Из темноты к свету. Часть 3. Глава 12

Любовь Астахова
            - Я приехала из Москвы... сегодня... поездом... Я попросила знакомых, чтобы меня сразу к вам завезли, - начала издалека свой разговор Люба, глядя в глаза пожилой женщины, строгой на вид, которая сидела за прилавком церковной лавки и скучала. - Шесть лет назад я венчалась в этом храме... Я приехала, чтобы  развенчаться, но у меня нет документа, который был выдан при венчании. Я не знаю, как мне теперь быть и с чего начинать.

            В Новошахтинск Люба прибыла не одна, с ней возвращалась домой ясновидящая Татьяна, гостившая у неё около двух месяцев. На пироне, в городе Шахты, их встретила Танина свекровь, приехав за ними на своём личном автомобиле.

            - К сожалению, ничем помочь не могу, - неохотно ответила женщина. – Сегодня понедельник, службы нет, поэтому и отца Виталия нет... И завтра его тоже не будет.

            - Но послезавтра я уезжаю, у меня на девятое ноября обратный билет куплен... Я никак не смогу задержаться... Что же мне делать, я такой путь неблизкий проделала? – пыталась вызвать сочувствие Люба.

            - В следующий раз приедете, тогда может...

            - Но... в следующий раз я попаду сюда не скоро, - перебила Люба женщину, не дав ей договорить, - а дело не терпит отлагательства, мне срочно нужно развенчаться... Мой бывший муж был болен шизофренией и этот факт от меня  скрывал... Всё выяснилось, когда он несколько раз пытался меня убить... Я от него сбежала, перебралась из Новошахтинска в Москву... Я хочу расстаться с ним окончательно и начать новую жизнь...

            - К сожалению, я ничем не могу вам помочь, - уже намного доброжелательнее повторила женщина.

            В конце деревянного прилавка стоял какой-то мужчина в возрасте, был он невысокого роста и одет в обычную старенькую куртку тёмного цвета. Стоял он к ним спиной и, слушая разговор, одновременно рассматривал стенд с книгами, расположенный вдоль стены. Кроме их троих в помещении церковной лавки больше никого не было.

            - В свидетельстве о венчании пишется имя священника, который совершает таинство, но если у вас документа нет, то может сохранились фотографии с венчания, на которых есть этот священник, - неожиданно сказал мужчина, повернувшись к Любе лицом. – Имея на руках такие фотографии, вы спокойно можете ехать в Ростовское Епархиальное управление, этот вопрос решается именно там...  Причина для развенчания у вас серьёзная, так что ваш вопрос решится положительно.

            - К сожалению, у меня нет таких фотографий... Вернее, когда-то они были, но куда делись, я не знаю, - еле сдерживаясь от слёз, произнесла Люба.

            Теперь она окончательно убедилась, что никто не сможет ей помочь и ей пора уходить, но ноги почему-то не слушались, они словно приросли к полу, заставляя её продолжать своё стояние.

            «Мечта выйти замуж за Николая, теперь так и останется мечтой... В такой ситуации даже Матронушка не сможет помочь... А я так надеялась на её помощь», - подумала Люба, не понимая, что ей делать дальше.

            - Если хотите, я могу вам кое-что посоветовать... Надеюсь, что совет мой вам как-то поможет, - вдруг сказал мужчина, прервав затянувшуюся паузу, - но для этого вам нужно будет потратить некоторую сумму.

            - Сколько именно и что я должна сделать? – спросила Люба, пытаясь понять, кто этот человек и что он здесь делает, так как всем своим видом мужчина смахивал на обычного деревенского мужика.

            - Нужно купить сорок свечей... Я вам дам молитвы сорока святым, и вы каждому из них поставите  свечу с просьбой о помощи, и так же каждому прочитаете молитву. Об этом мы особо не распространяемся, но вам я советую сделать... По молитвам к этим святым совершаются настоящие чудеса.

            - Я согласна, - решительно ответила Люба, готовая уцепиться за любую соломинку, и, обратившись к женщине, сказала: - Отсчитайте мне, пожалуйста, сорок свечей.

            Тем временем мужчина прошёл к женщине, войдя на её территорию. По движению его руки и раздавшемуся звуку Люба сразу же определила, что он выдвинул нижний ящик, после чего положил на прилавок небольшую книжку в виде брошюры.

            - Пожалуйста, верните её, когда закончите читать, - сказал он, задвигая ящик обратно. – Ещё хочу предложить вам одну книжечку, она стоит всего десять рублей, но по своему содержанию очень ценная. Я считаю, что она должна быть у каждого, в ней передаётся разговор Бога с человеком.

            - Да, конечно... Я с удовольствием куплю её, - ответила Люба, открывая небольшой кошелёк чёрного цвета, который сгибался пополам и фиксировался кнопкой.

          Расплатившись за товар, она взяла в руки тоненькую маленькую книжицу, предложенную ей, и прочитала название «От меня это было». Почему-то раскрыв её с конца, она взглянула на последний лист и неожиданно припала глазами к тексту, напечатанному крупными буквами:
            «Помни, что всё случающееся с тобой промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что всё совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что всё это от меня было».

            Закрыв книжечку, Люба положила её вместе с кошельком в сумку, висевшую на плече. Процесс был запущен, поэтому, смирившись, она отпустила ситуацию и попыталась внутренне успокоиться, чтобы настроить себя на дальнейшие действия, положившись на Бога.

            - Пойдёмте, я проведу вас в храм... Там никого из прихожан нет, поэтому он закрыт, - сказал мужчина, выходя из-за прилавка.

            Люба поспешила накинуть на голову широкий тонкий шарф, намотанный вокруг шеи, и, набросив сверху капюшон длинной куртки, взяла с прилавка охапку свечей и книжку с молитвами, направившись к выходу вслед за мужчиной.


            Они вышли на территорию небольшого асфальтированного двора, огороженного металлическим забором, выкрашенным в голубой цвет. Голубые его пролёты были из толстой арматуры, они фиксировались на широких бетонных столбах, чисто выбеленных и соединённых между собой таким же фундаментом. На каждом из пролётов, включая ворота и калитку, был прикреплён белый восьмиконечный крест.

            Снаружи храм был похож на длинный одноэтажный сельский дом с прямоугольными окнами, по бокам которого находились маленькие пристройки. Выложен он был из кирпича, выкрашенного в тот же голубой цвет, что и забор.   

            Две части крыши соединялись в центре под углом, образуя невысокий чердак, и были покрыты  шифером, включая и боковые пристройки. Над центром крыши  было выстроено небольшое возвышение такого же голубого цвета, с установленным на нём одиночным позолоченным куполом.

            Такой же купол, но меньшего объёма, был установлен и на голубой невысокой колокольне, расположенной над входом в церковь с западной её стороны. Именно эти два купола и придавали сельскому дому вид храма, освещённого в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

            На первый взгляд ничего особенного церковь собой не представляла, но  так показалось Любе лишь вначале.

            - Этот храм строился во время Великой Отечественной войны, в сорок третьем году... Тяжело строился, сил много было положено... Сейчас ему уже больше шестидесяти лет, - сказал мужчина, остановившись перед дверью и доставая ключ из кармана куртки.

            - А почему строили именно тогда, когда война шла? – удивилась Люба.

            - Нет храма, значит, нет жизни... Потому и война к нам пришла, что безбожники все храмы уничтожили, - довольно жёстко ответил мужчина, пропуская Любу в открытую дверь. - Самому первому храму сейчас было бы больше ста лет, но при советской власти его разрушили до основания, ничего от него не осталось... Произошло это в тридцатые годы и только в военное время удалось воссоздать храм заново, но только уже на другом месте, где мы сейчас и находимся.

            Включать освещение он не стал, поэтому войдя в храм, Люба сразу же окунулась в его полумрак, что придавало всему особую таинственность.
 
            Увидев на стенах множество икон, она вдруг растерялась, не понимая, как среди такого количества ей разыскать те сорок, перед которыми нужно поставить свечи и прочитать молитвы.

            - Наш храм самый намоленный... В нём много икон из прежнего храма, которые удалось сохранить местным жителям, - снова заговорил мужчина, сопровождая Любу, которая постоянно озиралась по сторонам. - Если вы желаете, то я могу провести для вас небольшую экскурсию по храму.

            - Да, конечно, желаю, - ответила Люба, радуясь такой удаче. - Я буду очень вам благодарна за это.

            Обходя икону за иконой, мужчина одновременно стал показывать и тех святых, к которым ей предстояло обратиться.

            - Если вдруг кого-то из святых вы не сможете найти, то тогда свечу вы можете поставить у любой другой иконы и помолиться... Вы обязательно будете услышаны, не зависимо от того, у какой иконы это будет происходить.

            - Спасибо за подсказку, именно из-за этого я сильно волновалась, - ещё больше обрадовавшись, сказала Люба.

            - Мы считаем, что наш храм Господь удостоил своей милости... У нас сейчас двенадцать икон мироточат, и даже есть такие, которые кровоточат... А ещё очень много икон обновилось.

            Мужчина стал подводить Любу от одной иконы к другой, оживлённо рассказывая ей о происходящих с ними изменениях. Подойдя к одной из них, закрытых стеклом, он сказал:
            - А это икона святого мученика Георгия Победоносца, ей больше ста лет, она тоже мироточит. Видите, на его одежде маслянистые капли? Это истекает настоящий елей... Пойдёмте, я покажу вам какими кровавыми слезами плачет Богородица.

            Увиденное зрелище Любу очень удивило и потрясло, ей вдруг стало страшно и как-то не по себе.

            - Но... как такое возможно?.. И почему? – спросила Люба, изумлённая невероятной реальностью.

            - Как это происходит, никто объяснить не может, потому что это чудо Божье... Считается, что так Господь предупреждает людей о надвигающейся опасности... Для того, чтобы её избежать, он всех призывает к покаянию, чтобы все повернулись к нему лицом... Ну а те, кто уже с Богом, должны ещё твёрже стоять в вере.

            Люба не совсем понимала, что именно имел в виду мужчина, отвечая на её вопрос, но уточнять не стала. Её отношения с Богом толком ещё и не начинались, и она ещё не понимала, что именно означают слова «призывает к покаянию» и «стоять в вере».   

            - Ладно, я пойду, не буду вас больше задерживать, - сказал мужчина после того, как продолжая стоять у иконы, Люба застыла в глубокой задумчивости. – Вам немало времени понадобится, чтобы все молитвы прочитать...


            Оставшись совершенно одна, Люба посмотрела в сторону выхода – изнутри помещение храма ей показалось слишком вытянутым – и, решив вернуться к исходному месту, она проделала путь через весь храм.

            Стоя в полумраке среди икон и таинственной тишины, Люба каждый раз пыталась отыскать нужный лик очередного святого, зажигая ему свечу и погружаясь в молитву. Чтение молитв оказалось делом не простым, так как многие слова были не привычны для произношения и понимания, и при слабом освещении этот процесс занимал достаточно много времени.

            Когда Любе оставалось подойти к последнему святому, Николаю Чудотворцу, в храме стало совсем темно, и чтобы как-то разглядеть слова, ей пришлось взять свечу в руку, освещая текст молитвы маленьким ярким пламенем.

            Так она сделала по примеру молодого монаха, который незаметно появился в храме и, сидя на скамейке у противоположной стены, читал какую-то книгу, освещая её горящей свечой в своей руке...


            - Вот такие дела, Танюша... Не знаю, что из этого получится, но сорок молитв я всё же одолела, теперь надеюсь на помощь святых, - сказала Люба, завершая свой подробный рассказ о походе в храм. – Да-а, были бы у меня сейчас эти венчальные фотографии, тогда и не было бы никаких проблем.

            - Мама, не расстраивайся... Всё равно ты не зря приехала, зато теперь знать будешь, что к чему, а там определишься, что дальше делать, - дала совет Танюшка и о чём-то призадумалась, как бы уйдя в себя.

            - Наверное, детки твои уже спят давно, и муж десятый сон видит. Ложилась бы и ты, Танечка, отдыхать, - предложила Люба, решив, что девчонка устала с дороги и тоже нуждается в отдыхе, - а я допью чай и тоже прилягу.

            - Мама, ты, что такое говоришь? – шутливо спросила Таня. - Никто из них не спит и пока вряд ли собираются... Просто дети у меня очень тихие, сидят у себя в комнате, словно мышки, каждый своим делом занимается, поэтому их не видно и не слышно.

            - Танюшка, а я всё же буду ложиться, меня уже ко сну тянет.

            - Сейчас я тебе постель постелю... Это, мама, ты сегодня сильно перенервничала.

            Из кухни Люба перебралась в общую комнату, где перед телевизором в полумраке дремал Танин муж, сидя в одном из кресел, и уже через пару минут она лежала на устланном диване и тоже дремала, изредка поглядывая на большой экран.
 
            Минут через десять к заснувшей Любе подошла Татьяна и, похлопав её по плечу, радостным голосом воскликнула:
            - Мама!.. Мама, вставай и скорее на кухню иди, у меня для тебя сюрприз!

            - Танюшка, ну какой сюрприз может быть на ночь глядя? – удивилась Люба, приподнимаясь сонная с дивана и не понимая, что такого могло произойти за такое короткое время.

            - Сейчас сама увидишь... Пойдём!

            Люба направилась на кухню вслед за Таней, где на столе лежала стопка разбросанных фотографий.

            - Вот, смотри!.. Кого ты здесь видишь? – улыбаясь, спросила она, подав Любе несколько снимков.

            Взглянув на фотографии, Люба резко замерла от неожиданности, глаза её расширились до предела,– на снимках она увидела себя во время венчания, а так же бывшего мужа и батюшку, стоящего к ним лицом.

            - Этого не может быть!.. Таня, откуда они взялись у тебя?

            - Мама, я ничего не помню, я всё забыла... много времени прошло. Единственное, что сейчас всплыло в памяти, это твои слова о том, что ты уничтожила все фотки с его изображением, а на эти у тебя рука не поднялась и ты привезла их мне, не зная, что с ними делать. Тогда я подумала: пусть у меня лежат, и положила их к нашим фотографиям.

            - Танюшка, я этого совершенно не помню, даже не смогла бы вспомнить под дулом автомата.

            - Когда ты сказала, что у тебя такие снимки были, но не знаешь, куда делись, моя голова сразу напряглась, перед глазами картинки пошли, и я поняла, что где-то я их уже видела, но не могла понять, где именно и когда. Эта мысль мне не давала покоя, пока мне в голову не пришла идея заглянуть в ящик с фотографиями.

            Танины способности по-прежнему не переставали удивлять, а произошедшее стало для Любы ещё одним очередным чудом, которое, по её мнению, не обошлось без участия Матронушки.

            - Завтра утром немедленно еду в Ростов! Теперь нас обязательно развенчают и я наконец освобожусь от этого ярма!


            Здание Ростовского Епархиального управления оказалось постройкой девятнадцатого века, двухэтажным и скромным на вид. Находилось оно на улице Станиславского, 58, рядом с собором Рождества Пресвятой Богородицы.

            Держась за высокие перила, Люба поднялась по нескольким ступенькам на небольшое крыльцо и, открыв высокую светлую дверь, вошла внутрь. Перед собой она увидела высокую и широкую лестницу, ведущую на второй этаж и женщину, которая по ней спускалась с ведром и шваброй.

            Оглядевшись по сторонам, Люба больше никого не увидела, поэтому решила подойти к лестнице поближе, чтобы привлечь к себе внимание спускавшейся женщины.

            - Здравствуйте... Подскажите, пожалуйста, к кому мне здесь обратиться по поводу моего развенчания? – спросила Люба, когда уборщица оставила за собой последнюю ступеньку.

            - Здравствуйте... Должна вас огорчить... Владыка сейчас в отпуске, а кроме него этот вопрос вам никто не решит.

            - Как жаль, а я приехала сюда из Москвы, - с великим сожалением сказала Люба, не ожидавшая такого поворота дел. - Придётся возвращаться ни с чем.

            - Разве вы не знаете, что в Москве есть мощи Матронушки?.. Прежде, чем сюда ехать, вам надо было у неё побывать и попросить о помощи в предстоящем деле, - как бы с упрёком, ответила женщина на сетование Любы.

            - А я так и сделала, как вы сказали, - словно оправдываясь, произнесла Люба, сражённая ещё одной неожиданностью, никак не ожидала она услышать о Матронушке именно здесь.

            - Тогда я и не знаю, что вам сказать, - помедлив, ответила женщина и растеряно пожала плечами, не понимая, почему Матронушка позволила приехать в такую даль, если поездка совершенно не уместна. – Раз так, тогда поднимайтесь наверх, присядьте у кабинета и подождите... К десяти часам подойдёт монах Никодим, он секретарь нашего владыки Пантелеймона, вот ему вы обо всём и расскажете.


            Ждать оставалось недолго, всего полчаса, но за это время Люба успела обдумать многое и, сделав выводы на основании прошедших событий, она в итоге решила, что Матронушка всё равно поможет довести это дело до конца, пусть даже для этого ей придётся приехать сюда снова.   

            Ровно в назначенное время на втором этаже появился молодой человек в чёрной рясе, который прошёл мимо Любы и направился к столу, стоявшему в углу перед входом в кабинет. Как только он присел на стул, Люба немедленно встала с кожаного диванчика и направилась к нему.

            - Здравствуйте, это вы секретарь владыки? – уточнила Люба на всякий случай.

            - Да... Здравствуйте, - очень доброжелательно ответил монах. – Говорите, я вас слушаю.

            - Я вчера из Москвы приехала и на завтра у меня обратный билет...  Мне необходимо развенчаться, - так начала Люба своё повествование, вкратце рассказав всю приключившуюся с ней историю.

            - Покажите мне ваши фотографии, я должен на них посмотреть, - попросил монах-секретарь и, взглянув на поданные ему снимки, сказал: - Да, они вполне подходят... Лицо священника видно чётко и вы тоже узнаваемая... Только есть одна проблема...

            - Какая? – мгновенно отреагировала вновь взволнованная Люба, не дождавшись дальнейших разъяснений.

            - Дело в том, что владыка сейчас в отпуске, поэтому вам придётся снова к нам приехать, - ответил молодой человек, искренне выражая своё сожаление, не догадываясь, что его слова наоборот обрадовали Любу, так как она испугалась, что может получить отказ.

            - Я согласна приехать снова, мне бы только избавиться от этого кошмара, - радостно отреагировала Люба на предложение секретаря-монаха.

            - Хорошо, сейчас я дам вам бланк, и вы напишите прошение на расторжение церковного брака с указанием причин и описанием всех обстоятельств дела. Так же напишите свой московский адрес, на который вам придёт приглашение с указанием даты рассмотрения вашего дела.

            Давно не ощущала Люба себя такой счастливой. Взяв бланк и ручку, она отправилась за другой столик, предназначенный для посетителей, чтобы начать описание когда-то пережитых ею страданий. Она писала и одновременно благодарила Матронушку за оказанную помощь, ощущая на душе долгожданную лёгкость.

            - У меня для вас появилась хорошая новость, - сказал молодой человек, подойдя к Любе. - Мне позвонил владыка и сказал, что сейчас он едет сюда. У него неожиданно наметилась срочная и неотложная встреча. Вы скорее дописывайте, а я попробую подойти к нему с вашим прошением до переговоров. Ваш обратный билет на Москву сейчас с вами?

            - Да, сейчас достану, - ошарашенная такой новостью, дрожащими руками Люба полезла в сумку за билетом. – Вот, возьмите!

            Вскорости мимо неё поспешно прошёл пожилой седоволосый мужчина с такой же бородой и в особом облачении. Люба поняла, что это тот самый владыка, и он очень спешил. Как только он скрылся за дверью, молодой человек устремился следом за ним и достаточно быстро вернулся обратно.

            Всё происходило настолько неожиданно и стремительно, что Люба не сразу смогла поверить в происходящее.

            - Владыка рассмотрел ваше прошение, и дал благословение, – поспешил оповестить Любу секретарь-монах, который искренне радовался такому неожиданному успеху. – Вам повезло самым чудесным образом; нужно только подождать всего пару минут, пока я выдам вам справку о том, что ваш церковный брак утратил силу... Вам больше не нужно к нам приезжать...


            В Новошахтинск Люба вернулась окрылённая счастьем, всё произошедшее с ней продолжало казаться сказочным волшебством. В мельчайших подробностях она рассказала обо всём Татьяне, которая удивилась не меньше, объясняя всё случившееся помощью святых в промысле Божьем.

            - Танюшка, а ведь сегодня восьмое ноября, сегодня у Николая день рождения, - поделилась неожиданным совпадением Люба, держа в руках канцелярский лист с указанной датой его выдачи «08 ноября 2005г.»

            - Да, мама, Матронушка постаралась на славу, ничего не скажешь!

            - Я уверена, что уборщица обязательно поинтересуется у этого монаха, как сложились мои дела, чтобы узнать, в чём состояла помощь Матронушки в моём случае. А когда узнает, то сильно удивится и тогда расскажет ему, кто именно мне помог на самом деле.

            - Мама, а ведь моя жизнь вышла на новый уровень благодаря Матронушке. Это случилось после того, как ты прислала мне посылку из Москвы с её иконкой и книжечкой. Прежде чем я эту посылку получила, Матронушка явилась ко мне в видении. Я не могла понять, кто эта слепая старушка в зелёном платье и с посохом в руке, которая пытается прийти ко мне, переходя через дорогу. А когда получила посылку и вскрыла, сразу поняла кто она, как только взглянула на иконку.

            - Я старалась всем своим знакомым подарить о Матронушке книжку и её иконку, чтоб они тоже узнали о ней и смогли попросить о помощи. Она необыкновенная, она творит настоящие чудеса.

            - Мама, но это только в том случае, если человек верит в её помощь, без веры ничего не получится.

            - За других ничего не могу сказать, но лично мне ещё много о чём нужно её попросить, - улыбнувшись в ответ, сказала Люба и вдруг неожиданно переменила тему разговора: - Танечка, хочу посоветоваться с тобой... Год назад, в это время, я заезжала к бывшей свекрови... Помнишь, я ещё притащилась с сумкой, набитой банками с закаткой, которую она мне на Москву нагрузила?

            - Ну помню. А что это ты её вдруг вспомнила?

            - Дело в том, что Полина Тимофеевна очень просила её не забывать, и я пообещала, что обязательно буду к ней заезжать, когда буду в Новошахтинске. Но, когда об этом я поделилась со своей матерью, она строго настрого запретила мне всякое с ней общение и взяла с меня слово, что делать этого я не буду. Вот, теперь мучаюсь, у меня свободный вечер и я смогла бы её проведать, но не могу нарушить наказ матери. Что мне делать и как быть?

            - И какая причина такого наказа? Что-то же смутило твою мать?

            - Она говорит, что это всё не хорошо, что Коле это может не понравиться и тогда всё закончится плачевно.

            - Мама, но твоя мать права. Твоя свекровь обязательно расскажет о тебе, и тогда один из твоих бывших мужей может всё испортить, этот Славик снова твоему Николаю письмо напишет, «верни мне Любу». Ты этого хочешь?

            - Ты права, я об этом и не подумала... А ведь Славка до сих пор, нет-нет и письмо напишет моим родителям, всё сожалеет, что мы расстались. Они письма выбрасывают и ему не отвечают, боятся, чтоб не явился к ним и не начал меня разыскивать. Мама с отцом хотя и не видели Николая, но относятся к нему с уважением и очень рады, что он появился в моей жизни.

            - Слушайся, что тебе мать говорит... У тебя новая жизнь началась, а ты назад оглядываешься... Пора определиться, кто для тебя важнее, Коля или бывшая свекровь?

            После такой постановки вопроса у Любы, словно пелена с глаз слетела, и чувство вины перед старой женщиной совершенно исчезло...


             В Москву Люба возвращалась полная надежд на лучшее. Она лежала на нижней полке и дремала под стук колёс, мечтая о предстоящей субботе, когда к ней приедет Николай, и они вдвоём отпразднуют его день рождения. День этот теперь станет для неё новым отсчётом на пути к долгожданному счастью... Спасибо дорогой Матронушке...