Однажды...

Михаил Рыбаков 1
                Они прожили шесть лет, они любили друг друга и через год родился Родька, смешной, крикливый ребёнок, похоже. перепутавший день с ночью. Денис неплохо зарабатывал в соседней фирме создагнной отцом ещё, которая торговала удобрением, в мелкой упаковке, на все  случаи жизни, от  теплиц и комнатных цветов, до газонов и небольших участков сельского хозяйства. Если требовались в  фермерские хозяйства, то  получали по заявке. В добавок, у них были в продаже пакетики семян, для грядок и теплиц. Юлька и работала, на тех грядках, там и познакомились.
Денис был видный молодой человек, прилично одетый, ровный с подчигнёнными и внимательный с партнёрами.
Коллеги удивились их союзу, но мешать...к чему?
И сына любил и Юльку, разом ездили в отпуска, если не было авралов...

Неделю тому, Денис ходил темнее тучи. Юлька переживала, не знала, чем помочь ему и как. Уже в постели, прошептала что-то нежное, а тот, как с цепи сорвался... Встряхнул Юлю так, что разболелся низ живота. Она. сначала, не обиделась, а сильно испугалась, не за себя, а почему-то за Родьку... Немного успокоилась, но когда Денис, не приходил неделю домой - расстроилась, что да как, позвонила в фирму, там отмолчались, а вечером, только он переступил порог, как Юлька повисла на нём, пытаясь передать свои чувства и получила такую оплеуху, что отлетела на жёсткую кушетку и сильно ударилась локтём, о стенку. Она ещё не поняла, что случилось, как то приложил кулак и под глазом образовался подтёк. Она не выдержала обиды, схватила рейшину и врезала, со всей дури! Родька перепуганный орал, у Дениса сочилась кровь, у Юльки рука висела плетью, такого она, не ожидала...
Денис, уняв кровь, ушёл куда-то. Юля поняла своим бабьим сердцем: "Надо бежать и чем дальше, тем надёжнее". И не медля, ни минуты, вытащила чемодан на колёсиках, побросала Родькино добро, своё, нажитое самой и последнюю покупру - коричневую, смушковую шубку, закрыла квартиру, сунуоа ключ, под коврик и на вокзал, благо было рядом. "Куда податься, чтоб глаза никогда не видели? Куда делась любовь, с кем она прожила шесть лет?"

Поезд отходил через десять минут. Наняла носильщика, сгребла Роьку и в вагон, поближе к тепловозу. Билет покупала, у начальника поезда.
- Куда вам??
Она растерянно стояла...
- Давайте до Седнева.
- Так там тринадцать километров добираться пешком, дамочка.
- А ничего, поезд рано приходит, за день и доберёмся.
Она вспомнила, что там живёт паина мама, бабушка Уля, никогда, не виданная, они были в ссоре и не общались.. "Ничего, авось, не прогонит...
Они вышли на полустанке, поезд гукнул и посветил красным фонарём. Она зашла в здание и спросила дорогу, до Седнева.
- Как вам объяснить... Есть тропа, по ней короче, есть дорога и надежда: "может подвезут". дорога широкая, не собьётесь или подождите, я в восемь сменюсь и помогу, там проживаю.
- Спасибо, тогда подожду.

Они шли по луговой тропке, Родька впереди, пытался поймать красавицу бабочку, вдалеке блестела река, когда зашли в редкие кусты - Николай, отдал чемодан, тащить Юле, взял на руки Родьку.
- Тут не положено малышам шастать...и точно, они разом вышли к реке, под ними был обрыв, стремительный и глубокий.
- Какая красота! И вы через день, в любую погоду?
- Да, Юлия, так и есть, с работой напряг полный. Мне повезло, что старый дежурный ушёл на пенсию, а я закончил ЖДИ. Меня и предпочли, целой очереди желающих.
За разговорами и поеданием переспелого барбариса и и паречки, к пяти, они добрались до городка, который, полудугой омывала Десна.
- Предположительно, баба Уля...да вон она! Видите - поясницу растирает?... Баба Уля, встречай гостей - внучка с правнуком. Он поздоровался и подался к себе, кивнув рукой, на прощанье.
- Здравствуй, бабушка, если ты моя бабушка - сказала Юля
- Здравствуй, детка, и ты, мой хороший. Батька то вашего, как величать?
- Петро Иванович.
- Ишь ты, он самый, шельмец... Пойдёмте в хату...вот тут, в чистой половине и распологайтесь. Устали с дороги, вижу... Поставлю ведёрко воды, помоетесь, полегчает... Перекусить...
- Нет-нет, бабушка, Николай накормил нас ягодами, пусть перевариваются.
- Ну-ну, а помыться надо.. С водой у нас проблема. Речка рядом, а вишь, какая высота. У людей деньги есть, так насосов напокупали и подогревателей...
- Купим и мы, бабушка - уверенно молвила Юлька.
Она вымыла Родьку, одела чистое бельишко и тот тут же уснул.
- Окуда ты взялась, Юля?
- Сбежала от мужа... Прожили шесть лет и вдруг...
- Вижу, ишь, как разрисовал, художник... Попадись мне, голову бы открутила!
- Я тоже не смолчала... Попомнит, если глаз останется.
- Ишь ты...наша, громовская кровь!
Когда помылась Юлька и баба Уля, а через минут десять, на столе появилась яичница, на шкварках и миска холодца...

Денис вернулся домой за пол ночь, изрядно выпивший, непрникаянный какой-то..., нашёл ключ, под ковриком, отомкнул дверь и к спальню."ну... а там пусто, только вещи не убраны, он сначала, не понял, а сообразив, сел на ту же кушетку, глянул в зеркало...
- Что случилось - и испугался своего голоса.. Ещё раз оглядел гардероб. "Она взяла, только своё старое...вот так, Денис, догулялся - жена с сыном сбежала"...
Тянуло в кровать, но он заставил себя принять ванну, побриться...
- просидел на кровати, до звонка... Собрался на работу, а там висел приказ, за прогулы и пьянки в рабочее время, выдать пособие и уволить моего заместителя, Титова Дениса Юрьевича.
"Поеду искать Юльку" - пронеслось в голове. Но хватило, только до первого вино-водочного заведения...

- Бабушка, погляди пожалуйста за Родькой, поеду насос и нагреватель покупать.
- Ой, детка - это же какие деньжищи?
- Не в них счастье, ба.
Она дождалась Николая, который шёл мимо, на работу.
- Возьмёте попутчицей.
- Конечно, Юлия, присоединяйтесь. Как поладили с бабушкой?
- Спасибо, всё хорошо, вот решила насос купить и подогреватель.
- Дело, конечно. Но  чем вы располагаете?
- Сорок пять тысяч.
- и они. при вас?
- Конечно.
- Вот что, давайте мне тридцать и возвращайтесь домой. Сегодня буду в Шостке, привезу и установлю.
- Что вы, такая нагрузка...
- Мужик я, аль нет?
- Сдаюсь, Николай, может выйти навстречу, помочь?
- Занимайтесь своими делами. Справлюсь.
И справился, в выходной он выкопал ямку, набросал щебёнки, зацаментировл три шпильки с резьбой, а на следующие выходные, установил утеплённый насос, к заборной системе, опробовал, час качал воду, промывая шланги и клапана.
- Можете пользоваться, а куда подогреватель, в хату?
- Так фундамент за пару лет пропадёт...
- Тогда надо пристройку, а к ней дверь прорубить, утеплить и будет душ с ванной.
- А где брус возьмёшь?
- Лежит у меня, во дворе пару лет уже, не пригодился... Вот и используем, не против?
- Конечно нет - ответила Юлька и чего-то испугалась...
- Так послезавтра и начнём.

И вот пристройка подведена , под крышу, прорезаны двери, сделана выгородка, из неё дверь вела в небольшую комнатку.
- Хорошая спальня получится, а, Коля?
- Я о том же подумал...
События развивались стремительно. Теперь Николай редко уходил со двора, а когда остался ужинать и после ушёл в боковушку - бабушка спросила:
- Не пожалеешь, дитятко?
- Чему быть, того, не миновать - мудро ответила Юля.
- Ну с богом, внученька.

Так Николай остался в хате И двор, как ожил. То слышался стук топора или молотка, то тарахтит, купленный рыхлитель, то Родька озорной и весёлый, спускается по 333-х спупенях в лодку, порыбачить с папой Николаем мелочи на юшку*, а мама стоит наверху и машет рукой счастливая.
 Они накрыли плёнкой три сотки огорода, посадили землянику и поливая, ждалши урожая. Николай плёл из лозы корзинки, для будущего урожая, красивые, круживные.
И вот первый урожай, налопались вдосталь, угостили соседей, второй сбор, наняли машину, отвезли на полустанок, договорились с проволдниками и на обратной стоянке получили хорошие деньги. и так до самго конца сезона.. Сами, не ожидали такого урожая. Закупили чёрной плёнки, от сорняков и три готовые теплдицы... И следующий урожай превзошёл прежгний, в несколько раз.
Поглядели сберкнижку...
- Куда их столько хранить? Давай машину купим?
- А кто водить будет, у меня прав нет.
- Я вожу и говорили - хорошо.
- Тогда в выходные и поедем - сказал Николай

И вот они возвращаются на новеньком Шевроле, чёрным, как соседская галка Карра, а весной и летом снова денежки вернулись на книжку..
А Николаю, не терпелось возвести свою мечту в быль. И вот, осенью, он залез на крышу своего дома и снял первый лист  покрывавший крышу, а в октябре, все брёвна перевезены во двор Юлии. Сидели вечерами, четили планы, будущего дома. Юля раздалась в бёдрах, заметен стал животик, ходила, сидела, радовалась жизни, тормошила Николая, а тот глупо улыбался и делился своими планами...
Весна пришла ранняя, в конце марта чуть подмораживало и Коля, не утерпел, натянул шпагат, рядом с хатой, на взлобке, забил колышки, где будут фундаментные столбики и взялся за кирку и лопату. В конце апреля, сняли опалубку. Пришли пара мужиков в помошь И через три дня основа лежала на месте., в начале мая лежало пять венцов основы, пришла пора врезать окна, двери, закладывать стены... Баба Уля дивилась молодым - хоромина ставала - вона какая!
Привезли заказанный брус и доски для подволока и пола...
Всё лето стучали, пилили, подгоняли, потом привели еврорамы и евродвери, Крыша горела огнём, от нового покрытия. Вставили в вырытую кочегарку котёл, тянули трубы, вешали грелки обогрева. Родька стрался всем помогать, мешал, обижался, Юля родила дочку и тешились с бабушкой, у младенца, забегал туда и Родька, но было, не до него и он убегал на стройку. Наконец и ему нашлось сеорьёзное дело - шлифовать доски пола. Котёл затопили к самому морозу. Всю зиму шла подгонка, шлифовка, переезд в новые хоромы, обживание своих углов и всего нового пространства, притирка на новых хлебах...
Пожаловала весна, в прихожей стояли варейки с посадочной картошкой, луковицы цветов, на подоконниках зёрнва семян и рассада
Все устали с новым домом, а руки чесались - скорее в землю. Да и книжка поистощилась, требовала пополнения, а с зарплаты Николая....
- Что будем с хатой делать, баба Уля?
- А, детки, как придётся...
- Тогда предлагаю, отдать её дачникам, за небольшую мзду. Как вам?
Все согласились, ещё одна забота с плечь

Вторая часть.
Денис опомнился только тогда, когда попал в больницу, не только с токсикацией, но и с тревожившими почками.
- Ещё раз попробуешь  спиртное и "ага"... - выразился врач, на приёме - выбирай...
Денис молчал, но понял, что своё он выпил. И не противился санаторию, куда была путёвка. За месяц процедур и прогулок в лесу, он почувствовал, что готов к работе, дальше пока, не заглядывал. В свой город, не вернулся, переговорил с отцовым адвокатом и поручил ему ликвидировать фирму, отдать, под суд "друга" директора и громадный дом продать.
Посыпались письма с "упрёками, крокодильими слезами"... Он не реагировал. Вздохнул с облегчением, когда Адвокат позвонил, доложил о резуьтатах, поблагодарил за доверие и сообщил код и счёт в банке. Одарив человека премиальными и добрым словом, Денис съездтл в местное отделение, оформил все дела и зашёл в адвокатуру.
- Простите, красивая, вы мне не поможете с жильём?
- Это, не мой профиль, но чего не сделаешь, помогу. Что вас интересует?
- Пока скромная квартира на  меня, не ах-ти запросами, хорошо бы, рядом с лесопарком или в лесу.
- Поняла - и включила монитор... Написав несколько строк, дождалась ответа...
- Поедете со мной. Я по другим делам и заодно поглядим, что предложат.
- Спасибо, конечно.
И вот они перед старинным отелем или бывшей здравницей, в прекрасной парковой зоне, сосны вытянулись выше крыш и шатром раскинули ветви.
- Вот бы здесь...
- Так и есть. На третьем этаже, тридцать восемь квадратов, прислуга раз в неделю, продукты, по заказу два раза в неделю, к порогу.
- Что же мне тогда делать?
- Любуйтесь природой, купите фотик, тросточку, зонтик...
- Утрируете?
- Почему же...
- Зайдёмте?
- Если только на несколько минут... А получилось, что надолго, почти навсегда...

- Может сменим, дорогая, кватиру?
- Зачем, Дени? Тебе тесно? И мне с тобой так хорошо, что плакать хочется...
И они остались. Денис купил автомобиль седан, когда была хорошая погода, они дышали атмосферой)))
- Пора мне определяться с делами.
- Ты не думаешь уезжать?
- Конечно нет, погляди там, покопайся...Может мне фирму свою открыть или чем-то заняться, что ближе к натуре?
- О, Дени, так у тебя и капитальчик?
- Конечно, Роза. Мы с тобой, не бедные, но деньги имеют противную привычку...Если их не пополнять, то исчезают они куда проворнее, чем наростают.
- Поняла, милый, я постараюсь, пошупаю свет, узнаю, что сейчас в ходу и перспективы.
И постаралась.
- Слушай, солнышко, по слухам и на слуху, говорят, что наши вина и виноград Русский, будет в цене, а знать и виноградники подскочат. Дело верное.
- Интересненько, тогда ищи хороший, сортовой и попросторнее, чтоб с перспективой.
- Поняла.
Через недельку ожидания, подвалило такси. Выпорхнула Роза и человек в годах, не городской, замедленный.  Поднялись Роза сказала:
- Знакомься, Дени - то Жора Исия.
Денис подал руку, изучая гостя - приятно, рад встрече, проходите, садитесь, здесь прекрасный воздух.
- Вы правы, дорогой. Жалко, некогда долго беседовать...
- Не торопитесь, Жора, Денис подбросит вас, куда нужно. Вы позволите себе?- Нет-нет, дела ещё есть. Успеем... Так что вас интересует, уважаемый Денис?
- Если честно... Виноградник, хорший сорт.
- И что вы хотите с ним делать?
- В конечном результате - вино, наше.
- А вы представляете, что такое виоградарство?
- Нет, конечно или очень смутно. Но мне нравится ваш край, ваши горы, климат. Думаю, что научусь чему-то, я сообразительный.
- Хорошо, дорогой, следующая встреча будет у меня дома, а теперь, отвези меня - и назвал адрес.
- Если, с твоей помощью...

Они шли вдоль созревающих кустов винограда...
- Запомни, каждый сорт имеет свои сроки созревания...перестоит - может закиснуть до уксуса; не дозреет будет горчить, от косточки. Конечно, приятная горчинка очень ценится, но приятная, а как получится вино с недозревшего... Понимаешь, Денис, тут вековое чутьё и большая практика.. Не отговариваю, но не кажды тебе это скажет и покажет. А сейчас пойдём в погреб.
- Зачем?
- Ну, хотя бы, чтоб ты обозрел его изнутри  и хитро улыбнулся..
Зашли... Денис глянул на ряды бочек и чанов и как курица, на насесте:
- Вот это да, ну дела! Так это самому нужно организовывать?
- Нет конечно, у каждого хозяина виноградника, должен быть погребок, где вино доходит, созревает годами.
- Интересненько, сколько попито, а ни разу, не поинтересовался, о его подноготной...
- Не испугало, друг?
- Наборот - раззадорило. Покупаю...советуй!
- Так это и купи - постно сказал Жора.
- Это же твоё, как я могу?
- Сможешь, Денис, а я помогу...
- Что сталось, дорогой, ты, как не в своей тарелке?
- Заметил...значит сильно мне поддали...

Говорит Жора.
Получилось так, что я не смог выкупить свою невесту, то бышь,жену, покойницу, земля ей пухом... Жизнь прожили, а этот молчал, а вчера вызвал и потребовал долг, который вырос за это время... Пришлось попросить пару дней отсрочки...на что надеялся? Предлдагаю - купи, не прогадаешь.
- Держи, Георгий руку. С сегодняшнего дня, мой адвокат и Роза, будут общаться с твоим мздоимцем.  Кстати сколько просишь? Не мне, так другому достанется.
И Жора назвал цену.
 - Тебе, о сделке, вручат акт купли-продажи. Остальное оговорим после суда. Где ты теперь жить будешь?
- Ещё не успел подумать, дорогой, родственников нет, всех схоронил...
- Тогда вот что...держи - это тебе на отель и пропитание, через недельку придумаем. Если, не устал, то проводи меня, по сортам. Надо же знакомиться...

Суд конечно выиграли, хоть тот и огризался, даже грозился, но судья справедливо объяснил, что жадность и самого может убить. Постановление суда гласило: "В апеляции отказать, содрать шраф, в пользу Государства и за делопроизводство и бумагу."
- Вот теперь, Георгий, предлагаю, нам с тобой, стать совладельцами всего этого.
- Ты, что друг, шутишь?
- Нет, дорогой, а подписывай акт. Так. Теперь мы на своей земле, по закону и крепости. Мне, без тебя, никуда. А будешь ты у меня управляющим, доверенным лицом, лицом фиры "Георг и К".
Тот стоял, как потерянный, даже скупая слеза навернулась на левый глаз и исчезла, то ли упала на родной клочок земли, то ли отдалась солью в самом глазу...
- Ты тут всех знаешь, если кто-то задумает продать - замолви слово, зачем нам тут чужаки?

Жора стрелял почти наугад, но по ногам, сначала правый спустил курок, потом левый и услышал резкий ор, почти визг. Он перезарядил ружьё, снова бекасином и соль, подошёл к извивающемуся мужику, долбанул прикладом, когда тот оключился, связал руки шнурком, оттащил в канавку, а место и так было в крови, не перепутаешь, "был на моей земле". Пока тот приходил в сознание, Жора сходил к куче, что высыпал самосвал на его землю, у начала участка, лежала вторая куча извести, чёрной смазки с гудроном, бочка смолы угольной. "Поджечь хотели,сволочи...". Он не стал дожидаться, а ушёл и позвонил Денису.
- Несусь,  дорогой!
 Вот и  партнёр.
- Что скажешь?
- Надо было в задницу целить...
- Темновато было.
- Я позвонил в полицию...
- Так вон и они..
Денис сбросил волосы и , так матюкнулся, что Жора зауважал партнёра. Подъехали стражи порядка.- Что у вас тут?
- Глядите - этот придурок, хотел пожар устроить на винограднике, в надежде уничтожить урожай.
- Почему вы так решили?
- А пройдите и сами убедитесь, там и какая-то дрянь маслянистая, извёстка, бочки со смолой и мусор городской разный.
- Чей участок?
- Наш - твъёрдо сказал Георгий.
- Раны осмотрели?
- Издалека, когда руки связывал.
- Чем стреляли?
- Бекасином и солью.
- Ну вы и варвар, хоть бы водой промыли.
- Не стоит беспокоиться, этот фрукт, уже попортил мне душу, был суд и ему запретили появляться там, где нахожусь я.
- О, тогда просим с нами, в участок.
- Адвокат потребуется?
-  Раз огнестрел, то обязательно.
- Роза прибудь в участок, пожалуйста
- Бегу, родной!
Опросили все стороны, даже свидетели нашлись, пострадавший молчал. В обезъянник его, пусть подумает..
 А ночью позвонили, что пострадавший получив медпомощь, отказался от претензий, был выпущен из полиции, под протокол и скрылся в неизвестном направлении.
- Спасибо, капитан, за добрые вести!

А время катилось к сбору урожая.
- Жора, в посёлке с работой?
- Нет никакой работы, Денис.
- Тогда найми пять человек.
- Да, чуть не забыл... Наш сосед приходил, замерял делянку, хочет выставить на торги. Только похоронили родителей... Молодёжь избавляется от  земли, что будет?
- Пойдём к нему.
- Пойдём, провожу.
Зашли, а там уже нотариус с каким-то типом. Отозвали в сторонку, пошептались...
- Сколько хочешь за землю?
- Милион...
- Я наброшу тебе двести тысяч и земля моя?
- По рукам! А деньги?
- Как скажешь, могу чеком, могу переводом на книжку.
- Давай чеком.
Денис сел, вытащил чековую книжку, написал сумму, подписался и приложил печатку на кольце.
- Пожалуйста.
- Господа, я передумал, спасибо, труды я оплачу, будьте здоровы.
- Что мне делать с чеком?
- Идите в банк, паспорт не забудьте, я указал вашу фамилию.
- Спасибо, вот вам документы на землю, если что не так, знаете где меня найти.
Пожали руки и разошлись.

- А вот теперь придётся нам потрудиться! Тут не отвертишься, от помощников, Займись, Григорий и ещё, как там погребок?
- Хороший и чаны готовы, и бочки в порядке.
- Поздравляю, брат, с пиобретением. Теперь тебе придётся позоревать.
- О чём ты - это же отдохновение душе! Когда добрый урожай, когда всё под рукой - рай земной!
Они первыми вывезли на ярмарку пару бочек молодого игристого, заявили о себе, в полный голос. И пошли винные погребки, в очередь, не успевали сусло перерабатывать. На этой поре, покрыли расходы, на купленную землицу. Пошёп ответсвенный период, закладки вин на брожение. Никкого спирта, только сам виноград, только глаз да глаз и терпеливо ждать результатов... 11.01.20