Цинники Ларисы Грачевой

Олег Калинка
Спектакль Ларисы Грачевой "Цинники" СХТ.
В 2017 году в каскаде разнообразных событий, исторических дат, свершено незаметно для всех нас проскользнула практически инкогнито, важная историческая дата 100 лет Октябрьской революции. Вопреки её значимости для российской истории она прошла практически никем не замечена и не нашла большого отклика ни на театральных подмостках, ни на теле и кино экране и в большинстве случаев она осталась датой школьного учебника. Это безмолвие на просторах Мельпомены разрушает уникальный по своему замыслу и воплощению спектакль Социально-Художественного Театра «Циники». В традиции драматургии двадцатого века революция, гражданская война и период НЭПа всегда представлялись с высоким пафосом великих исторических событий и жизни простых людей на костях, которых создавался этот исторический пафос были в них вторичны, им отводилась роль винтиков и гаечек исторического процесса. Авторы-создатели спектакля «Циники» полностью отвергнув традицию прошлых лет, фокусирую внимание на судьбы этих людей оказавшихся в революционном котле, обожженных пламенем гражданской войны и ужасов-страданий периода послевоенной разрухи и НЭПа. Все эти процессы врываются в их жизни, цинично разрушают и калечат их судьбы и жизни, навязывают им свое видение мироустройства. Действие разворачивающееся в спектакле, откинув исторический пафос и глянцевые картины страниц учебников погружает зрителя в ужасы революции, кровавые зарево гражданской войны, голод и смерть людей в послевоенный период. Трагедия людей здесь не только в ужасах лишений и разрухи, в первую очередь эта крушение идеалов, невозможность понимания и осмысления происходящего и невозможность найти ответ на главный вопрос «Что делать?». У этого спектакля много удивительных аспектов делающих его уникальным. Одним из них это невероятно экспрессивная сценография с интересными и очень яркими решениями которые подчеркивают драматизм происходящего, при этом эти решения довольно органичны и они не оттеняют действо на сцене, они сбалансированы и органично вплетены в сюжет. Другим не менее уникальной особенностью проекта это вокальные композиции в исполнении камерного хора «LAUDA», в постановке этот творческий тандем воплощен в филигранном сплетении в вокальных композиций с сюжетом спектакля. В «Циниках» этот союз неразрывен и эти композиции вместе с сценическим действом позволяют погрузить зрителя в эпоху и открывают путь познания глубины трагедии человеческих судеб и жизней в цинизме политических катаклизмов. В завершении этого импровизированного признания в любви к этому невероятному плоду новаторства и поиска, уместно заметить, что события спектакля, имевшие место в прошлом веке, не так далеки от современности. «Циники» это послание и обращение к поколению нашего стремительного двадцать первого века о том, что к чему приводит цинизм и о ужасах и трагедиях которые можно избежать.