10. Как пройти вдвоем через одну трубу...

Ковалев Сергей Борисович
10. Как пройти вдвоем через одну трубу или когда обнять женщину – необходимость…

 

                Нашему
                Капитану Лене.

           Этот День независимости России 12 июня 20… года, как и все праздники, проводимые вне дома, на природе, был насыщен на события.

          После обеда наша тур. группа запланировала многокилометровый заплыв по реке Катунь в полном составе, кроме шофера и дежурных по кухне, включающий прохождение знаменитой Чемальской трубы.
          Я уже подтвердил статус «непотопляемого» на своей охотничье-рыбацкой лодке «Уфимка» и был весьма уважаемым товарищем в среде сплавщиков.
До сегодняшнего дня у меня было всего одно «киляние» (переворачивание лодки) вместе с младшим сыном, из которого мы с честью вышли. Но после этого «инцидента» я дал себе зарок, что никогда в жизни больше не посажу к себе в лодку пассажира!

          Обычно я отправлялся позади основной группы «катамаранщиков» и поэтому в мою обязанность входил сбор за ними всего упавшего за борт, включая и женщин – «чайников» (смотрите рассказ «Где моя медаль...») То есть я выполнял роль «санитара природы», но, в отличие от волков, я не съедал слабые особи, а спасал!

         В какой-то момент нашему капитану - руководителю наших походов Лене Суторминой надоело однообразие сплавов на Катуни, ей захотелось экстрима, и она решительно заявила мне, что на этом участке Катуни она хочет плыть со мной в лодке:

         - Серёга, я с тобой ничего не боюсь! Я с тобой хоть на край света!

        Я, конечно же, был тронут таким доверием ко мне, но сказал, на всякий случай, что до края света у меня точно бензина не хватит.
Потом доходчиво объяснил ей, что моя лодка хоть и считается двухместной с грузоподъемностью до 200 кг (а у нас вместе с ней - уже 150 кг!), но предназначена для тихой рыбалки на удочку где-нибудь на озере Уткуль, а никак не для прохождения опасных Катунских порогов.
Так же я объяснил ей, что нос у моей лодки слабо загнут и она, как сидящая впереди, из лодки выйдет мокрая не только по самую (пик-пик-пик!), но и до самой головы.
       Но всё это ерунда по сравнению с тем, что манёвренность лодки при наличии пассажира падает почти в два раза. Если я один в лодке выполняю «бабочку» (поворот на 360 градусов) за 3 секунды, то с пассажиром на борту - почти за 5 секунд! А даже «чайники» знают, как важна манёвренность плавсредства, а также скорость при прохождении опасных порогов.

          На удивление, мои доводы не возымели никакого действия на нашего шефа, и я вынужден был подчиниться, как рядовой товарищ.

                ***

        … Мы отчалили от берега как всегда после всех катамаранов с инструкторами, чтобы при необходимости страховать их. Но на этот раз страховка не помешала бы и нам…
          Весь длинный путь сплава мы развлекались, ловя по пути небольшие порожки ("бульки"), стремительно пролетая речные перекаты, крутились в береговых водоворотах, делали «бабочку», когда нас приветствовали с берега. А ещё мы, увидев галечный берег, причаливали и собирали разноцветные камешки - галечки для моей коллекции.

Попав в хорошую "бульку", мы набрали ПОЛНУЮ лодку воды (а вода в Катуни в начале июня , мягко говоря, не тёплая).  Сидя по пояс в воде мы долго искали место, где могли бы причалить и вылить воду.  Но левый берег был далеко,  а правый - сплошные отвесные скалы. Наконец мы увидели небольшой (три квадратных метра.) песчаный плёс (плёсик). Причалили, вышли из лодки и попытались её перевернуть, чтобы слить воду. Но не тут-то было! Пол кубометра воды-это 300 кг чистого веса! Вычерпать её нечем. Ладошками - это мы к вечеру не управимся. В общем, корячились мы с ней долго. Сил потратили немеренно. Наконец справились, пополнили коллекцию камешков и пошли догонять наших более быстрых товарищей.


          Наша беспечность дошла до того, что Лена даже не взяла с собой штурманскую карту с указанием всех опасных мест и порогов на реке. И мы поплатились за это...

Попав в широко разлившееся место Катуни, мы даже были недовольны снижением скорости нашей лодки, тем, что пришлось поработать веслами, не желая слишком отставать от основной группы.
        Мы забыли одно из главных сплавных правил: если горная река затихла, разлилась - значит, она усыпляет бдительность плывущих по ней «чайников», чтоб потом повеселиться и отыграться на них сполна…
         Находясь где-то посередине реки, я не сразу почувствовал опасность, а когда ускорение воды стало совсем заметным понял, что мы уже не выгребем из этой ловушки. Мы оказались в роли бедняги – муравья, скатившегося по песчаной стенке воронки прямо в пасть своему заклятому врагу – муравьиному льву.

        А у нас в роли хищника выступила «чемальская труба»!

        Река, зажатая между скалами до ширины 6 м,  за короткое время набирала огромную скорость и низвергались за этой трубой с высоты 2 м.
Порог не был слышен даже в самой трубе, потому что скалы, сжимающие реку, гасили его звук, а после самого слива он, прячась за двухметровым уступом, уходил в небо. А мы были на воде…

        Всё произошло настолько быстро, что мы не успели опомниться, как уже неслись вниз с потоком воды, даже не успев как положено развернуть лодку с сидящим на носу шефом строго по курсу и, конечно же, не набрав перед прыжком вниз необходимую скорость. (Хорошо хоть воздуха успели набрать!)
        А скорость лодке нужна была, чтобы по инерции отлететь от слива воды подальше и не оказаться в кипящем, холодном котле.
        За 5 секунд мы попали из рая в ад! Нас выбросило из лодки и отбросило от неё метра на три. Всё вокруг нас кипело, шипело, пузырилось и бушевало.
Мы кипели, как грешники в аду, только вода у нас была ледяная и, слава богу, черти не плясали вокруг нас!

        «Пропали наши камешки! Как бы нам самим теперь не пропасть!» - мелькнула шальная мысль, когда я впервые вынырнул и вдохнул немного воздуха вместе с водой.
С правой стороны от меня прыгала моя лодка, слева - пышная шевелюра шефа.
«Будет за что тащить её из воды!» - порадовался я её причёске.

                ***

         … Мой ангел-хранитель дремал за моим левым плечом и проснулся, когда мы уже летели вниз: «Ну, блин, вы даёте!» - прочитал я на лету его мысли.
Единственное, что он успел сделать для нас: лодка оказалась не перевернутой!
«Наверное, она сделала кульбит и опять перевернулась на дно!» - рассудил я и начал незамедлительно выполнять первую команду своего покровителя: решив, что из двух тонущих объектов более важным является лодка, поплыл к ней и с помощью чьей-то матери мигом запрыгнул в неё (ну не люблю я долго купаться в ледяной воде, у меня слишком мало жира!)
         Вёсла, на удивление, оказались на месте. Опять спасибо Ему!
Подплыв к пышной шевелюре нашего капитана, я попытался сначала за неё выдернуть второй тонущий объект из-под струи воды, но сразу понял, что, как и любой женщине, причёска ей важнее жизни. Когда она положила руку на корму лодки, я рывком отгрёб от слива воды.

          - Ты жива? - попытался я успокоить Лену, на что она утвердительно моргнула два раза.

          - Это уже позитив! - и предпринял новую попытку затащить её в лодку, но уже за руки.

          - Не надо! - её крик был сильнее рёва воды. - У меня руку выбило из сустава!

           «За волосы нельзя, за руку тоже, что у неё ещё осталось?» - но шеф опередил мои дальнейшие действия и прокричала:
- Плыви отсюда, я буду держаться здоровой рукой за лодку! - что я и начал делать изо всех сил.

            Когда нас вынесло из этого ада, я понял, что моя борьба со стихией только начинается: впереди нас метрах в 200 бесновались волны нового порога с красивыми белыми барашками на верху их.
            Я сразу понял, что туда попадать нам не надо: во-первых, нежное тело Лены может побиться об подводные камни, во-вторых, держась одной рукой, она, наверняка, оторвётся от лодки и мне будет очень тяжело её поймать в яме котла.
Оставалось одно: выгребать из стремнины реки к маленькому песчаному пляжу, на котором я краем глаза увидел палатку отдыхающих.
«На миру и смерть красна!» - согласился я с народной мудростью, хотя погибать не собирался.
             После этого песчаного пляжа начинались бесконечные береговые скалы, и о причаливании там не могло быть и речи.

             Этот кусочек земли длиной 10 метров - наше единственное спасение!

             В этот момент из-за левого плеча я услышал тихий шёпот моего ангела: «Серёга, ты ведь всю жизнь мечтал совершить подвиг и при этом остаться живым! Сейчас у тебя есть все условия для исполнения твоей мечты: и время и место, и зрители. И самое главное - ты уже хорошо размятый! (Его юмор - это что-то!) На кону стоит, скорее всего, жизнь человека с пышной причёской. Для его спасения тебе нужна самая малость  - победить бурную Катунь. Дерзай, всё в твоих руках!»
Я бросил взгляд на свои красные, опухшие ладони с одеревеневшими пальцами и вздохнул: «Придётся вам, дорогие мои, поработать ради моего подвига, потом в Бийске отдохнете! Я и женским кремом вас на ночь помажу!»

          Всё общение с моим небесным покровителем длилось не более одной секунды, а я в это время уже приступил к спасению моего пассажира: развернув лодку строго против течения, я бешено грёб, не жалея ни весел ни рук. Мы уже были почти напротив палатки, стоящей в самом конце спасительной площадке. Повернув нос лодки чуть-чуть к берегу, я начинал сразу медленно сползать вниз по течению, рискуя упустить наш шанс на спасение.

          Создалась тупиковая ситуация: чтоб не потерять этот кусочек берега, нужно было грести строго против течения, при попытке же сближения с берегом лодка начинала сползать вниз. Что делать? От сверхусилий кровь стучала у меня в висках, и этот стук уже стал превращаться в оглушительно -  тревожный набат.

           Моя голова, обогащённая таким количеством крови, наконец-то стала мыслить логически: если я что-то не придумаю - моих сил хватит максимум на пять минут. Тело моего командира создавало такую тягу вниз по течению, что все мои силы уходили только на её погашение!
Вывод: нужно срочно уменьшить эту тягу!

           - Ленка, (пик-пик-пик!), срочно уменьши количество своего красивого тела в воде, положи хоть что-нибудь на корму! И если рукой не можешь - то помогай мне тогда ногами. Представь себе, что ты  лягушка, которая толкает перед собой свой лист кувшинки к кувшинке своего возлюбленного!
            Перспектива превращения в лягушку нашего шефа не привлекла, но, тем не менее, когда её «лягушачьи» толчки стали совпадать с моими «человеческими» гребками, то наше мини-продвижение за один толчок стало ощутимым. Всего 50 гребков + 50 толчков, и мы будем спасены!

           Лишь бы мои руки не подкачали…
          А Лена в это время, пожалев мои нежные руки конструктора, положила на корму лодки всё своё переднее верхнее украшение третьего размера и этим внесла огромную лепту в наше боковое продвижение.

          Зрители в первом ряду, на берегу в количестве шесть человек, видя мои титанические усилия, не понимали, откуда я их черпаю, активно переживали за нас и помогали, чем могли: подбадривали криками и подпрыгиванием на месте.
«Лучше бы вы нам верёвку бросили!» - пронеслось у меня в голове, глядя на их активную помощь. Но видать верёвки у них не было, а мой передний фал лодки был слишком короток, да и повернуться к нему у меня просто не было времени…

           Через пять минут битвы с водной стихией мы приблизились к берегу до трёх метров. Мои вёсла, выходя из воды, нещадно окатывали бедную Еленину голову ледяным душем и окончательно испортили её великолепную причёску.
Так бесчеловечно с женщиной я никогда не обращался, но сегодня на это у меня была сверхуважительная причина: ломая причёску - я спасал ей жизнь!

          Три метра до берега - оказывается это так много!
Если я выпрыгну из лодки сейчас и не найду дна, нас успеет снести за это время тоже на три метра и тогда даже Господь Бог не поможет нам! Я не стал рисковать и грёб до тех пор, пока нос лодки не упёрся в песчаную косу. Лена выползла на берег. Я бросился к ней.
- Лодку вытащи, а то уплывёт, - скомандовал шеф.
Я  беспрекословно выполнил приказ (начальник даже с "выбитой" рукой - начальник), затащил лодку на берег и приступил к "вправлению" руки на место.

        - Ну вы, блин, даёте! - услышал я ещё раз сегодня эту фразу.
Мы с Леной сразу, не сговариваясь бросились на огромные, раскалённые от палящего алтайского солнца валуны и прижались к ним, пытаясь впитать в себя всё их тепло. И через пять минут наша нервная дрожь вперемешку с ознобом стала постепенно затухать.

         - Лена, ты иди ко мне, мой камень горячей твоего! - галантно пригласил я даму. Но вместо того чтобы лечь рядом, она прижалась ко мне, и мы очень долго позировали для роденовской скульптуры «Страсть неземная».

          Находясь в объятиях мокрой женщины с испорченной причёской, внезапно вспомнил, что так долго и нежно я обнимался с представительницей женской половины человечества в 18 лет, будучи студентом в тамбуре поезда №601. О чём я и написал в рассказе «Дорожная история».

         Между этими объятиями пролетел мой кусочек жизни длиною в 30 лет!

        Там, в поезде мной руководила  жалость к слепой красавице-цыганке по имени Кармэн, а здесь - желание побыстрей согреться, неописуемая радость спасения и естественная тяга людей противоположного пола друг к другу, заложенная Богом!

          «А жизнь-то помаленьку налаживается!» - пришёл я к выводу на этом живописном берегу Катуни; подвиг совершил (при толпе зрителей), дракона (то бишь Катунь) победил, принцессу (то бишь Ленку) спас, со спасенной обнимаюсь, коня (то бишь лодку) - сохранил!
         Теперь вместо положенного вознаграждения в полцарства (всё равно оно в мою лодку не войдет!) - закурить бы! Мои сигареты вместе с кепкой уже без своего хозяина бились насмерть со следующим порогом.

          Зрители долго не решались подойти к нам, боясь нарушить наше единение. Но минут через пять, увидя идущий от нас пар, робко забеспокоились:
- От вас уже дым идёт!
- Это мы так  медитируем! - отпарировал я.

          Придя в себя окончательно, согревшись о камень и женское украшение третьего размера, я решил, что уже пора давать интервью, а то зрители подумают о нас не так как мне надо. Но сначала я дал им время полить елей восхищения на мельницу моего тщеславия:

          - Мы уже десять лет отдыхаем на этом месте, и первый раз увидели, чтоб через эту трубу проходили на такой маленькой лодочке, да ещё и вдвоём! Вы профессионалы??!

           И тут Остапа понесло… Глубоко затянувшись предложенной сигаретой, я отверг протянутый мне стакан водки (На работе - не пью!) и быстро возомнил себя звездой водного экстрима:
           - Да, мы дважды чемпионы России по экстремальному сплаву сейчас отрабатываем прохождение водопадов без всякой страховки! После вашей Катуни, мы, скорее всего, едем на реку Белая, это на Урале, слышали небось?
           Получив отрицательный ответ, я хотел было любознательным слушателем кратко изложить историю развития экстремального спорта в России начиная со времен Петра I, но взглянув на нашего не совсем высохшего и потрепанного в бою со стихией капитана, решил отложить лекцию на следующий раз:

          -Все в Росэкстрим! Составьте список желающих пить адреналин стопками, я завтра их заберу и передам в Главный Совет при президенте Путине!  Сейчас как раз идёт новый набор (дураков - чуть не вылетело!) экстрималов. И не забудьте, призывники, один хороший сплав идёт за год службы в армии! Попав к нам в руки, вы сразу почувствуете, что ваша жизнь превратилась в сплошной (кошмар - блин, чуть не вырвалась!), нет сплошное приключение!! - быстро, на одном дыхании закончил я своё выступление и выбросил руку с негнущимися пальцами в сторону Катуни, почти как Ленин , указывая дорогу к коммунизму. (Только бы не стали спрашивать адрес этого Росэкстрима!)

          Взглянув на недоуменное, ошалелое лицо нашего шефа, чтоб вывести из летаргического состояния счастья и поднять тонус (ведь пешком идти три км!), я напоследок не удержался:
        - Так куда же мы идём после Катуни, дорогая? Ведь на Белую?
Не увидев в её бирюзовых  (под цвет реки) глазах понимания, я отвёл её в сторону и уже шёпотом спросил:
        - Доберёшься сама? Извини, я сегодня не смогу проводить тебя до калитки!

        Мы ещё раз обнялись на прощание, и тут я вдруг увидел на её усталом измученном лице слезы (благодарности?!):
«Ну, это уже перебор, я тогда тоже буду плакать! Нет-нет-нет, это у неё вода с причёски течёт по лицу!»

        … Оттолкнувшись от берега, я привычно перекрестился, вознеся руки ладонями к небу поблагодарил его за помощь. Тотчас же в моей голове услышал голос моего небесного покровителя: «Ну, наконец-то  дождался «Спасибо!»
Вторя ему, моя душа глубоко вздохнула: «Ну, наконец-то, я остался один на один с этой недоступной красавицей, холодной Катунью!»
         Я буду совсем не против, если она ещё раз окатит меня своей бирюзовой водичкой, которая истекла сюда с вершины горы Белуха. («Но только чтоб нам не плыть рядом с лодкой!» -отозвался мой друг - он тоже не любитель купаться в ледяной воде!)

         Так как зрители и Лена ещё не разошлись, я очень красиво сделал две «бабочки» за положенные четыре секунды и устремился вперёд, покорять новый порог, шум которого уже был слышен.
          Я его не боюсь: после Чемальской трубы меня мог теперь напугать разве что Ниагарский водопад!

         Повернувшись, я бросил прощальный взгляд на лоскуток земли, которому уже дал название «Берег спасения» и, увидев одинокую фигуру Лены, подумал:
«Как же всё-таки река сближает совершенно разных людей, людей разного пола, разной ориентации , людей с разной духовной начинкой! А особенно прохождение порогов и совместная победа над стихией.
          Я решаю так: тех, кто не побоялся сесть со мной в лодку - буду теперь считать своими друзьями!»

         … Фигура Лены медленно растворялась в водяной дымке порога, и тут у меня вдруг засосало под ложечкой, потом защемило сердце от какой-то вины перед ней: ведь после спасения, хоть и ввиду обстоятельств, я бросаю её одну! Но нет, меня не в чем упрекнуть - я не экономил свои силы!
 Если бы она сейчас махнула платком, то выглядела совсем как Пенелопа в пляжном варианте! "

                * * *

         Из воспоминаний Лены после прочтения рассказа:

     ...Платка у меня не было (только кудрявая шевелюра), Мне тоже хотелось тебе чем-нибудь помахать. Я нашла пластиковую "полторашку" и ею тебе махала с "козьей тропы". Ты ответил мне поднятием весла - "вижу, вижу!..."

                * * *

         Но я-то уплываю ненадолго, через пару часов мы встретимся на стоянке, у костра, выпьем по штрафному стакану водки как «киляльщики» и поведаем остальным сплавщикам о нашем приключении в Чемальской трубе!»

                ***

           Моя последняя мысль перед прыжком лодки в яму второго порога:

          «Да неужели меня и сегодня не наградят медалью «За спасение утопающих»??!!



           На фото: Женщина в моей лодке- Вы кто?
Эту фотографию в архиве моего сына я обнаружил случайно.
Дата на обороте не стоит, но я знаю, что ей около 15 лет. Моя память, потыкавшись во все яркие события, лежащие на её летних полочках быстро сдалась.
   
           Женщина, лежащая в лодке- я не помню Вашего лица, стертого временем, но я знаю, что Вам было хорошо в этот миг: покачиваться на прибрежных волнах Катуни, видеть облака на вершинах, наслаждаться ароматом горной реки и опираться на моё плечо!




           P.S. Лена, если ты случайно прочитаешь этот рассказ, то сообщи мне на авторскую страницу, что я вспомнил не так об этом нашем приключении на реке Катунь. Ну, например, не тот размер украшения. Я буду тебе очень благодарен!