Сиреневый сад

Владимир Кронов
 Когда любишь, то простишь



 Петербург готовился к Первомаю: Невский проспект был увешан флагами, транспарантами, бордюры сверкали белизной, а ограды — черным лаком. Деревья, кустарники в скверах укутались нежно-зелёной дымкой.
 У Михаила Беликова намечался  семейный праздник: десять лет их совместной жизни с женой. К ним на торжество придут их родители, а так же его брат Степан со своей женой красавицей Людмилой.
 Беликов с огромным букетом темно-красных роз спешил по вымытому Невскому проспекту домой. Питерская погода давала о себе знать: несмотря на конец апреля, дул прерывистый колючий ветер с Финского залива. Он гнал по небу стада темно-серых облаков. Хорошо ещё, что он послушал Анжелу и надел под ветровку свитер.  Михаил с проспекта завернул в сквер и вышел к Троицкому мосту. Дошел до середины его и остановился. Стоя возле чугунных перил, он глянул в темные воды Невы. И снова, как десять лет назад, ощутил, как мороз пробежал по коже. «Господи, что же меня тогда остановило? — подумал он. — Я был не в себе, и  готов был, кажется, прыгнуть».

 В его памяти всплыли события давно минувших лет. Что было, то было, — из-за Анжелы Беликов мало не покончил с собой. И что удивительно, познакомился-то он с ней не зеленым мальчишкой — за плечами уже был немалый опыт: школа, институт, два года армейской службы.

 …Как-то за кружкой пива, Потап Белоусов, его давний, ещё со школы друг, спросил у него:
 — Михаил, как у тебя дела с Анжелой?
 — Нормально, а что?
 — Целовать-то себя она хоть позволяет?
 — Потап, ты же знаешь, я с ней встречаюсь всего две недели.
 — Согласись, но это ненормально.
 — Почему?
 — Вы взрослые люди. Тяготение друг к другу — это естественно, или вы, что: устроены по-другому?
 — Потап, существует культура отношений.
 — Михаил, какая культура! Для любви законы не писаны. Анжела, глядя на тебя, подумает ещё, раз ты не проявляешь активности, то и не любишь её. Тут, друг, надо быстро соображать и действовать решительно. Разумеется, тебе виднее.
 — Спасибо, Потап, но понимаешь, чувства — это такая тонкая сфера, что не всегда поступаешь по логике, особенно, когда девушка нравится и как во хмелю кружится голова.
 — Михаил, это мне знакомо. Когда я втрескался в свою Лауру, то три дня ходил, как чумной. Ничего не ел, забросил учебу...
 — Вот видишь, Потап, а говоришь...

 Тогда для Беликова майские праздники имели особенное значение: ведь Анжела будет свободна от занятий в институте, и они смогут  побыть побольше вместе. Уже одна эта мысль радовала. Он мысленно представил её, миниатюрную и миловидную брюнетку, идущую рядом с ним — и у него даже сердце зашлось. Её красота просто сводила с ума. Лишь только силой воли сдерживал он лавину чувств. Беликов позвонил Анжеле, и они договорились, что сходят в их любимый Летний сад. Идя на свидание, он всё прокручивал в голове, что ей скажет, и как признается ей в любви. Столько раз уже мысленно он произносил  эти слова: «Анжелочка,  как я счастлив, что ты   рядом со мной. Каждый день я думаю о тебе. Удивительно, как прекрасны эти дни для меня, они самые яркие. У меня словно выросли крылья. Вместе, мы добьемся, чего пожелаем. Знаю и верю, что мы будем счастливы, потому, что я люблю тебя!» Но, придя и увидев её, так и застыл на месте с открытым ртом: такой он еще её не видал — эта желтая куртка и синее платье с тёмными колготками преобразили её до неузнаваемости!.. Выполнить задуманное, открыть свое сердце любимой у него так не хватило  духу. Сдерживая порыв, он лишь чмокнул её робко в щёчку и сказал: «С праздником, радость моя!» Она, улыбаясь, ответила: «С праздником, Миша!»

 Не замечая времени, они бродили по парковым дорожкам и радовались как дети. День выдался солнечным. В Летнем саду играл духовой оркестр. Музыка волнами разносились вокруг, наполняя сердца весенней радостью. Если бы они только знали, что их ждет впереди! Но счастье всегда, видно, ходит рядом с несчастьем. Они только что вышли из кофейни, где выпили горячего шоколаду. Михаил залюбовался лицом Анжелы. Оно еще было таким юным, таким нежным с румянцем на белых щеках, а под черными ресницами светились радостью, словно два агата, чудные глаза. И Миша не удержался:  нежно обнял Анжелу и припал к её губам. Тут же мирную радостную обстановку разнесли  на куски  её гневные слова:
 — Миша, что ты как сапожник кидаешься? Я тебе не уличная девка!
 — Ну, знаешь, чего-чего, а такого я от тебя не ожидал!
 Беликов резко поднялся, в его душе все пылало и кипело. Будь перед ним пропасть — кинулся бы, не раздумывая. Он выскочил на тротуар и, сгорая от обиды, не разбирая дороги, помчался в сторону Троицкого моста. Вокруг гуляли радостные люди, звучала праздничная музыка, а он, несчастный, убегал от той, которую так боготворил!  Он остановился возле чугунной ограды моста, глянул с большой высоты в темную бездну Невы. Острыми иглами по телу пробежала волна... и только ангел-хранитель уберег его от безумной затеи.
 К родителям он не пошел, а направился к брату. Степан удивленно посмотрел на брата и произнес:
 — Миша, что случилось? Ты, случайно, не заболел?
 — Хуже — я влип в неприятную ситуацию.
 Выслушав его, брат сказал:
 — Миша, ты же взрослый мужик, а ведешь себя, как юноша. Пора тебе знать, что женщины — нежные существа, тонкие и сложные натуры. Тем не менее, их капризы нельзя принимать так уж всерьез. Ты же из-за своей ненаглядной готов был сигануть в воду. Представь, если бы я после каждой ссоры с женой прыгал в Неву? Тебе смешно!.. а ты подумал, что было бы с твоим отцом и матерью?.. И про Анжелу свою забыл?!
 — Да пошла она!.. знаешь куда?
 — Знаю… видать, этого тебе и не хватает.
 — Да я к ней на пушечный выстрел больше не подойду!
 — Миша, поверь, время залечит раны. Короче, для выхода из этой ситуации я вижу два варианта: первый — ты звонишь Анжеле.
 — Никогда в жизни!
 — Тогда можешь смотаться в Париж. Я знаю там хорошее место на берегу Сены. Остановишься у бабушки Сары, она родом из России, и шпрехает по-нашенски. Отойдешь там от стресса. Я с ней созвонюсь. Так что готовься. Делаешь визу, садишься в автобус и — вперед.
 — А что, еще и визу надо?
 — Ну, если не хочешь,— звони Анжеле.
 — Уж нет, не дождется она…

 На вокзале Степан, провожавший брата в поездку, сказал: «Миша, вот возьми гостинец: питерские конфеты и шоколад для Сары. Доберешься: — брякни. Счастливо!» — «Спасибо, Степан. До встречи!»

 …Двухпалубный серебристо-серый автобус плавно бежал по широкому автобану. Михаил, откинувшись в кресле, наблюдал весенний пейзаж за окном. Уже через полчаса все туристы, в основном пожилые  женщины, впали в дрёму, а Беликов взялся за книгу. Красавец-автобус без устали всё бежал и бежал, и колеса его мотали  милю за милей: остановится  где-нибудь для заправки и — снова в путь — дорога неблизкая. У Беликова  было достаточно  времени  для анализа последних событий. И для себя он решил про Анжелу: «Просто она для большой любви еще не готова… и обожания не заслужила».

 Длинная утомительная дорога для Беликова наконец закончилась. И вот он покинул  автобус, ступил на французскую землю... и глазам своим не верил, что оказался в Париже, — фантастика, да и только! Но где же тот загадочный домик бабушки  Сары? Тут на помощь пришел молодой таксист, и на «пежо» доставил его по нужному адресу.
 Дом её выглядел лет на сто, не меньше. Она — тоже — женщина пожилая, голова седая, кожа на лице, руках побита коричневыми пятнами, но фигура — еще сохранилась, и движения её были без признаков старческой немощи. Худощавое лицо её было укрыто сетью мелких морщин. А вот глаза — те ещё хранили первозданную синеву. А, самое главное, — у неё сохранилась русская душа,— щедрая, нараспашку. Едва Беликов вошёл в дом, как она заговорила:
 — Мишель, отведайте  вина, откушайте печёного тунца.
 — Бабушка Сара, благодарю вас от всей души. Вино ваше — прелесть, а тунец — так прямо отличный!
 Она выставила на стол пирог яблочный,  пирожные,  всё  улыбалась, приговаривая:
 — Кушайте, сударь, на здоровье.
 — Тётя Сара, благодарю вас за угощение, за внимание, душевное тепло, здоровья, вам, и светлых дней!
 — Мишель, большое тебе спасибо.

 «Дорогой брат, — Михаил позвонил Степану, — я уже в Париже,  тётя Сара приняла меня как родного, накормила и напоила. Привет родителям. Обнимаю тебя».
 После ужина Сара  не умолкала. Всё интересовалась, как в России живут. Душа ее тянулась на родину предков, в Тулу. А как её глаза светились радостью, как благодарила она Михаила за русские конфеты и шоколад!
 — Мишель, знаешь, я счастлива, что ты привёз мне гостинцы. Они напоминают мне о родине. Это очень важно. Вот моя внучка, Луиза, тоже порадуется. — Она  смахнула слезу.
 — Бабушка Сара, у вас тут чудное место: речка рядом, домик такой уютный и еще такой прочный.
 — Спасибо, Мишель…
 Беликов, едва проснувшись, подошел к окну и открыл шторы. «О, Господи!», — воскликнул он. За окном красовалась Эйфелева башня. О её вершину тёрлись, казалось, проплывающие белые облака. «Вот это да!  Как жаль, что у нас в Питере нет такого чуда», — восторгался Беликов.
 Не успел он толком ополоснуть лицо, как в коридоре появилась молоденькая блондиночка с сияющими глазами.
 — Мишель, это Луиза, моя внучка, будьте знакомы, — улыбнулась Сара.
 Весело улыбаясь, Луиза и Михаил пожали друг другу руки. Своим появлением Луиза принесла в квартиру майский праздник. Как будто в комнате засверкало яркое солнце.
 — О, Мишель, ты из Петербурга? Я тоже хочу в Петербург. Я слышала, что там очень хорошо. Мои подружки ездили на праздник «Алые паруса». Это необыкновенно! Такого нигде больше в мире нет. Это великолепно, грандиозно!
 — Ну, все, Луиза, угомонись, Мишель будет завтракать, — бабушка попыталась прервать внучку.
 — И я буду с вами завтракать. Я принесла булочки, они еще тёплые. Мишель таких никогда не пробовал.
 Когда Михаил продегустировал её круглые булочки с творожной начинкой, то сказал:
 — Это просто шедевр кулинарного искусства. Можно язык проглотить. В Питере я таких не встречал, Луиза!
 — О, Мишель, теперь я буду каждый день приносить тебе булочки.
 — Луиза, посмотри в вазу, — сказала бабушка, — там гостинцы из Петербурга!
 Луиза взяла одну конфету, сняла фантик, и, закрыв глаза, откусила кусочек. «Ого!!! Мишель, в другой раз привези их побольше!!!» — и она чмокнула его в щёчку.

 В это майское утро они пили кофе, беседовали, радовались. Беликов высказал мысль, что он хотел бы побродить по Парижу. Бабушка Сара, глянув на внучку, сказала: «Луиза, будь добра, прогуляй гостя, что тебе стоит».
 — Хорошо, бабушка, я стану для него настоящим гидом.
 — Вот и хорошо, внучечка, счастливо вам.
 Они вышли на улицу, прошли на набережную и спустились по ступеням к Сене, остановились возле речного причала, что находился возле плакучей ивы. В ожидании  прогулочного катера они  разговорились. Михаилу и Луизе повезло, что редко бывает: они подходили друг другу по интеллекту и интересам.
 — Луиза, извини,— сказал Беликов,— ты замужем?
 — Мишель, мне замуж нельзя.
 — Есть важная причина?
 — Дело в том, что я занимаюсь хореографией, преподаю. Сам понимаешь,— фигуру надо беречь.
 — Танцы преподашь современные или классические?
 — У меня широкий профиль.
 — Значит, я не могу занимать у тебя время.
 — Мишель, не беспокойся. Я только что закончила занятия со своей группой. Мои ученики отправились на каникулы, а я — в отпуск. Я вольная птица, а у тебя какое любимое дело?
 — Я — инженер-строитель. Занимаюсь строительством домов. Пока холост. Девушка, разумеется, есть, но мы с ней в раздоре. Так что мы можем с тобой гулять спокойно
 — Что бы ты хотел посмотреть в Париже?
 — В первую очередь меня интересует Леонардо да Винчи, его «Джоконда». Еще — Эйфелева башня. В остальном я полагаюсь на тебя. Времени у меня в обрез.
 — О, Мишель, я тебе покажу такой Париж, что ты его никогда не забудешь!
 Вскоре подошел катер,  и они отправились в первое для него путешествие по Парижу. Эти прогулки продолжались ежедневно. Каждый день садились они на катер и уносились по Сене, куда глаза глядят. И как-то уж так сложилось, что рядом им было хорошо, спокойно и просто. Пока осматривали музеи, парки, памятные места, — подружились.

 Михаил с Луизой заранее договорились, что в этот день они поднимутся на Эйфелеву башню. Погода выдалась солнечной и тихой. И вот они уже на вершине башни, стоят на площадке, прислонившись к перилам. Они не одни, с ними люди. Луиза заглянула в лицо Михаилу:
 — Мишель, как себя чувствуешь?
 — Нормально, но холодок гуляет под рубашкой.
 — Мишель, не смотри вниз, всё-таки триста с лишним метров. Посмотри вокруг, перед тобой Париж, как на ладони. Он достал смартфон и стал делать селфи.
 — Узнаешь с высоты город? — спросила она.
 — Мне трудно сориентироваться.
 — Ну, вот же — Лувр, а вот — собор Парижской богоматери. Мы ж там были с тобой. А вот синяя лента Сены. 
 — Да, реку вижу. Как она прекрасна.
 Они, стоя рядом, с высоты птичьего полета любовались панорамой Парижа, что раскинулась вокруг до самого горизонта.
 — Мишель,— улыбнулась она. — В моей квартире, на стене висит портрет этой башни. В свое время я сделала фото, а в мастерской мне его увеличили, завели в раму, и вот уже десять лет меня радует этот снимок. Каждый раз, когда я подымаюсь на вершину башни, то восхищаюсь её совершенством и гармонией.
 — Луиза, для меня она не только совершенство, её поразительное техническое воплощение выражает сущность и смысл человеческой жизни. Вот она, 130 лет стоит, доказывая, что каждый из нас, в своем деле, может подняться до запредельной высоты.
 — Мишель, хорошие слова говоришь.
 — Луиза, я очень тебе благодарен за твою помощь и душевность. Рядом с тобой я испытал много счастливых мгновений. Ты — прекрасна, и достойна большой любви.
 — Мишель, если я летом приеду в Петербург на праздник «Алые паруса», ты не откажешь в помощи?
 — Луиза, что ты! Приезжай, и не пожалеешь.
 Как только они спустились с башни, она сказала:
 — Это еще не все. Я приготовила  тебе необыкновенное  зрелище.  Ты посмотришь  Сиреневый сад. Он необычный! Там представлены несколько десятков сортов сирени из разных стран: Ирана, Китая, Канады, Венгрии… Ты видел, как цвет сирень?
 — У нас в Питере растет сирень. Как же, — я видел.
 — Будем считать, что ты всё же не видел настоящего чуда, а сейчас  увидишь и почувствуешь!
 Для этого я взяла с собой «дроника». Хочу снять с его помощью цветущие кроны сада сверху. Специально для тебя.
 — Мишель, вот смотри на него — она открыла сумку.
 — Ух, ты, Луиза, мне еще не приходилось держать его в руках. Глядя на небольшое серое устройство, и не подумаешь, что оно может летать.
 — Скоро ты в этом убедишься.
 Едва они ступили на обширную территорию сада, то перед ними открылась чудная картина цветущей сирени. Это райский уголок. Там уже собралось немало людей. В нос Беликову ударил такой насыщенный пьянящий аромат, что у него закружилась голова. Они попали в самую пору буйного цветения. Достаточно представить десятки длинных рядов цветущей сирени разных цветов и оттенков,— от одного этого может закружиться голова. Женщины, молодые пары окружали кусты и, надышавшись приятным ароматом, переходили к следующим. Луиза повторяла то же самое. Она настолько порой увлекалась, что забывала о Михаиле. Вспомнив, звала его:
 — Мишель, оцени вот эту персидскую. Ой, какой утонченный аромат. Он пьянит и очаровывает, какой-то невидимой силой притягивает к себе!
 — Да, Луиза, этот аромат великолепен, но меня больше волнует японский, темно-сиреневый куст.
 — Мишель, подойди-ка к немецкому кусту и к голландскому — это что-то неповторимое, как будто не земное, с ума можно сойти!
 Насладившись цветом и ароматом сирени, она достала из сумки «дрон», расправила ему крылья, опустила его на землю и с помощью пульта подняла выше крон сиреневых кустов. Он взлетел как птица, и начал снимать своей камерой буйное цветение. И вот, что камера «дроника» засекла в этот чудный момент: казалось, что в огромном котле поднялась разноцветная пена всех цветов радуги, от снежно-белого до фиолетово-синего. Разные цвета, сверкая на солнце, пробуждали такие яркие, необыкновенные чувства в душе.
 Они еще долго дегустировали запахи, пока Михаил не сказал;
 — Луиза, все, отказало обоняние.
 — Сочувствую, я тоже дошла до предела. Так можно получить атрофию нюхательного аппарата. Пора отдохнуть.
 — Луиза, что за странные пары, сидевшие за кустами, в каких-то странных позах?
 — Ну, что ты, Мишель. Они просто так целуются.
 — Луиза, они больше похожи на религиозных фанатов, что наглотались феромонов и застыли в чувственном экстазе.
 — Мишель, это они используют метод французского поцелуя.
 — Луиза, ты не находишь, что нам тоже не помешало бы использовать этот метод? С радостью стану твоим учеником.
 — Я не против, но сегодня мне нельзя. Я не готова. Подождем до завтра. Утром кушать не будем. Можно только шоколад.
 — Лиза, предвкушать сладостный миг тоже приятно.
 С этой надеждой они и расстались.

 Вечером, после ужина Беликов попросил у Сары что-нибудь почитать на русском. Она достала ему старый томик  Гюго. Он начал читать с интересом, но когда глаза стали закрываться, он отложил книжку. Тут же зазвонил мобильник. Звонок пришел из Питера. Он нарушил его планы с Луизой. Что было делать. Подумав, Беликов брякнул Луизе.
 — Прости, Луиза, что нарушил твой покой. У меня невеселые новости. Наши планы на завтра придется отменить. Моя подруга написала мне и пригрозила, если я не приеду, то она просто умрет. Придется ехать, надеюсь, что мы еще встретимся. Жду тебя в Питере летом. Счастливо оставаться. Она ответила коротко:
 — Счастливого пути. Привет Петербургу.
  Беликов первым же рейсом отправился в Питер. Из автобуса он послал сообщение Анжеле: «Анжела, я выехал. До встречи».

 Уже в Питере на автовокзале, через окно, Беликов среди встречающих узнал по желтой курточке Анжелу. Едва он вышел из автобуса, как сразу же попал в  её объятия. По нежным щекам её катились слезы радости.