простых, советских,
Чтоб я память о нем не предал.

(Отцовские медали, с. 45)

Связь времен, дел и душ проявляется и в отношении к бездуховности и безответственности, царящим окрест. По-другому относиться к данным явлениям могут лишь люди, воспитанные в соответствующем духе, либо добровольно эту связь разорвавшие.

… Моя добрая, милая мама,
Твоих глаз до сих пор вижу грусть.

С полок книжных и с телеэкрана
Безморалья, как прежде, стыжусь.

(«Моя добрая, милая мама…», с. 54)

Как настоящий патриот Сергей Лебедев значительную часть своего творчества посвящает теме Великой Отечественной войны.

… Как бы годы не жгли, над Землей не летели,
Нам судьба всех погибших набатом весной…

(Неизвестный солдат, с. 117)

Очень хорошо эта тема раскрыта в поэме «Сны Анны». Стихотворные строки образно рисуют нам нелегкий женский труд на селе, в поле, без мужей и сыновей, ушедших на фронт, порой без техники и лошадей. И будни работы-войны, когда в ее первые годы с винтовками шли на пулеметы, «взяв помощником русский мат», когда о себе думалось в самую последнюю очередь; и страдающее от гибели однополчан и от грязи предательства сердце солдата; и разрывающиеся глубоко в тылу вражьи снаряды-похоронки…

Только прошедшие все тяготы войны и радость заслуженной Победы и их по духу наследники знают — Родину нужно защищать и на дальних подступах. Так понимаемый воинский долг может вызвать истинное сострадание и к судьбам воинов-афганцев:

… Нас проводил вчера комбат,
Сейчас забыты мы страной…

(Не вспомнят, с. 128)

Невозможно для любящего сердца равнодушие к судьбе многих современных деревень, тем более к родным, где неоднократно бывал и знал людей, чьи имена «…Как песню пою и как сказку читаю…»

С глазницами пустыми вместо рамы,
Покинутые избы вдоль дорог.
Давно, как мертвые, не имут сраму,
И никого не ждут на свой порог…
…Покинутые избы у дороги,
И наклонило кладбище кресты.
А на иконах лики строги…
Прости нас, Родина, прости.
Уходит Русь в нескошенные травы,
И не прощает нам она,
Поклоны перед импортной отравой,
Забытые родные имена.

(В родных местах, с. 14)

В том нет души, кто не жалеет об ушедшем: о великой стране, о ее социальных завоеваниях, о ее высоко поднятом знамени морали и нравственности. И в том нет разума, кто не понимает необходимости исторической преемственности, в том числе в преодолении смутных времен.

… Даль горизонта блеснула огненно,
Словно россыпь зажженных углей.
Боже, неужто сгорела Родина,
Средь широких и снежных полей?

(«Господи, мы и так напуганы…», с. 147)

… Век двадцатый кончился бессильем,
Нет на карте древнего села.
Только бы история России
Мохом и травой не заросла.

(Ченебечиха, с. 75)

Сергей Лебедев понимает, что древние легенды и предания — это те корни, из которых и растет древо народное, тот фундамент, на котором стоит состоящий из малых родин дом нашей большой Родины. Отсюда и любовь к легендам своего Ветлужского края, послужившим основой для венка поэм «Легенды Поветлужья». В написании их использованы работы ряда местных краеведов и историков, воспоминания жителей, рассказы и статьи, опубликованные в местной периодической печати, материалы из книг местных писателей. Вслушайтесь в названия этих легенд: «Ветлуга», «Мирошкина гора», «Лялины горы», «О Ляле-разбойнике, княгине, Бархотке и Шалухе», «Чертовка», «Ченебечиха», «Песнь печали об Ирге», «Степанида ветлужская (Бабья Гора)».

… Долго хранятся легенды о прошлом,
Их не засыплет забвенья песок…

(Песнь печали об Ирге, с. 79)

Читающий строки этих поэм-легенд обретает уверенность в возрождении всего лучшего, что было, в развитии всего хорошего, что есть в наше время.

В замечательно описывающем сельский быт тридцатых годов рассказе «Рыбаки Ветлуги» автор пишет: «Сын всю жизнь восхищался отчаянным поступком отца, который, не раздумывая, бросился в ледяную воду реки ради общего дела». Вот наличие таких людей в роду, в истории и память о них тоже прибавляют нам веры в то, что:

… Придет еще и на Ветлугу счастье,
Дорогу верную Россия обретет…

(Письмо родителям, с. 25)

Сергей Лебедев — тонкий пейзажный лирик. Об этой грани его творчества можно много говорить, но лучше всего это видно из его поэтических строк:

… Как люблю тебя я, русская гармошка,
Как люблю тебя я, русская земля!

(На пристани, с. 19)

… Сквозь туман седые ивы
Смотрят в зеркало воды,
Шепчут каплями игриво,
В зелень капают лады…

(Утро на Оке, с. 15)

Пожелтевшие смотрят березы
С удивленьем в озерную стынь.

(«Пожелтевшие смотрят березы…», с. 35)

А стихотворения «Сырая капризная осень…» и «Осенний мотив» (сс. 114—115) и восьмистишья (сс. 107—110) можно назвать лучшими в лирике автора.

Безусловно, книга «Течет Ветлуга в памяти» понравится читателям и станет одной из лучших в серии «Приложение к журналу «Приокские зори». Как пишет в своем предисловии к книге главный редактор журнала А. А. Яшин: «…Его любовь, его душа, его боль буквально светятся сквозь каждую строку этой книжки».
А завершить хочется словами самого поэта:

…Пусть же мой путь оборвется внезапно.
Что ж, синевы над собой не боюсь.
Даже, пускай не вернусь к вам обратно,
Хватит того, что увидел я Русь.

(«Если мой путь оборвется внезапно…», с. 171)

Примечание. Опубликовано в №4,2012 «Приокских зорь» под псевдонимом Ярослав Брагин

(1) Сергей Лебедев. «Течет Ветлуга в памяти»: сборник стихотворений. Предисл. А. А. Яшина. Приложение к ордена Г. Р. Державина журналу «Приокские зори» (Тула). Типография ОАО «КуйбышевАзот», Тольятти, 2012.— 176 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»)

(2) Ветлу;га — река в центре Европейской части России, левый приток Волги. Протекает по территории Кировской, Костромской и Нижегородской областей и республики Марий Эл. Материал «Ветлуга (река)» из Википедии — свободной энциклопедии.


01 января 2013 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019