Очень строгая мама

Валерий Столыпин
— Дениза, ты почему без дела сидишь, занятия найти не можешь? Сольфеджио выучила?

— Мам, посуду вымыла, уроки выучила, портфель сложила, чего тебе ещё надо! Могу я просто помечтать?

— О своём, о девичьем? Рановато задумываться начинаешь. Из миражей и романтических грёз эгоизм вырастает. А там и до глупостей рукой подать.

— О чём ты, мама! Мне скоро четырнадцать, а ты мне шагу ступить не даёшь. У меня даже подруг нет.

— Друзей… ты хотела сказать друзей. Прогулки, свидания, поцелуйчики всякие. Ну-ка иди сюда! Посуду, говоришь, вымыла. Вот это вот безобразие ты называешь мыть посуду? Бардак! Сейчас же перемой. А чтобы пропало желание спорить и чёрт знает о чём думать, протрёшь пол, пропылесосишь второй этаж. Но сначала сольфеджио учи. И английский.

— А почитать?

— Смотря что. Про любовь рано, сказки – поздно. Сейчас посмотрю, что в школе рекомендуют. Но это вечером.

— Вечером у меня хор и кружок домоводства.

— Значит завтра. Делу время – потехе час.

— Завтра бассейн и танцы, потом шахматы. Послезавтра контрольное прослушивание в музыкалке, занятие математикой с репетитором, в среду художественная школа, баскетбол, нотная грамота, театральная студия, в четверг…

— Я в курсе, что будет в четверг. И в пятницу тоже. Не дави на жалость, не маленькая. Я в твои годы…

— У тебя две сестры было, брат, собака, качели во дворе, игра в резиночку, казаки-разбойники. Сама рассказывала.

— Тогда время другое было. Зато легкомысленной не будешь. Жизнь нужно прожить так…

— Чтобы не было мучительно больно. Знаю. Тебя, мамочка, не поймёшь: гулять и дружить  – маленькая, почитать и телевизор посмотреть – слишком большая. Я запуталась.

— Человек, особенно женщина, должен быть всесторонне развит, в этом залог профессионального и социального успеха.

— Я ещё не женщина…

— Будешь женщиной… когда я разрешу.

— А если никогда не разрешишь?

— Вот ты как заговорила! На панель хочешь? Или дворником работать пойдёшь? В этом доме решения принимаю я и точка! Мой посуду и сольфеджио учи. Проверю.

— Я спать хочу.

— Знаю, чего ты хочешь. Чем бы ни заниматься, лишь бы ничего не делать.

— Я устала, мне плакать хочется.

— Ты ничего не перепутала, Дениза? Уставать и плакать в этом доме могу только я, потому что…

— Потому, что у тебя есть папа, так? Ты за ним как за каменной стеной. А у меня нет папы. Знаешь почему?

— Надо же, разговорилась. Потому, что ты плохая дочь.

— Можно подумать ты хорошая дочь. Папа не из-за меня от нас ушёл.

— Как ты с матерью разговариваешь? Я его из дома не гнала. Кто виноват, что его плохо воспитывали?

— Ты об этом только сейчас узнала?

— Я его любила. Откуда мне было знать, что он так и не повзрослеет.

— Выходит, что меня не любишь. Детям доверять нужно. Ты меня детства лишила!

— Для твоей же пользы, глупая. Ни от кого зависеть не будешь.

— Кроме тебя.

— Я мама. Для тебя стараюсь.

— Ага!

Так или приблизительно так происходил диалог между мамой и дочкой. Бабушка в этой семье имеет ещё более строгие суждения, папа отсутствует по причине природного инфантилизма, дедушка скрупулёзно выполняет все требования матримониальных правил, установленных женщинами: с утра до вечера транспортирует и контролирует чадо.

Дед не спорит, он считает, что тактика и стратегия воспитания внуков не его прерогатива. Он исполнитель и только, но добросовестный.

Проблема и суть в том, что… даже не знаю, с чего начать…

Спустя несколько месяцев после такого приблизительного разговора, точнее, после поездки детского коллектива на фестиваль танца в Беларусь, девочка почувствовала серьёзное недомогание.

Удивлению родителей на сообщение гинеколога о том, что у Денизы беременность на сроке свыше двенадцати недель, не было предела. Скандал на тему теории заговоров не стихал несколько дней.

Дни и недели ребёнка были расписаны по минутам.

— Как!? Когда? Кто!?

Кто ищет – тот всегда найдёт.

Как и что происходило в этой семье дальше – тема для другого поста. Важна суть – строгий контроль и структурирование времени подростка не панацея для его успешности и благополучия в будущем.

Игорь Губерман по этому случаю заметил: Вся наша склонность к оптимизму - от неспособности представить, какого рода завтра клизму судьба решила нам поставить.

Человек – существо пытливое, любознательное, а обстоятельства жизни разнообразны. Учесть все случайности и не случайности, которые преподносит жизнь, невозможно в принципе – их тьма.

Не так давно по интернету гуляла статья о том, что строгость воспитания гарантирует ту самую успешность. Доказано профессионалами.

Учёные исследовали… эксперимент убедительно подтвердил… неопровержимые факты… бесспорные аргументы… установлена бесспорная связь…

Дальше вы знаете. Все вирусные сенсации рождаются и эволюционируют по одним и тем же сценариям.

Исследование социолога Эрики Раскон-Рамирес, утверждающее именно такую  последовательность, подхватили и растиражировали, не вдаваясь в суть и детали эксперимента.

Для журналистов сенсация заключалась в названии научного изыскания, которое утверждало, что строгое воспитание – это “гуд, карашо”.

Учёная дама категорично утверждала, что жёсткий контроль, бдительный надзор, принуждение к разностороннему развитию, детальное структурирование времени подростка, отлучение от праздности, потехи гарантирует его успех и благополучие, когда ребёнок вступит в фазу взросления.

Ни больше, ни меньше. Как у собаки Павлова: превратить повторяющиеся команды и действия в условный рефлекс, чтобы потом объект эксперимента стал счастливым.

Согласны, что строгое воспитание – это, по сути, дрессировка?

Эрика на голубом глазу авторитетно вещала доказательства, которые ничего не доказывали. Желающие легко могут найти статьи о том эксперименте.

Но были и такие, кто прочёл весь научный труд.

Неудобные вопросы были заданы.

Оказалось, что в исследовании учитывалась статистика ранних беременностей и связанные с ними проблемы. Было обнаружено, удивительно, если бы нет, что малолетние мамы учились на порядок хуже(?). Отсюда и сделали вывод о необходимости строго воспитания, оказавшийся пшиком.

Изучение статистики показало, что связи между суровостью воспитания и успехом нет, так же, как и с беременностью. Девочки из “хороших” семей залетали с той же регулярностью, что и дети-беспризорники.

Физиология, агрессивная пропаганда толерантности и феминизма делают своё дело, не согласовывая сексуальное созревание подростков с добытыми суровым воспитанием навыками.

Выводы Эрики нисколько не мешают, как выходить в люди подросткам, лишённым заботы родителей, так и опускаться на социальное дно юношам и девушкам из семей, где им уделялось невероятное количество внимания.

Причина успешности в чём-то другом. Ребёнок должен им и оставаться. Детские годы – то благостное время, которое он запомнит навсегда. Жизнь коротка. Нет смысла выращивать из детей Павлов Корчагиных.

Мне кажется, что проблема неудач в воспитании заключается в том, что дети, лишённые возможности усвоить навыки эффективной социализации плохо адаптируются к контакту с внешним миром.

Детям нужны не отдельные специальные навыки и знания, а опыт коммуникации: взаимодействие, общение, доверительные беседы со сверстниками, обмен эмоциями, дружеский контакт, умение сострадать и сопереживать.

Развивать необходимо в первую очередь эмоциональный интеллект, индивидуальность, самодостаточность, сообразительность, логическое мышление, способность брать на себя инициативу и ответственность.

Без развитых социальных навыков оказавшись один на один с новыми жизненными обстоятельствами человек с наглухо структурированным родителями временем, но лишённый живого общения, теряется, не может принять верное решение.

То, что социальный и экономический статусы семьи сами по себе являются мотивирующими факторами, нисколько не спорю, но характер человека складывается задолго до того как он научится говорить.

Для одного ребёнка строгое воспитание станет направляющим фактором, для другого – наказанием. Да, не секрет, что чаще всего индивидуальные предпочтения, неугодные родителям таланты и желания детей воспитатели не учитывают.

Моей целью отнюдь не было желание встать в позу всезнающего гуру, вещающего непреложную истину. Хочу только сказать, что с предпочтениями детей необходимо считаться.

Воспитание чада с позиции: я сделаю из тебя человека – не работает. Результат может получиться прямо противоположный чаяниям.