Попутчики

Галина Шаблей
      Басисто и коротко  свистнул вдали  локомотив. Через минуту поезд прибыл на станцию. Нами овладел банальный пассажирский страх: не потерять, не упасть, не опоздать, не застрять. Подпрыгивая от волнения, мы помчались по перрону. Поднимаясь в вагон, все же застряли со своим багажом в дверном проеме. Помог чернявый шустрый паренек, который  легко забросил наши сумки в тамбур:
-Спасибо, молодой человек .
-Спасибо было, рубля хватит,- засмеялся.

   В вагоне пахло дальней дорогой: немного копченой рыбой и лапшой «Доширак», немного  мужскими носками не первой свежести и потом. Извиняясь и пыхтя, наступая на ноги пассажиров и задевая их локтями, мы пробрались на свои места, устроили свои сумки и с облегчением  выдохнув, плюхнулись на сиденья. Медленно поплыл вокзал. Тра-та-та. Поезд набрал скорость. Приветливая худенькая проводница Танечка заполнила  наши данные в свой журнал, принесла нам белье. Включила кондиционер. Счастье есть! И мы потихоньку стали обустраивать свой, теперь уже неспешный, пассажирский  быт на два дня и две ночи в  вагонном сообществе , в котором  существуют свои элементарные правила.  Под стук колес постепенно потерялись внешние мысли. Вот мчится поезд. Кра-со-та! Поют колеса. Тра-та-та.

   Милая большеглазая девочка двадцати с небольшим лет, сидевшая напротив нас,  улыбнулась  :
-Люблю ездить на поездах, Когда едешь, то есть возможность  помечтать о будущем, просто погрузиться в себя или поговорить с людьми. Меня зовут Катя. Я еду из Иркутска в Екатеринбург, там буду жить и работать в  филармонии.
Из соседнего купе подошел Катин папа и тоже подключился к разговору:
-Будем знакомы. Меня зовут Леонид. У меня две дочери и обе талантливые, все в меня. Вот с  Катей заключили контракт в Екатеринбурге, она, скрипачка. А старшая дочь служит в Мариинском театре в Питере, у нее красивое меццо- сопрано.
-А вы тоже поете?- спросила Леонида моя подруга Ира.
-Ну, как же! Конечно! У меня великолепный полевой тенор!
-Это как?- не почувствовала подвоха Ира.
-Вот как только в поле выйду  так и пою себе и  пою, чтобы никто не слышал и не пугался!

   Прелесть неспешных путешествий на поезде в особой атмосфере и в попутчиках. В каждом купе свои разговоры:

-Мы не сильно вас побеспокоили? Мы иногда сильно хохочем?
-Ничего, ничего! Нам скоро выходить.

-Наша страна-кладезь сельскохозяйственных угодий. Такие просторы. Особенно поражаешься размерами страны, когда едешь на поезде.

-А я вот скачал себе в дорогу книги из ленинской библиотеки, читаю себе потихонечку с телефона. А жене скачал учебник физики.
-И зачем твоей жене учебник физики?
-Так она никак до сих пор не понимает, как определить сопротивление, зная величины силы тока и напряжения.

-Любит у меня брат всякую фигню находить в интернете, сейчас тебе клип покажу : «Умом Россию не понять». Прикинь, там такие слова прикольные : «..аршином общим не измерить...»
-Ну-у! Это же  этот сказал.... как его.. вспомнил! Лев  Толстой!
-Сам ты Толстой! Вот написано автор и исполнитель Анатолий Кулагин!

-Мама, дай я тебе губки накрашу, ну вот маненечко!. . А сейчас прическу тебе сделаю. Ничего, мамочка, что я тебя дернула ? Это я нечаянно. Не больно тебе? Лучше я тебе косичку заплету.

-Как звали Чичикова? Кто знает, как его звали?- пыхтит над  кроссвордом мужчина средних лет с пивным животом.

-Руки- ноги сегодня с самого утра у меня дрожат, как будто кур воровала. Наверное опять давление подскочило, -жалуется своей соседке пожилая женщина в цветастом ситцевом платье.

Прошла по вагону начальник поезда:
-Как проходит поездка, граждане- пассажиры? Есть ли жалобы?
Следом за начальником поезда прошла транспортная милиция…

   Мелькают за окном вагона леса, перелески. Погода заметно портится. Солнце скрылось за низкими тяжелыми рваными тучами. Приближаемся к Уралу. Муж и жена за боковым столиком, разложили  еду: колбаску копченую, бутерброды с сыром, помидоры, домашнюю стряпню.
-Слышишь? Все съедать надо. Ничего не оставляй! Даже, если не хочешь, все равно ешь! Нечего добру пропадать,- шепчет жена мужу.

Зашуршал пакетами и сосед с верхней полки, упруго спрыгнул вниз, подсел к столику. Тоненькими ломтиками, со знанием дела, нарезал копченое сало, очистил крутое яйцо, хрустнул малосольным огурчиком.
-Ну вот, поел, теперь и поспать можно,- подмигнул он мне. И  легко подтянувшись на мускулистых руках, запрыгнул опять на свою полку.

Поезд понемногу замедляет ход,  за окном небольшая станция:  дома разного достоинства и достатка,  ребятишки на пригорке машут нам вслед, пасется на привязи теленок.
 На окраине виден уныло покосившийся  железобетонный каркас телятника или коровника, точнее его остатки . Как и везде разобрали, разрушили…

-Вечный абонент зятя? Продолжает разгадывать кроссворд мужчина .
-А Чичиков то  Павел Иванович однако.. Я вспомнил!

-Тема бедности населения звучит в докладах правительства, планируется проведение новых реформ, но пойдут ли эти реформы на пользу россиянам?
-Как же! Держи карман шире! Не все еще олигархи построили запасные аэродромы заграницей!
-От жиру бесятся!
-А   в наших краях  работы нет, по несколько месяцев вдали от дома на вахте работаем. Думаешь легко это? Вот Витька в нашем поселке все старался  деньжат побольше заработать для семьи, мотался по самым дальним участкам, а домой приехал, жена ему «от ворот поворот», чемодан собрала, у двери поставила. Езжай куда хочешь. Другого себе нашла. Курва!

-Бабах-бабах! Я в него попал!,- пробежали по вагону два маленьких шалуна лет пяти с игрушечными пистолетами.
В Тюмени вышли вахтовики, основательные крепкие мужики с мозолистыми руками. Дай бог им здоровья, достатка их семьям.

-Я после Тюмени чай попью и буду спать до упора.
-А где ты выходишь?
-В Екатеринбурге.

Остановка в Екатеринбурге. Выскакиваем глотнуть воздуха, размять ноги, воды купить. Мужчины да и многие женщины, как всегда курят. Ребятишки бегают по платформе. Несколько простых приседаний, взмахов руками. Уже хорошо. А там…еще немного.. еще чуть- чуть…
Проводник Танечка зычно крикнула:
-Заходи в вагон!
Выходившие в  Екатеринбурге попрощались, новенькие вошли в вагон, поздоровались. Поезд набрал ход. Бе-жишь ку-да? Ту-да, ту-да!
Вдоль железнодорожного полотна вровень с поездом по дороге едет грузовой автомобиль, затем сворачивает направо.. у него свой путь, у нас свой….
Дружинино, потом Сарапул, Агрыз, Можга, Вятские Поляны, скоро Казань! Поживем- увидим, увидим- поймем!
-Ночь, она к утру дорога!  - опять подмигнул мне мужчина с верхней полки и припечатал лицо к подушке.

    Не спится. Думается. .  Уже наступил август. А мы с подругами-единомышленницами в очередной раз отправились открывать для себя новые места. На этот раз едем в Казань. У них в Татарстане ураза, куйрам-байрам, смутная память о .. великой царице, сумерки, мечеть, огромный круг  луны. В их жизни присутствует эклектика- смешение стилей, идей, взглядов, конфессий. У нас в Сибири бескрайние просторы, суровая зима и жаркое лето, могучий Енисей и великий Суриков, органичная совместимость человеческой души с природным духом, толерантность, сердечность...
Вагон поскрипывает и постукивает на стыках. Пассажиры спят. Мирно посапывают и похрапывают. Они едут в одном направлении, согласно купленным билетам. Но каждый выйдет на своей остановке.   Сейчас им снятся  разные сны….. А завтра будет новый день.