1. 2 Где искать истину?

Лариса Болотова
              Где же нужно искать истину?
            
            Из книги «Великие Посвящённые» Э. Шюре:

(стр.2) «Наука занимается только одним физическим миром; нравственная философия потеряла всякое влияние над умами; религия ещё владеет до некоторой степени сознанием масс…»

Наши учёные, прилагавшие экспериментальный  метод Бэкона к изучению видимого мира …, сделали из Истины идею вполне внешнюю и материальную.  Они думают, что можно приблизиться к ней, накопляя всё большее и большее количество фактов. В области изучения форм они правы. Но что печально, это что наши философы и моралисты стали думать под конец совершенно так же.

Но истина являлась совсем иной для мудрецов и теософов Востока и Греции. Они также знали, что её нельзя установить без общего понятия о  физическом мире, но в то же время они сознавали, что истина пребывает, прежде всего, в нас самих, в началах нашего разума и во внутренней жизни нашей души. Для них душа была единая божественная реальность и ключ, отмыкающий вселенную.

Сосредотачивая свою волю в своём собственном духовном центре,  развивая свои скрытые способности, они приближались к тому великому очагу жизни, который назвали Богом; свет же исходящий из Него, освещал их сознание, приводил их к самопознанию и помогал проникать во все живые существа. Для них то, что мы называем историческим и мировым прогрессом, было не что иное, как эволюция во времени и пространстве этой центральной Причины и этого последнего Конца.
Имена их: Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Пифагор, Иисус; это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы обществ. Они жили только для своих идей; всегда готовые на всякое испытание и сознавая, что умереть за Истину  есть величайший и наиболее действительный из подвигов, они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питается и живит нас.

Невольно возникает мысль: или истина навсегда недоступна человеку, или же ею владели в широкой степени великие Мудрецы и первые Посвящённые земли. Если последнее верно, истина должна находиться в основе всех великих религий и в священных книгах народов. Нужно только уметь разыскать и выделить её.

И в самом деле, если на историю религий посмотреть глазами, раскрывшимися под влиянием единой истины, которая даётся только внутренним посвящением, приходишь одновременно и в изумление, и в восторг. То, что развертывается перед  духовным взором, совсем не похоже на учения, которые даёт церковь, ограничивающая Божественное откровение одним лишь христианством, и для самого христианства допускается только один, установленный догматами смысл. Но точно  также не похоже оно и на то, чему учит материалистическая наука, которая преподаётся в наших университетах, хотя последняя стоит всё же на более широкой точке зрения, ибо она ставит все религии на одну ступень и прилагает ко всем единый метод исследования.  Её ученость глубока, её усердие достойно удивления, но она ещё не поднялась на точку зрения сравнительного эзотеризма, который раскрывает историю религий и историю человечества в совершенно новом свете».

                Где же те учения, с помощь которых можно познать истину? Ни наука, ни религия не смогли  пока выполнить возложенные на них задачи. Религия должна была развить в человеке духовность, а наука – разум. Поэтому возникли новые учения, которые старались объединить их, для выполнения возложенных на них задач.

       Эзотерическая доктрина

«Основные принципы эзотерической доктрины можно формулировать так: Дух есть единственная Реальность, Материя – лишь его внешнее выражение, изменчивое, мимолётное, его динамизм в пространстве и времени. Творчество вечно и непрерывно, как сама жизнь. Микрокосм-человек, по своей тройственной организации (дух, душа и тело), есть подобие и отражение макрокосма-вселенной (мир божественный, мир человеческий и мир естественный), который в свою очередь есть тело Бога, абсолютного Разума, соединяющего в своей природе: Отца, Мать и Сына (сущность, субстанцию и жизнь). Вот почему человек, образ и подобие Бога, может стать его живым Глаголом.

Гнозис, или умозрительная мистика всех времён, есть искусство находить Бога в себе, развивая тайны глубины и скрытия способности сознания. Человеческая душа, индивидуальность, безсмертна (именно так должно быть написано это слово, иначе теряется смысл)  по существу. Её развитие происходит по линиям попеременно нисходящим и восходящим, благодаря то телесным, то духовным существованиям. Перевоплощение есть закон её эволюции. Достигнув совершенства, она освобождается и возвращается к чистому Духу, к Богу, ко всей полноте Его Сознания. Так же как душа возвышается над законом борьбы за существование, когда начинает сознавать свою человечность, так  же она поднимается и над законом перевоплощения, когда начинает сознавать свою божественность.

Перспективы, открывающиеся на пороге Теософии, безпредельны, в особенности если их сравнить с узким и печальным горизонтом, в круге которого человек заперт материализмом, или с неприемлемыми разумом положениями клерикальной (усиление влияния церкви) теологии. Встречаясь с этими перспективами в первый раз, чувствуешь трепет безконечности. Бездны Безсознательного  разверзают внутри нас, открывая перед нами пучину, из которой мы происходим, и головокружительные высоты, к которым мы стремимся. Восхищённые  этой безпредельностью и в то же время испытывая трепет перед необъятностью предстоящего  пути, мы жаждем небытия, мы призываем Нирвану. Но вслед за тем мы сознаём, что эта слабость – не более как утомление моряка, готового упустить весло перед напором грозящего вихря».