Жизнь - Игра! Вышли в море

Сергей Журавлёв
 в начало романа
http://www.proza.ru/2019/10/27/27
предыдущая страница
http://proza.ru/2020/01/11/1045
следующая страница
http://proza.ru/2020/01/12/2075


   В море
День был солнечным и приятным, хотя порывистый ветер срывал с седых волн  пенные хлопья и швырял их на палубу корабля. Пена с морской водой превращаясь в соленую пыль, накрывала собой присутствующих на палубе. Каракка груженная резными гробами из итальянской вишни, бочками с солеными оливками, спаржей, арбузом, яблоками и другими соленьями шла на расстоянии видимости прибрежной полосы, огибая Испанию.
"Скоро Гибралтар," отметил про себя Тристан. Он вторые сутки наблюдал за капитаном корабля. "На моем счету не одна сотня больших переходов. Мне, как никому другому известно, как капитаны ведут себя во время плавания. Те, кто любил вино, предавались Бахусу, те кто не настолько налегали на вино, большую часть времени проводили в капитанской каюте за чтением книг. А этот не такой. По ночам пялится на звезды с какой-то штуковиной в руке. Вот и сейчас он скомандовал бросить за борт лаг".
В воду полетело некое подобие треугольника из тонкой доски с грузом на одном угле и поплавком на другом привязанный с помощью тонкой веревки к большой катушке. Когда поплавок с лагом отдалился на несколько корпусов от корабля, веревка стала узловатой и заструилась через пальцы моряка. Он окликнул своего напарника и тот перевернул песочные часы. Когда песок перетек с верхней склянки полностью, моряк перестал стравливать линь. Через пару секунд он отрапортовал:
"Господин капитан, ход восемь с половиной узлов!"
Для рыжебородого боцмана это привычная  штуковина и используется она с незапамятных времен. Так всегда меряют скорость любой посудины относительно вод, где она идет.  Но зачем он еще смотрит на воздушную вертушку в своей руке и сверяет с часами, а затем делает какие-то записи это и вовсе не понятно.
Любопытство взяло верх и боцман решил, во что бы то ни стало разузнать об этом.
"Хороший ход, Христофор!" рыжебородый обратился к капитану.
Тот оторвался от своих записей, окинул взглядом подошедшего и произнес.
"Спасибо Тристан. Хороший ветер, исправный такелаж, умелая команда у нас есть все, что надо для хорошего хода!"
"Позвольте поинтересоваться, что вы считаете?"
"Прежде чем я отвечу на ваши вопросы, я хотел бы, кое-что узнать про вас?" капитан положил на лист бумаги свой свинцовый карандаш. "Вы ведь состоите на службе у короля Испании в должности старшего боцмана, так ведь?"
"Да. Имею на то грамоту," рыжебородый и для убеждения похлопал себя по правой груди, "она здесь".
"Тогда почему вы и ваша команда не идете на корабле его Величества?"
Хотя этот вопрос застал ответчика врасплох, однако, старый лис не выказал ни единого внешнего замешательства и уже через пару секунд произнес:
"В казначействе умеют считать, выгода на лицо!"
"Спасибо Тристан. Я удовлетворен".
"А я вновь к вам с вопросом, что вы замеряете вертушкой?"   
"Тристан, я много лет работал картографом,  вы меня понимаете?"
"Что вы имеете в виду, как чертят карты или, как они соответствуют действительности?" боцман взглянул на контуры береговой линии вдоль которой проходил их корабль.
"Вы хорошо осведомлены, практика значит многое. Да, слово картограф не означает составитель карт, это больше ремесло по элегантному копированию, тиражированию карты составленной мореплавателями".
"Вы сверяете карты?" боцман заглянул в записи капитана.
"В данный момент я составляю зависимость скорости нашего корабля, от скорости и угла ветра!" капитан вновь взял в руки вертушку.
 "Так это даже рыбаку понятно, сильней ветер - больше скорость!"
"Интуитивно понятно, а вот какая зависимость для данного корабля. Ведь можно с кораблем предлагать и такую информацию о его характере. Владельцу и капитану будет это на пользу. Зная скорость ветра и течения, а также загрузку и мореходность корабля можно наперед просчитать, где он может оказаться через желаемое время".
"Теперь мне понятны ваши дневные упражнения, а ночью что вы вычисляете?" боцман снял с головы шляпу и тряхнул своей шевелюрой, словно проветривая перегретую голову.
 "Определяя углы между горизонтом и созвездиями, я вычисляю пройденный путь за сутки, этот путь в точности совпадает с тем, что мы определяем с помощью лага. Вот взгляните на эти расчеты!" капитан подвинул к боцману лист с геометрическими фигурами и формулами расчетов.
"Эээ, да я не настолько силен в геометрии, чтобы это понять. Но ваши рассуждения мне очень нравятся. А как вы смотрите, Христофор, если я вас угощу хорошим вином".
"Мы очень спокойно, с попутным ветром и отливным течением прошли Гибралтар и теперь в Атлантике, идти до Амстердама не более трех суток. Так что, как говорят французы "а почему бы и нет?" Капитан окинул горизонт, легкая облачность ничего плохого не предвещала. По его лицу было заметно, что он о чем-то задумался. " Знаете, Тристан, приглашаю вас в мою каюту. Сегодня я вас угощу вином своей родины - Италии. Настоящим "Кьянти".
"С удовольствием капитан!" ответил боцман и коснулся пальцами края своей шляпы.



в начало романа
http://www.proza.ru/2019/10/27/27
предыдущая страница
http://proza.ru/2020/01/11/1045
следующая страница
http://proza.ru/2020/01/12/2075