О Ледневе к 90-летию

Галина Щекина
О ЛЕДНЕВЕ
     Когда шелестит роскошной листвою август, когда лето вместо палящей жары гладит лицо прохладным ветром, мы внезапно останавливаемся посреди этого великолепия. Останавливает простой факт – памятник.  Августовским теплым утром друзья и близкие остановились на Пошехонском кладбище перед перед памятником Юрию Макаровичу и Надежде Сергеевне Ледневым. Здесь они, как и в жизни, рядом, потому что ушедшего в апреле 2001-го Юрия Макаровича преданная жена пережила всего лишь на четыре месяца… Их любовь и дружба стала настоящим символом для всех, кто их знал. И вот стараниями любящих детей открыт двойной памятник черного камня. Приехали сын и дочь. Пришли друзья, писатели. Я не смогла быть на открытии памятника и оказалась там три дня спустя. Много слов теснилось в душе, когда я посмотрела на этот   черный камень, на фотографию веселого бородатого человека. Этот человек первый сказал мне, что я должна писать (после моего отца). Он прочитал детские рассказы, когда их было всего три. Объяснял, как их надо разворачивать в повесть. Сказал – надо брать коротие отрезки времени, и героиня  должна взролеть постепенно.Вписал в литературную истории Вологды яркую страницу и своим творчеством,  и созданием литобъединеия “Ступени”. Скольким он передал секреты рукомесла,терпения и тепла! При мне он  очень заботился  о судьбе Нины  Бахтиной.  Миши жЖаравина, Ларисы Новлодской, Валерия Архипова.. Еще задолго до меня  он опекал  Лаису Мокшеау,Владислава  Кокорина. Наталью Маслову, Вячесоава Белкова.Ведь с  подачи  Лелнева я заинтересовалась судьбой Масловой и к  40-летию  лито  собрала  сборник ее стихов «Север мой  серебряный». Сборнк Масловой  на  торжестве 40-летия  представила  студия  В.Шахова и Т.Синкиной.
Код я пришла на  лито при содействиии  О. Кузнецовой-Смирновой а  1988,  там  было два  руководителя -  Юрий  Леднев и   Михаил Сопин. Ои  затевали  споры,  они раскручвали публику. Когда я  появилась на  лито, Леднев  взял  и прочитал мой рассказ выразительно и артистично.Ему  аплодировали. Я была поражена.Незнакомые  люди стали смотреть на меня с интересом.
Именно ЮрийМакарович Леднев добился моей первй  публикации в Красно Севере в 1989 году. Таких как я тогда не печатали.
     Однажды я зашла к нему за рукописью, а получила еще и рюмочку, и хрусткий гриб на вилке… «Ты должна писать, - говоил он, - и не конспект, нее пересказ. А вот прямо от средца.Ты  дожна описать эту  маленькую девочку. И как она взрослеет». И мне пришлось вспмнть  себя в детстве.  Сначала-то я вспоминала, чтоб детям  расказать, а пом  для книжки.В  качестве  рукописи  рассказы пр Басю  рассмотрели наодном  из  семинаров Союза писателй  Росии, это засуга  Леднева. Комментарии  дали  Балкшин, Оботуров.  Цыганов и сам  Леднев.
Я  послушалась совета  и дописла еще несколько расказов. В 1995  вышел перый вариат книжки «Басяили десять несказок про девочку». В этой бедной  книге   направо были нечетные. Налево – нечетые страицы. Направо  четные. В ней были нрушены все законы  полграфии. Рисунки Л Старикова были прелестны...Но  полиграфия…Одна  девушка зщитила курсовую, описывая  этот  типграфский брак. Я  реагировда  рыдаиями, но зато  расказы не  лежали в столе.Их немногу  читали  люди.
Между нами не раз кошка пробегала, да к тому же черная. Были разговоры даже очень тяжелые. В машине, когда ехали в Кадуй, он, морщась, говорил, что на 25=летии все это под нажимом Союза... Было понятно, что это только обстоятельства… Иначе бы мы никогда не расстались… Я работала в журнале, который он начинал делать… Он стоял у истоков  жкрнала   «Мезон». где редатором стал   И.Подольный.По следам той поездки в ки Кадуй я написала мииатюру «Сердце  Свирида».

     Посмотреть внимательно на эти два памятника: листья с одного перелетают на другой. Такой простой и мудрый рисунок, кстати, знаменитый М.Копьев делал. Рисунки Копьева и деской книге  Леднева. Как горестно и светло. В такие моменты не думаешь о мелочах, только – о вечности. А вечность наступает очень быстро.
***
Что запомнилось  из творчества  Юрия Мкаровича. Общеизвестно, что он писал стихи ирасказы  для  детей. Сборник  таких  расказоов «Домашние  фокусы» написан  как  говорят,  твердым  пером. Они все имеют сюжет, просты  по идее и по содержанию, вседа есть дидактика. То есть  урок, корый чтатель вынесет из прочитанного. С одной  сторны,навязчиво. С другой  - всегда есть идеал – то, к чему  можно соремиться. Поражает  любовь к  белой собаке  Снежке – ей посвящено несколько глав.Зеркальное отражение в тесте Кошкин  слуга. Они про  синелазого  Пашку. который очеьлбит  жалеет  кошек. Иннгжда мне. взрослому  читтелю,   синих глаз  и венушек  для образа пкажется  маловато, но зато  необьясимая доброта Пашки – она же от автора.Ведь Макарыч сам бы очень добрый. Начнут  его на  лито кртиковать, а он  тоько руками разводит – «Но  друзья мои…»  Он стеснялся  обсуждать свои тексты, а мы тогда еще ничего не понимали. А  нам тогда отнестись к нем  с таким же.как  унего, милосердием.
Расказ  «Фили-мигли» - это  прямо карикатура на мехнациональную  рознь. Честно гооря  в таойпростенкой книжке никак не ожидаешь  столкновения с трагедией, но как  раз «Тарелка  супа» про голодного человека и  «Елка» - это тихая. но трагедия. И автор смог рассказать об этой трагедии остожно и тактично,не пытаясь навязать читателю представение  что все, дескать  хорошо и прерасно. Нет, кнечно, есть ибеда, она рядом…Я  его в состоянии беды только раз видела  Шел по  ул.Мира такой обесиленный. пстаревший. «Дача у  мен  сгрела» - только и смог  сказать. Может эта беда и приблизила его инсульт?
Пьеса  «Никола Рынин»запомнилась , стихи из книги   «Сон на аре».
Помню эт  книжку  про Рынин   брала дескрй библиотеке. Потм  сканрова  дома. Кижку длал  опять  же  Малоземов. Он был  тогда  единственный  человек.к  котрому   можно ыло прибежать, опрсить. И Ледневу он тоже  много книг сделал.
Мкаычу всегда  хотелось пьесы писать. Он  пмню написа пьесупр  Рубцовапо посбе какого-то тетра.но театр так ниег и неответил на текст. Он-то изаразил  меня желанием  написать пьесу.  Втолковывал пр единство  места и вреени действия, про минимум персонажей….
Мне понравилась пьеса  Никола  Рынин  тсвоей темой и соим героем. Рубцов  в  тому  времени  был очен избит  смсле темы. А Рынин – садаллец и помощник народный – никому не известен. Кроме тог это максимально выражало  личность Марыча.бесконечно доброго и гуманного человека. В  Рынине он  вмдел  спсение для обиженных жизнью  людей. Да и  форма -  пьеса   стихах ему была по плечу. Чтоделает Рынин? Пророчествует но не длясебя. Не для вящей славы, а для  людей.Очень это подкпает к тому же  срботало учтенное атором железное праил  драматургии -  хороший  человек с  тяжелой  ситуацмм, а имнно в тяжелые ситуации Рынин попадат постоянно. Важно и то, что это историческая личность. Об этом есть в аннотации.
Сдаржание пьесы – деяния Николы  Рынина, чудеса.начинается с  того  то бывший  вор спрашивает: Что  за  звон? А акнчивеся тем что вор молится Рынину как святому. По моему  тема  личности и толпы  до сих пор не устарела.