По следу философии Ницше

Василий Носачёв
По мотивам аудиокниги Ф.Ницше
«По ту сторону добра и зла»
Прелюдия к философии будущего.

Часть первая

1.
Как точно про 20-й век и про Россию.
Нет, Ницше не предрёк приход мессии,
но войны и борьбу за передел.
И некто – Гитлер в Ницше взял, чего хотел –
обоснование воинственной германской воли
в противовес угрозы «гуляй-поля»,
которая с востока шла уже в надрыв,
готовила Европе мощный взрыв.
Европе – слабой и болезненной, хотел
возврата мощи он щитом германских тел,
и на века несокрушимый меч вложить,
чтоб ей империей и новым Римом быть.

2.
Казалось бы, в болоте философий,
не страшен чёрт, и пьёт свой утром кофе
благопристойный бюргер и жуёт,
не мысль от Ницше или Маркса – бутерброд.
Но забродил уже, пошёл процесс,
и это не петровский политес,
гдё всё наивно, вычурно, смешно,
здесь карнавал идей, и нам грешно
назвать их мелкими – уж больно сильный гром
пойдёт, как эхо, на сто лет потом.
Россия в деле том не без вины,
в ней столько жаждущих и бунта, и войны!

3.
Но для начала, австрияк хлебнёт
не из философических болот,
а с ним и русский, англичанин и француз –
на плечи взвалят первой бойни тяжкий груз.
И три империи, распавшись на куски,
впадают в хаос, и последние мазки
на полотно, что долго не сотрут,
кроваво-красно революции кладут.
Но это был лишь переход. Другой этап
над миром грозно нависал, как эскулап.
Со скальпелем, чтоб вскрыть больной гнойник,
который глубоко в умы проник.

4.
Умы людей – они, заражены,
все добродетели давно искажены,
и оклеветан бог, он вновь распят,
и крематории Европе предстоят.
И счёт пойдёт невиданных потерь,
и Мальтус трёт ладошками теперь,
всё по его – зачистка лишних душ.
Прощай, славянка! Или грянем туш?
О, нам, в России, так легко терять.
Такой простор – умишком не объять.
И обоснованность ко всякой трате есть.
И где ж не жертвенность (каким богам?)
как здесь.

5.
Трещит по швам прогнившая мораль,
и новый гений, как последний враль,
любую дикость скормит – ешь, народ.
Иван-дурак – из сказок, зенки трёт,
и Фриц шагает маршем по плацу.
Зиг хайль! и слава! фюреру-отцу.
А несогласных – по концлагерям,
под око вертухаям-егерям.
Две философии сошлись в один барак.
Идеи вызрели. И кто ж теперь – дурак?
Тут Достоевский, Гёте или Манн...?
Всё мефистофелевски-дьявольский туман!

6.
Народ в ответе за свою судьбу?
Иных писак видал бы он в гробу.
Но семена добра и зла дают ростки.
А что выпалывать – решайте, мужики.
Книг не читать – ещё не выход тут,
как в мозг проникнуть, семена найдут.
Здесь философия – чиста, «ни при делах».
Как и религия. Будь то Христос, Аллах –
они лишь – знаки, имена, ключи,
нить для слепых, фонарики в ночи.
Искать Добро, а Злое отсекать.
И дьяволу в душе не потакать.

7.
Какую ж из всего найти мораль?
Война идей, а не пастушья пастораль
довлеет надо всем, но нас пасут,
а мы лишь пашем, возвеличив труд.
Хотя по библии пал жертвой и пастух,
когда взор Авеля от Каина потух.
Здесь тоже смысл и знак – на передел,
когда один господствовать хотел.
Когда не вырваться душонке из алчбы,
не испытать возвышенной судьбы.
Как отделить всё доброе от зла,
чтоб всё же красота наш мир спасла?

8.
Ответа нет. Когда б он в мире был!
Возможно, нас Господь не возлюбил?
Всё человечество борьбой заражено,
всё в зеркале кривом искажено.
И где-то зреют новые плоды
взрывных идей, их семена в сады,
ещё не знавших вырубки, падут,
их всходы новых гениев дадут.
Что принесут они с собой сюда,
где в недостатке даже чистая вода?
Сумеют ли внести Благую весть?
Потребность в этом у народов есть.


Часть вторая

Кауза прима* – первопричина –
всех бед вселенских – хищная личина
того, кто в человека превратился,
но в сущности своей не изменился.

Он – зверь, животное, но с разумом вдобавок,
он приобрёл обманов ловких навык,
как побеждать и становиться господином,
но пред природою и он сгибает спину.

Свобода воли в нём – кауза суи* –
нередко лишь чреда делишек всуе,
и сам он тоже загнан, словно зверь,
над ним, как окрик – пыл-то свой умерь!

Как и животные сбиваются в стада,
так человек стремится в города,
там он твердит, что пуст и одинок,
но лишь в толпе теперь он выжить смог.

В смешенье рас, народов и крови,
вёл поиск неземной к себе любви
и верил в вечное, и в душ переселенье,
в своё высокое в миру предназначенье.

Но стал при этом мелочен и скуп,
недобродетелен, завистлив, мрачен, глуп,
он усреднился, духом измельчал,
ушёл, насытившись, от божеских начал.

Кто благороден ныне? Тех уж нет,
кто был аристократом с юных лет.
Торгаш и буржуа всех победил,
а плебс ему добавил только сил.

О, этот хаос полуварварских племён!
В нём мощь потока жизни и времён,
в нём зачинается какой-то новый вид,
но чистоплотного от этого стошнит.

Се – человек, ему дано блуждать.
И где те силы, что способны обуздать,
в нём гены зверя, варварства грехи?
О, где ж над нашим стадом пастухи?


* взято на слух из латыни по аудиокниге



фото заимствовано
с Яндекс-портала