Только человеку присуща речь

Александр Константинович Макеев
Речь. Речь-мышление. Это словарь понятий, отражающих некие отдельности реальности или выдумок; и инструментарий операций с понятиями для описания и объяснения взаимосвязи между понятиями. Речь-мышление это эволюционирующее всезнание, выражаемое в коде какого-либо языка.

Речь-мышление-мировоззрение-идеология - это эволюционирующее всезнание, присущее только человеку и, вероятно, будет присуща и творимому человеком техническому интеллекту.

Человек обладает функцией умозрительного моделирования (отражения) реальности и формулирует выдумки, которые могут не противоречить реальности и могут в разной степени противоречить реальности.

Мировоззрение и мышление человека  мульти локальное и мультимасштабное (фрактальное). Подобно  мульти локальному и мульти масштабному естественному динамическому фракталу, по которому устроен и функционирует объём пространства неплотной и плотной материи реальности-вселенной.

Сознание человека может фокусироваться на локальности: на целостный живой объект; деталь объекта; элементарные отдельности, из которых строятся детали объектов; живое существо; наружные и внутренние органы; ткани органов; живые клетки, из которых строятся ткани органов и систем организма; большие и малые неорганические и органические молекулы, атомы разных изотопов разных элементов.

Сознание человека может интегрировать информацию о разных масштабах деталях объектов в целостные объекты, множество объектов в коллективы объектов, как агрегатные формы вещества: твёрдые тела, жидкости, газы, плазма, вакуум. И может интегрировать знания о живых существах и о человеке в знания об экосистеме планеты и региона; о стаде, прайде, семье, личности, индивиде.

Всё это основано на присущем только человеку уникальном аппарате формулирования информации в форме устной речи, кодируемой в форме какого-либо языка (включающей интонации, оценочный эмоциональный окрас, ритмику и мелодику потока звуков речи); мысленной речи (сочетающей образы единства артикуляции и звучания устной речи, зрительные образы, неречевые звуковые образы, образы обонятельно-вкусовые, тактильные, проприоцептивные и т.д.); жестовой (в том числе знаки поз и мимики); и письменной речи (рисуночной, пиктографической, клинописной, иероглифической, буквенной слоговой и буквенной по-звуковой, транскрипционной).

Уникальный речевой аппарат человека имеет потенциал производства (артикуляции) всех 29 элементарных согласных и гласных звуков речи, имеющих собственное звучание, и знак речи беззвучие-смысловик-догадчик-разумник (малую его функцию отражает буква кириллицы  твёрдый знак, как разделитель малой паузой непрерывного речевого потока на отдельные слова и части слов).

Знак речи Ъ (беззвучие-догадчик...) не имеет собственного звучания, но наделяет смыслом слова, состоящие из  одного звука речи, последовательности двух звуков речи и из большего количества звуков речи, и одновременной артикуляции палатализатора-йоты с предшествующим согласным и (или) последующим гласным звуком речи, реализуемых в соответствующие мягкие (палатализованные) звуки речи.

Речевой аппарат человека может производить и не элементарные звуки речи. Может производить искажённые и вычурные речевые звуки, и заменители звуков речи примитивными и деградированными как бы речевыми звуками (мычанием, присвистами, кряхтениями и т. д.

Речь и письменность используются людьми для обозначения одним или несколькими словами неживых объектов и существ. Для вербального описания строения и функции объектов и существ, и вербального объяснения всего того, что есть в реальности, а также выдумки, включая такие выдумки, которые в меньшей или большей степени противоречат реальности.

И всё это индивидуальное и общечеловеческое информационное поле эволюционирует. Увеличивается количеством обозначений и уменьшается, освобождаясь избыточности обозначающих одно и то же понятие синонимов; от заблуждений и ошибок. Дополняется недостающими знаниями о реальности и избавляется от ложных знаний. Знания речи-мышления-мировоззрения-идеологии применяются для оптимизации индивидуальной и совместной жизни людей. Или наоборот речь-мышление-мировоззрение является инструментом дезинтеграции общества людей, стравливания людей во враждебную конкуренцию за реальные ценности и за мнимые, ложные и вредоносные сверх ценности.

Ни одно другое животное на Земле, кроме человека, не обладает всем комплексом мышления-мировоззрения, выражаемых устной, мысленной, жестовой и письменной речью.

* * * * *

Ширина частоты звуковых волн, воспроизводящим звуки аппаратом живых существ, не является решающим фактором в кодировании информации такими элементарными звуковыми сигналами, которые достаточно надёжно воспринимаются и однозначно распознаются другими живыми существами.

Как правило, у высокоорганизованных животных издаваемые ими нечленораздельные звуки, призваны привлекать внимание к их позам и мимике, к положению или движениям их хвоста, ушных раковин и т.д. Набор звуков, существенно отличных друг от друга у всех таких животных совсем небольшой. И эти звуки не формируются в последовательность "слов", передающих смысл. Словарь смыслов у таких животных ограничен десятком или несколькими десятками смыслов, преимущественно контекстным смыслом - смыслом как догадки, связанной с конкретной ситуацией. В частности, такие животные не способны строить в естественные классификации информацию знаний о качествах и свойствах разных типов, видов и форм неживой, живой и мыслящей материи.

Речь человека строится на словаре от многих тысяч до многих десятков тысяч слов, производных от многих сотен корневых оснований, развиваемые в производные смыслы через предлоги, приставки, суффиксы, окончания.

Даже высокоорганизованные животные в значительной мере действуют автоматически на основе врождённых рефлексов, а также формируемых разными гормонами и сочетаниями гормонов инстинктов, эмоций и чувств. После рождения у животных формируются условные приспособительные рефлексы и автоматизмы действий и поведения через подражание родителям и другим животным и методом проб и ошибок. Животные не могут членораздельно, логически объяснить что есть что, каковы качества объектов и разных животных, не объясняют причинно-следственные отношения между тем или иным действием и его результата в той или иной ситуации бытия.

Такие животные не способны познать даже клеточное строение организма животных и растений, не то, чтобы познать молекулярное и атомарное строения неживого и живого вещества. Они не способны понять суть звёзд, что видимые ночью звёзды являются ничтожно малой частью галактики и что во вселенной есть неисчислимое множество галактик.

Даже высокоорганизованные животные, кроме человека, не способны строить сложные технические устройства, не способны создавать ракетные двигатели и аппараты для полётов в атмосфере планеты и в межпланетном пространстве. И т.д.

Некоторые люди искренно верят в то, что животные обладают разумом, и общаются на своём особом языке, издавая отдельные звуковые информационные сигналы и цепочки таких сигналов, и мыслят мысленными образами таких сигналов. Если бы у животных действительно был свой особый язык, основанный на ограниченном наборе элементарных звуковых сигналов и на словаре цепочек таких сигналов, несущих смысловое содержание, для обозначение, описание и объяснения реальности и выдумок своего мышления, то исследователи без труда набрали бы словарь таких звуков и цепочек звуков. И, наблюдая за поведением животных в разных ситуациях, однозначно соотнесли определённые звуки, издаваемые животными и цепочки таких звуков с конкретными понятия, передаваемые животными посредством этих звуков. Нет никаких трудностей для выявления некоторого не слишком большого множества элементарных звуковых сигналов, издаваемых животными в общении друг с другом и в одиночестве. Запись на магнитофоны не проблема. Анализ записей экспертами людьми и компьютерными программами - не проблема. Но в науке совсем нет достоверных фактов о речи, о языках хотя бы одного, двух, трёх видов даже высокоорганизованных животных.

Животные издают звуки, сигнализирующие об опасности, призыве, ярости, удовольствии... Но нет изречений животных в форме даже коротких фраз. Среди таких звуков и их последовательностей нет обозначений конкретных видов растений и животных, обобщённых обозначений просто деревьев, просто травы...

Довольно много зафиксировано случаев в течение многих лет воспитания детей с младенческого возраста в семьях животных - волков, обезьян, лисиц, шакалов... Эти маугли потом попадали к людям. Многие маугли научались основам речи человека. Но ни один маугли не мог переводить на человеческую речь "разговоры" волков, обезьян и т.д. Наоборот, люди научали обезьян жестовой речи человека (жестовой речи глухонемых людей). И опять же, обезьяны не могли переводить свою речь на жестовую речь человека. Обезьяны жестами изъяснялись теми словами, которым их научили люди даже связками из двух-трёх слов-понятий. Опять же, попугаи и некоторые другие виды птиц как бы воспроизводят речь человека комбинациями шумов, свистов и щёлканий. Но не переводили свою речь на человеческую речь.

Чудесное информационное значение членораздельной речи в том, что человек может познавать даже не видимое невооружённым глазом, аже сверх быстрые и сверх медленные процессы, логическим анализом, синтезом, проверяемой логикой интуитивной догадкой может понимать естественные алгоритмы относительности (законы природы). Потому что речь человека строится на достаточном количестве - тридцати элементарных звуках и знаках речи-мышления. Последовательность естественного словаря звуков речи достаточно легко модулируется в слова, фразы, из которых строятся и развиваются теории, мировоззрение. Речь, произносимая в любой тональности - на любой частоте основного тона в пределах восприятия на слух без проблем распознаётся, даже на фоне шумов. В языках людей, живущих в Юго-восточной Азии разной тональностью одних и тех же цепочек звуков речи передаётся разное смысловое содержание. Это, вероятно, рудимент звуковых сигналов животных. Но это избыточность модуляции речевого потока информации. При шумах эта модуляция речевого потока маскируется и не распознаётся. Без этой модуляции смысловая гармоника речевого потока не теряет смысловое содержание даже при сильных шумах.

Буквенная письменность на носителях письменной информации сохраняет на века и тысячелетия ту информацию, которую люди понимают важной для своих современников и даже далёких потомков.

Человек изготовляет технические автоматы и технические роботы, пытается изготовить технический (искусственный) интеллект. И добьётся этого. Как раз технический интеллект вполне может заменить человека после гибели человечества и даже после гибели всего живого вещества на Земле. Речь-мышление технической мыслящей материи может строиться на иных сигналах, как комбинации элементов двоичного кода. Но всё-равно речь технического интеллекта будет строиться из таких сигналов, которые можно отразить в строго определённые индивидуальные ячейки во фрактале Универсальной Матрицы (в структуре 6*5 относительно специализированных вспомогательных; плюс ранжирующих, определяющих, поясняющих ячеек шкал по краям основных ячеек Универсальной Матрицы) - общем алгоритме относительности строения и функции неживых объектов, биологических, биотехнических и технических не мыслящих и мыслящих существ, устройств и систем. Элементарные согласные и гласные звуки речи человека тоже укладываются в структуру Универсальной Матрицы (по 6 типов в каждой из 5 зон элементарных артикуляций), именно в этой периодической таблице естественной общей классификации согласных и гласных звуков речи в 2013 году мною была открыта структура Универсальной Матрицы и успешно применена для отражения в этой структуре общей классификацию качества личности и общества адекватно или неадекватно проявляемых в разных ситуациях бытия.

Технический интеллект будет способен самостоятельно создать на Земле, Марсе, спутниках больших планет, астероидах техническую экосистему из технических аналогов флоры и фауны, как взаимосвязанную эволюционирующую систему добывающей и обрабатывающей промышленности, подключённой к техническому интеллекту и управляемую техническим интеллектом.

* * * * *

В профессиональной науке преобладает гипертрофированное представление о решающей роли эмпирики - процесса сбора наблюдательных и экспериментальных фактов о событиях в микро и макро мире без инструментальными методами физиологии организма (использованием зрения, слуха, тактильных ощущений), но преимущественно высоко культурными,  цивилизованными научными инструментальными методами.

Будто бы собранные факты о строении и функции неживых объектов и живых существ и их коллективов не нуждаются в простейшей статистической обработке, группировки, якобы вся эта информация сама собой, без работы интеллекта людей, чудесным образом выстраивалась в стройные научные теории.

Рече-мыслительную работу интеллекта по анализу и интеграции собранных фактов в описания и объяснение в гипотезах, теориях, мировоззренческие модели немало супер высоко квалифицированных профессиональных учёных называют презренным пустопорожним изобретательством, мудрствованием, не имеющим существенной научной ценности.

Представления о количестве речевых единиц насаждаются в сознание учёных и учащихся Международной Фонетической Ассоциацией (МФА) в форме двух несовместимых раздельных классификаций отдельно для около 100 согласных фонем и отдельно для около 30-35 гласных фонем (не звуков речи).

Но есть в человеческом обществе еретики, "белые вороны", которые не принимают на веру абсолютные, окончательно установленные знания по фундаментальным представлениям в фонетических, фонологических знаниях от МФА. Иногда в интернете можно найти фонетические и фонологические воззрения таких еретиков, оригинально мыслящих "белых ворон".

Лично я предполагаю, но ни в коем случае не навязываю кому-либо мои гипотезы о том, что нормальный артикуляционный аппарат человека может без затруднений, с лёгкостью производить по 6 типов артикуляций в каждом из 5-фокусов-зон элементарных артикуляций.

То есть физиологически оптимальной артикуляцией произносятся 29 элементарных звуков речи и один знак речи-мышления "беззвучие-догадчик-смысловик-разумник" не имеет собственного звучания, но  отделяет друг от друга речевые цепочки, содержащие смысл. А также наделяет смыслом отдельные звуки речи и речевые цепочки, отделяет друг от друга в понятия-смыслы и связывает эти смыслы с тем, что обозначает они обозначают, как отражения реальных явлений, объектов, свойств и т. д., так и то, что может быть придумано в уме, пусть бы этого нет и не может быть в реальности.

Типами артикуляции я предполагаю две базовые "стержневые" артикуляции.

1. Смычные согласные производятся плотным примыканием одного из трёх нижних участков к одному из пяти верхних участков ротового отдела речевого аппарата, производимых на выдохе с участием голосовых связок гортани, формирующим голосовой тон. При артикуляции сонорных 1-ой (М) и 2-ой (Н) зон артикуляции нет перекрытия выдыхаемому воздуху, который выдыхается через нос. При произношении сонорного 3-ей зоны артикуляции (Л) выдыхаемый воздух проходит через щели между краями передней части языка и в=передним нёбом. При артикуляции сонорных согласных 4-ой (Р) и 5-ой (RH) артикуляционных зон, плотное смыкание  нижних с верхними участками ротового отдела речевого аппарата перекрывают поток выдыхаемого воздуха. Поэтому для пропуска выдыхаемого воздуха в моменты отскока малыми порциями происходят "биения" чередой отскока и примыкания.

2. Гласные - производятся наоборот раздвижением соответствующих трёх нижних от одного из пяти верхних участков ротового отдела речевого аппарата.

Комбинация базовых артикуляций (примыкание и раздвижение)  с голосовым тоном производятся звонкие согласные звуки речи, а без голосового тона производятся глухие согласные звуки речи.

Одновременной артикуляцией щелевым сближением и щелевым раздвижением производятся щелевые глухие и щелевые звонкие согласные звуки речи.

Последовательностью взрывного раздвижения из плотного примыкания производятся взрывные глухие согласные и взрывные звонкие согласные звуки речи.

Каждый здравомыслящий человек это легко может самостоятельно отобразить в простой периодической классификационной таблице элементарных артикуляций звуков речи. 6 столбцов типов в 5 строках зон физиологически оптимальных артикуляций.

Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции– № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75. ISSN 2541-9870 http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

Автор Макеев Александр Константинович на сайте Энциклопедия Известные учёные https://famous-scientists.ru/11635/

About the author: Makeev Alexander Konstantinovich on the Encyclopedia website Famous scientists https://famous-scientists.ru/11635/