Путевые заметки. Часть 5. Ягодные встречи в тайге

Людмила Таран
    -На Чукотке уже 8 лет работаем. Отпуск 2 месяца. Сначала летим дней на 10 отдыхать по загран-путёвке, потом сразу сюда - ягоды, грибы, рыбалка, Байкал! - говорил наш новый знакомый, - знаете, сколько таких, как мы, в сезон приезжает?!
Его жена стояла рядом и улыбалась.
- Скоро на пенсию — только сюда! - торжественно завершил он свою речь. Она согласно кивнула.
    Мы случайно встретили их в тайге, когда собирали грибы. Разговорились...

    ...сначала поспевает таёжная малина, которую лучше даже не искать, так как это, во-первых, любимое медвежье лакомство, а что во-вторых — уже не важно, за ней - голубика.

    Мне всегда нравилось не только лакомиться /вкус немного напоминает смородину, только она слаще и нежнее/, но и собирать её: повесишь через плечо небольшое ведёрко на широком ремне, раз-два — уже и наполнилось.
 
    Возможно, в Бурятии, ближе к Байкалу, растёт и земляника, возле Улан-Удэ я её  никогда не встречала. Однажды повезло мне увидеть огромную поляну, почти сплошь усыпанную спелыми ягодами, но было это возле Читы, где мы отдыхали в санатории Молоковка.

    Дикую смородину, самую душистую из таёжных ягод, мы собирали за 20 лет ОДИН РАЗ...Во-первых, средство от насекомых защищает от комаров  и совершенно бесполезно против мошки — от неё спасают только накомарники (удобно-не удобно, а деваться некуда), но была и другая « смешная» причина.
 
    Смородина росла с двух сторон ручья. Кустарник был «богатый» —  знай-собирай. Примерно через пол-часа  неожиданно раздался сильный треск.  В мою сторону...без ведра... быстро шёл знакомый, с которым мы приехали, но шум раздавался с другой стороны.
    По внушительному силуэту, «нарисовавшемуся» через ручей наискосок от меня, я всё поняла без слов, подхватила ведро, и мы быстро, но не бегом, направились к большой поляне, где нас уже поджидали остальные «члены экипажа» и вкусный суп, аппетитно булькающий в котелке.
    - Ручей мелкий, я его по камням перешёл. За спиной у меня место открытое, до деревьев метров 10. Он так тихо возник - только, когда кусты неподалёку затрещали, увидел, - рассказывал знакомый, - ведро оставил и ходу. -
 - Думаю, мы ему сто лет не нужны были, там такие шикарные ягоды. Жаль, я его рассмотреть толком не успела, - сокрушённо заметила я.
 - Ничего, скоро поедете в отпуск, в Одессе пойдёшь в зоопарк, или цирк и будешь любоваться, сколько захочешь, зато безопасно, - подвела итог жена знакомого.
    Мы дружно рассмеялись и стали собираться домой. Всё-таки я оказалась права — к нам на поляну медведь и не собирался выходить: чего ради такую вкуснятину оставлять!

    К осени созревает брусника, потом клюква. Растут они на невысоких кустиках, поэтому собирать не очень удобно, практически, ползком. Все в Забайкалье пользуются совками - «комбайнами». Я тоже пару раз участвовала в сборе брусники, но без особого удовольствия, потому что в сентябре уже довольно прохладно. Клюкву, вообще, по морозу надо по болотам выискивать — спасибо, это без меня.
   
    Зато я научилась правильно хранить эти полезные ягоды: часть брусники пропускала через мясорубку и пересыпала сахаром — один к двум, остальное заливала водой прямо в пакетах, так она отлично хранится в морозильной камере, или /до апреля/ на балконе. Клюкву хранить ещё проще — в пакетах без воды. Главное, не держать открытой, иначе пересохнет - испортится вкус.

    Почти ежегодно собирали мы в Бурятии и облепиху, но не дикую, а в питомнике.  Вот там бывало много приезжих: «Разных мастей со всех областей», - как сказала однажды сотрудница сада, взвешивающая наши полные вёдра и записывающая ФИО всех сборщиков в толстый журнал.

 Растёт здесь ещё изумительно-вкусная и супер-полезная черника, но за ней надо было идти по бурелому вверх довольно долго  - мы не отважились.

    Кстати, все таёжные ягоды продаются в сезон и на рынке,  и вдоль трассы у посёлков. Черника и лесная смородина — самые дорогие, но, как говорится, игра стоит свеч!
     Если вам понравилась моя заметка, поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Продолжение следует.