Народ и личность

Николай Сташков
 Величие России находится только в мозгах абсолютного большинства её населения. Великодержавность с молоком матери всасывается в сознание ребёнка, и становится на всю жизнь направляющей силой образа мышления и всех поступков человека и всего общества в целом.
Территория России превосходит размером любую страну мира, и не одну сотню лет остаётся необустроенной, где ежегодно горят леса и регулярные наводнения уносят жизни и имущество сотен или тысяч жителей. В Петербурге каждую зиму сосульки падают с крыш и убивают людей.
 В самой богатой стране мира по наличию разведанных природных ресурсов насчитывается около 20 или более миллионов нищих. Если уровень бедности оценивать лекалами Европейских стран, количество нищих граждан России утроится, или учетверится.   
 В России отсутствуют государственные институты выборов, права и оппозиции, то есть институтов демократического устройства страны. По состоянию экономики и уровню технологии Россия на многие десятилетия отстаёт от западных стран. Многие просвещённые граждане России задаются вопросами: кто в этом виноват и что делать?
Проще найти ответы, если понять: народ или личность является основной движущей силой развития человечества, и общества. История называет личность двигателем прогресса, но она не научная дисциплина. Наука есть объективное, абстрактное теоретическое моделирование действительности, а история всегда, и во всех случаях, несёт отпечаток субъективизма, как самого историка, так и существующей в данный момент идеологической платформы. Иногда историю называют продажной девкой. Основным материалом, которые исследует историк, служат письменные источники: летописи, воспоминания, мемуары, письма, государственные документы и договоры между государствами.
Летописец в келье какого-нибудь монастыря записывает происходившие или происходящие события, сам не является их очевидцем, черпает сведения из дошедших до него рассказов, в которых значительную часть занимают слухи. Достоверность летописей очень сомнительна. В них могут быть описаны события, которые на самом деле не происходили, и отсутствовать происходившие.
Письма, мемуары и воспоминания грешат субъективизмом. Авторы описывают лишь фрагменты событий, переработанные их сознанием. Государственные документы тоже не могут служить объективным материалом. Их решения исполняются не всегда, или в искажённом виде, из-за объективно привнесённых посторонних факторов. Межгосударственные договоры часто используются обеими сторонами для обмана друг друга, и сокрытия иных замыслов.
Огромный массив письменных источников безвозвратно потерян в военных действиях, пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях. Их исследование могло привнести в мировую историю новые события.
Несомненно и другое, в письменных материалах есть некоторая доля откровенного фальсификата. Кроме всего прочего, многие десятки, возможно, сотни тысяч лет человечество не имело письменности, поэтому исследовать этот громадный период история не в состоянии. Следовательно, доверять выводам истории, возможно, следует с большой долей осторожности.
Примитивная форма общественного устройства зародилась ещё в животном мире, когда вожак стаи в жестокой схватке завоёвывал статус вожака, дающий некоторые преимущества перед другими членами стаи. Вожак выбирал первым принимал пищу и мог совокупляться с любой самкой. Это была борьба за власть, она плавно перетекла в человеческое сообщество и породила Монархию и аристократию – опору Монарха и его надёжную поддержку, и защиту. Монарху уже не требуется открытая схватка за свой статус, власть наследуется и принадлежит ему по праву рождения.
 Но, при кажущейся ненужности, борьба за власть не уходит, она становится скрытой от постороннего взгляда, подпольной, и уходит в ближний семейный круг. Монарх имеет широкие властные полномочия, почти не ограниченную свободу действий.
Однако он не всегда может принимать решения только по воле своих личных побуждений. Он не может не учитывать интересы ближайшего семейного окружения, и аристократии. Она, аристократия, служит ему надёжной опорой и защитой, но в любой момент готова покуситься на его статус, в пользу другого претендента. Таких случаев в истории великое множество. Они происходили во всех странах. 
Окружение Монарха, того аристократического слоя, который служит ему, и является надёжной опорой, тоже находится в состоянии постоянной борьбы за место у трона Монарха, за влияние на него, поскольку оно, это влияние на Монарха, обеспечивает и безопасность, и высокое материальное обеспечение.
 Для простоты и краткости, можно назвать Монарха и его аристократию элитой, остальной состав сообщества – народом. Такое название слоёв общества не совсем корректное, поскольку все слои сообщества, и сам монарх являются народом.
Вполне закономерно, что история, исследуя письменные источники, выводит на арену человечества личности, и показывает их главной движущей силой развития человечества. Действительно, короли, цари, императоры, и диктаторы обладают почти неограниченной свободой действия, но в большинстве случаев принимают решения, учитывая интересы ближайшего его окружения.
 Борьба за власть вещь весьма жестокая. Она проигравшему сулит не радость жизни, а смерть от любых причин. Ими могут быть и несчастные случаи, и прямое убийство.
 Народ производит все материальные блага, из которых, по системе их распределения, ему достаётся незначительная часть. Он одет, обут и питается значительно хуже элиты, и проживает в бедных, тесных лачугах. У него чрезвычайно скуден набор мебели и столовых принадлежностей. Он не знает, придуманных элитой, правил этикета.
Элита в большинстве случаев образована, в её распоряжении литература, искусство. Она проживает во дворцах, построенных по проектам профессиональных архитекторов. Она купается в роскоши, не производя ничего.
Народ всегда неграмотный, не умеет читать и писать. Элита называет народ «быдлом, сборищем хамов и пьяниц». У народа чрезвычайно узкие рамки свободы, отсутствуют легитимные возможности борьбы за свои права, нет площадок выражения своих взглядов и мыслей, кроме, как в своих лачугах.
При таком состоянии общественных отношений, развитие элите не нужно, оно ей противопоказано, несёт угрозу её положению, даже жизни. Если бы элита могла, она бы законсервировала состояние общества, не допустила бы его развития. Но она этого сделать не может, поскольку есть могучая сила, противодействующая консервации.
 Этой силой является народ. У него, несмотря на его абсолютную бесправность, всё же имеются рычаги воздействия на элиту. У него есть пассивные формы борьбы за свои права, пассивные формы протеста. Это уход в пьянство, снижение мотивации труда, до полного его отсутствия. Они, хотя и пассивные, но бьют по элите, понижая её благосостояние, поскольку только он, народ, способен производить все продукты питания, и весь спектр материальных благ, и услуг. Поэтому элита иногда вынуждена принимать какой-то минимум решений в пользу народа.
 Можно привести пример пассивной формы борьбы за свои права. Советская экономика в тридцатые годы двадцатого столетия показала невиданные результаты роста, которых мир до этого не знал. В пятидесятые годы она успешно и быстро залатала прорехи, полученные в жестокой войне.
 В шестидесятых годах началась деградация. Высшая власть в стране увидела причину негативного явления в экономике страны в низкой производственной дисциплине народа. В восемьдесят втором, году вновь избранный генсек ЦК КПСС принял решение, по которому человека могли остановить на улице, и потребовать документ, который даёт ему право в рабочее время гулять по улице. По этим же мотивам происходили набеги милиции на кинотеатры, кафе, столовые и другие заведения.
Люди нашли способы, как можно обзавестись нужными бумажками. Всё это говорит о том, что у народа мотивация труда понизилась настолько, что власть не постеснялась принять нелепое решение. Семидесятые и восьмидесятые годы, особенно в сельской местности, были годами почти поголовного пьянства.
 Метод борьбы за свои права пассивный, но подвигнул к действиям активным. Распалась огромная страна.  Есть у народа и активные формы протеста, такие, как уход в криминал, протесты на уличных шествиях, восстания и революции, которые потрясают основы Государства, иногда сбрасывают установленный элитой порядок в небытие. В Российской империи восстания Разина, Болотникова и Пугачёва основательно потрясли здание империи. Монархия в 1861 году вынуждена была отменить позорную систему рабства, которой не существовало ни в одной стране Европы.
 От народа не остаётся письменных источников, как от элиты, которые историкам служат материалом для исследований. Зато от народа остаётся нечто более грандиозное, чем письма, мемуары и прочее. Это дороги, города, монументальные здания и огромное количество других материальных объектов.
Вывод напрашивается сам собой – главной движущей силой развития цивилизации является народ. Личность в локальные отдельные промежутки времени обладает огромными полномочиями, но только тормозит прогресс.