DG, Будапешт и инсулин для маленькой Эли

Анжелика Азадянц
Эта история началась в 2005 году, когда я искала в интернете панацею от токсикоза. А нашла друзей на всю оставшуюся жизнь.

Январь 2005. Шесть недель беременности. Жуткий токсикоз. Я опущу подробности, скажу только, что панацеи так и не нашлось, и через полтора месяца меня увезли в больницу на “Скорой” с обезвоживанием и истощением… Но это совсем другая история.

Когда меня совсем накрыло, доктор выписал таблетки от тошноты, от которых мне стало еще хуже (Primperan - до сих пор подкатывает от одного названия). Я спросил у ясеня, что делать. Всемогущий Google занес меня на woman.ru. В интересующей меня теме на форуме общались sisters-in-arms из разных городов и стран примерно на одном сроке беременности.

Я начала читать, отматывая назад, к более ранним сообщениям. Стиль общения показался приятным, информация - полезной. Почитала несколько дней. Потом что-то написала сама под ником “Лиза”. Это стало началом многолетней дружбы, и для “наших” я и в миру теперь Лиза - многие просто не воспринимают мое реальное имя :)Только Лиза, Лизетт или Лизхен :)

Мы продолжали общаться и после рождения детей. Это был 2005 год, тогда еще не было никаких соцсетей и групповых чатов. Я сделала нам закрытый форум: надоели мимопроходящие доброжелатели, которые могли нас читать и комментировать. Не всегда это были милые приятные люди :)

Ничто так не сплачивает, как дети-ровесники: сначала колики, первые зубки и прикормы, потом первые шаги и слова, развивалки, садики, первый раз в первый класс… Это был просто бесценный обмен опытом! Сейчас, в эти дни, мы обсуждаем подростковые закидоны. Чуть позже будет высшее образование для детей, а дальше,судя по всему, их браки и наши внуки :)

Мы дружим до сих пор, питерский и московский филиалы нашей секты часто встречаются. В марте собираемся встретиться в Таллинне. Мы ближе, чем некоторые родственники - 15 лет ежедневного общения, абсолютная поддержка и в горе, и в радости - я не мыслю уже своей жизни без девчонок, а некоторые из них стали моими настоящими близкими подругами на всю жизнь.

География - Россия, Украина, Европа, Америка, Австралия, и совсем экзотика - Аргентина, Япония, Ливан и Люксембург. Поначалу нас было около 40, с годами некоторые девочки выпали из общения, сейчас нас, активно общающихся, около 15, с некоторыми из “потеряшек” мы поддерживаем связь и встречаемся в путешествиях...

Когда нашим детям было около двух лет, сильно заболела дочка нашей Ани, живущей на Западной Украине. Были все симптомы ОРВИ, несколько дней держалась высокая температура.

Врач, антибиотики, бесконечные ингаляции и прочие процедуры… Однако, ребенку становилось все хуже, в итоге они попали в больницу. Оказалось - манифест диабета первого типа, сахар у девочки на момент госпитализации был на уровне 20 единиц. Оставалось несколько часов до диабетической комы. Судя по всему, у нее была генетическая предрасположенность, а ОРВИ стало катализатором…

Аня в те страшные дни и недели изредка забегала на форум по ночам черкнуть пару строк о том, как у них дела. Мы очень переживали за малышку.

Аня однажды в отчаянии вскользь упомянула, что нужны хорошие лекарства, низкоуглеводное питание и качественные продукты, а где их брать, если совсем нет денег… Аня не работала, ее муж все деньги вложил в бизнес.

Моим детям тогда было полтора года. Я тоже не работала - занималась тем, что называется “сидеть дома с детьми”. На самом деле физически “сидеть” с полуторогодовалыми двойняшками можно в двух случаях: a) когда они спят или b) когда они надежно зафиксированы в своих автокреслах.

В остальном мои телодвижения довольно достоверно отображены в мульте “Осторожно, обезьянки”. Помните их маму? Это я в период с 2005 по примерно 2009.

Я ложилась спать заполночь, в пятый раз помыв полы, развесив третью за день стирку и сделав заготовки для завтрака, обеда и ужина. Только четкая организация спасла нас тогда от апокалипсиса :)

С тех пор я гордо говорю на собеседованиях: “Мои дети научили меня многозадачности”.

В те дни я постоянно думала об Ане и ее малышке: Эле резали пальчики больше 20 раз в день, брали анализ крови. Ребенок рыдал, не понимая, что происходит, и почему так больно и страшно. Аня, которой в то время было чуть больше 20-ти, плакала вместе с ней, и это был кромешный ужас.

Я смотрела на розовые пальчики своих дочек, такие маленькие и нежные, и думала об Элечке и ее исколотых пальчиках, на которых не осталось живого места, и Аня искала для нее “Эмлу” с лидокаином, чтобы обезболивать перед бесконечными анализами, и мазала чем-то быстрозаживляющим, чтобы успевали затягиваться старые порезы…

Сахар скакал каждый час и нельзя было пропустить его повышение, у Ани с Лешей не было денег на хороший импортный инсулин, а тот, который им давали в больнице (свиной, если мне не изменяет память), вреден даже для взрослых людей, не говоря уже о детях.

Коварство диабета первого типа в том, что он влияет на все органы и системы растущего организма, и без строжайшего контроля над уровнем сахара в крови, качественных лекарств и правильного питания дети вырастают инвалидами с тяжелыми хроническими болезнями, и в большинстве своем долго не живут…

Своих денег у меня тогда не было. Просить у мужа я не могла. К тому же он постоянно ворчал, что я слишком много времени провожу в интернете.

На самом деле я там “сидела” большей частью ночами, за счет времени из сна - пару лет, до моего выхода на работу, наш форум был чуть ли ни единственной отдушиной и человеческим общением для замученной мамашки двойняшек. Если бы я попросила у него денег “на друзей из интернета”, как он их называл, он бы покрутил пальцем у виска.   

У меня тогда был фриланс - я переводила новости и писала статьи для местной русскоязычной газеты. Правда, платили они после пяти напоминаний и крайне нерегулярно.

Я написала, что у меня ЧП и срочно нужны деньги. К счастью, они вошли в положение и заплатили на следующий день. За несколько месяцев их глухой несознанки скопилась неплохая сумма.

Я не была уверена, примет ли Аня помощь. Поэтому не решилась ее спросить. Подумала, что лучше поставить перед фактом - не отошлет же она их мне обратно?

Я знала только фамилию и город, но для перевода по Western Union этого было достаточно.

Не знаю, какой был курс гривны по отношению к евро в 2007 году, но полученной суммы им хватило на лекарства и питание для Элечки на некоторое время. Аня была потрясена до слез и просто не знала, как меня благодарить. Она написала об этом на форуме. Присоединились другие наши девочки, помогли им деньгами, отправляли подарки для малышки, чтобы поддержать ее. 

…Прошло несколько лет. Дети подросли. У Аниного мужа дела пошли в гору, бизнес начал приносить доход. Когда Эле было лет пять, у Ани с Лешей родился мальчик.

Как-то мы с мужем собрались в Будапешт. Я написала о предстоящей поездке на форуме. Аня сказала, что они смогут туда приехать на машине. Они живут почти на границе с Польшей, а оттуда до Будапешта, по их меркам,  рукой подать. Я очень обрадовалась: за эти годы мы стали практически родными людьми, но ни разу не виделись в реале разговоры по телефону не в счет). Ура, наконец-то мы встретимся!

К тому моменту у меня на Кипре уже побывала половина форума, я сама ездила к подруге в Ливан, а с московской подругой и нашими детьми мы вместе путешествовали по Австрии, и это была незабываемая поездка, с тех пор мечтаем повторить. Теперь, наконец, встретимся с Аней.

Аня приехала с мужем и детьми. Было ощущение, что я встретилась с родными близкими людьми.

Мы жили в отеле в Буде, они снимали квартиру в Пеште. В первый вечер после долгой прогулки по городу и убойного закарпатского ужина мы  поехали к ним домой. Дети устали и надо было уложить их спать.

Наконец, настало наше время: веранда с чудесным видом, май, сирень, вино и задушевная беседа со старой подругой.

Аня ненадолго ушла в комнату, вернулась с конвертом в руках и вручила его мне. Открываю - несколько еврокупюр. Я непонимающе посмотрела на нее.

- Ань, это что?

- Лиз, это те деньги, что ты нам прислала, когда заболела Эля

- ОМГ я уже забыла об этом! Зачем???!!!!

- Мы не могли не вернуть. Леша еще тогда сказал: отдадим твоей подруге при первой же возможности. Извини, что получилось только сейчас

- Ань, ты что, о чем речь! Я давала безвозмездно… Это все равно, как если бы я заплатила за что-то для своего ребенка…

- Знаю и тоже так чувствую, но сейчас у нас есть возможность вернуть. Купи что-нибудь своим от нас!

- Я и так уже скупила весь H&M, чемодан не закрывается! Пожалуйста, не надо возвращать, я правда от души послала и уже давно забыла!

- Нет, нет, и нет! Леша на меня разозлится, если ты не возьмешь. Он был потрясен тогда. Какие-то друзья из интернета… Которые в глаза нас не видели… Вы с девочками так нас тогда поддержали, в те черные дни, я не могу передать словами. Когда я ему сказала про твой перевод, он долго не мог поверить. Мы поехали, получили деньги. Взяли их в руки. Поменяли часть в обменнике. Это было какое-то чудо, спасение… Потом пришли деньги от других наших девочек… Не представляешь, как у нас тогда было хреново с финансами. Сейчас, слава богу, все хорошо и есть возможность вернуть. Так что пожалуйста, возьми

- Ох, ну ладно, раз ты настаиваешь… Но мне правда не хочется брать эти деньги обратно. Это было не в долг...

Так мы препирались еще какое-то время, пока нас не прервали наши мужья, пытавшиеся общаться на смеси русского и английского.

В свой последний день в Будапеште, проходя мимо какой-то витрины, я увидела потрясающей красоты босоножки. Они были нежно-голубые, воздушные, с двумя будто бы присевшими на них трепетными бабочками. Совершенно непрактичные - две веревочки и высоченная шпилька, но такие прекрасные!

Зашла посмотреть. Ах, Dolce&Gabbana, слегка не моя ценовая категория :) Мы тут на Кипре только из кризиса вылезли. Надела эту красоту  полюбоваться… И тут продавец говорит:
- Ваш размер? Это последняя пара, коллекция прошлого года. На них скидка 80%.

Я осторожно спрашиваю, не веря своим ушам: “80% от скольки?”. В общем, оказалось, что я могу себе позволить эту красоту, не выходя из бюджета - у меня в кошельке лежало несколько купюр от Ани.

Эти туфельки - подарок от дорогой подруги и память о той нашей встрече в Будапеште. Правда, шансов надеть их за эти годы было крайне мало, я больше по кедам :) Но еще не вечер!

И сколько раз за эти годы я сказала себе, что если бы не токсикоз, в моей жизни не было бы моих дорогих подруг, без которых я уже не представляю своей жизни и которыми так много пережито и пройдено.

*Имена друзей изменены