Я и море...

Ирина Раевская
Я выросла на Финском заливе, так как у моих родителей был участок и времянка в поселке Лисий Нос.  И несмотря на то, что в Лисьем Носу был вполне цивильный пляж, мы там практически никогда не купались, когда были еще детьми, потому что находился он далеко от нашей улицы. Гораздо ближе к нам располагался так называемый Коровий пляж. Чтобы добраться до места купания надо было пройти по шаткому мостику, довольно длинному, который соединял берега широкой сточной канавы. В эту канаву стекались воды из большой бани с колоннами, выстроенной в Лисьем носу  еще в 50-е годы двадцатого столетия.
От канавы несло ужасно какой-то гнилью, этот запах забыть трудно. Зато пройти по  мостику, который раскачивался от каждого шага, было целым приключением с выбросом адреналина.

Но в награду  мы попадали на берег Финского залива, с которого в хорошую погоду был виден Кронштадт и форты. Поговаривали, что хорошие пловцы якобы доплывали до ближайшего форта и обратно.
Наши бабушки оставались ждать нас на берегу, где они обычно стирали белье  хозяйственным мылом, принося его в тазах и унося таким же образом.
Чтобы ребенку дойти до того места, где уровень воды был хотя бы по грудь, нужно было пройти приблизительно километр, а во время отлива и все полтора.

Когда нас долго не было, наши бабушки срывали голос, пытаясь до нас докричаться. А мы, возвращаясь обратно после купания, сильно замерзали, выходя на берег с синими губами и конечностями. Помню, что для того, чтобы согреться на обратном пути, иногда приходилось ложиться в воду, когда она едва закрывала половину голени, на этом расстоянии от берега  всегда было уже много тины, но чего не сделаешь, когда зуб на зуб не попадает.

Но все равно купание в заливе было для нас лучшим развлечением в летний период. Мы с моим дружком Павлухой просто обожали нырять, доставать со дна открытые и закрытые  двустворчатые раковины, иногда на берегу мы их вскрывали из любопытства, это всегда давалось с очень большим трудом, и моллюск, сидящий в нем, конечно, погибал после этой экзекуции,  а иногда жалея моллюска, мы выбрасывали раковину обратно в море, ведь это все-таки море, Балтийское море. Надо сказать, что большое количество таких раковин можно
было найти просто при отливе на берегу, но нырять же интересней.  Надо ли объяснять, что плавать я научилась именно сначала под водой, а потом уже над водой. Держаться на воде было гораздо труднее, но ноги всегда доставали до дна (это же Финский залив, а заходить слишком далеко нам не разрешалось, самое большое по грудь), и мы предпочитали нырять.

Большим удовольствием для нас было, когда на электричке или на автобусе, который отходил как раз от той всем известной бани, обычно в выходные дни родители увозили нас на купание в Тарховку. Там было глубоко, можно было заходить и выходить из воды помногу раз,  и не мерзнуть, как обычно, на обратном пути. Но сейчас я думаю, что именно замерзая, мы закалялись и поэтому практически не болели весь учебный год. Больше одного раза в год, я никогда не болела, в отличие от теперешних детей.

   Еще одну поездку я не забуду никогда. Это поездка на озеро «Красавица». Павлухин дед, профессор Политехнического Института, один раз предложил мне поехать с ними на его «Москвиче» на это озеро. Забыть такую поездку невозможно. Чистейшая прозрачная вода, красивейшие окрестности... Кстати, тоже не слишком глубоко было у берега, но, кажется, все-таки глубже, чем на нашем любимом Коровьем пляже. Перед обратной дорогой мы перекусили черным круглым хлебом с маслом, яйцами, сваренными вкрутую,  свежими огурцами и помидорами.  Сейчас это обычная трапеза. А тогда огурцы и помидоры в июне месяце купить  было трудно. В нашем доме раньше середины июля они никогда не появлялись.
Так что спасибо Павлухиному деду!

        А на южном море мне удалось побывать всего один раз, когда мы решили отдохнуть в Абхазии в 2016 году. Мы забронировали гостиницу в Сухуми, на территории которой был открытый бассейн, но и до моря было всего 15 минут ходьбы.
Скажете, бедная я несчастная… всего один раз! Но честно говоря, я и к этому разу не больно-то стремилась, и сейчас стремлюсь не особо, потому что больше люблю отдыхать на Северном Кавказе, где бывала много раз. Возможно, поеду на море еще когда-нибудь, а может, и не поеду. С гораздо большим удовольствием я бы сейчас искупалась в Финском заливе.  Но даже участки с домиками под снос стоят в Лисьем Носу теперь миллионов восемь,  и даже больше, а тот участок с времянкой мама продала в тяжелые годы перестройки моему дружку Павлухе, ведь он уже большой мальчик.
         Пожалуй, все, чем меня поразило Черное море, так это возможностью купнуться  в шторм.
Однажды мы подошли к берегу именно в такую погоду, когда море немного бушевало.
Это был маленький штормик. До этого купаться в шторм мне не приходилось, поэтому я решила срочно попробовать. Сын мой разумно не решился это сделать, а муж и вовсе плавать не умеет, но он пытался робко возражать против этой моей затеи, показывая на людей, что, мол, вот никто не купается,  все только загорают, и куда, дескать, меня несет.
Но я, сказала, что буду тонуть рядом с берегом, поэтому это не опасно. Ну в крайнем случае, мол,  сделаете мне искусственное дыхание, всего и делов-то, потому как прилив, и меня все равно выкинет на берег, как дохлого дельфина.

И вот настал торжественный момент. Я начала заходить в море спиной вперед,  когда очередная огромная волна отхлынула, чувствуя, как приближается следующая. Сдержать натиск этой волны спиной не удалось, чего и следовало ожидать, и поэтому я погрузилось в подводное царство, сначала рефлекторно закрыла глаза, а потом решила их открыть, дабы полюбоваться подводными красотами. Но увы… Ничего кроме взмученного песка я не увидела, ведь все происходило совсем рядом с берегом. Мужу и сыну в этот момент приходилось тупо ждать, что будет дальше. Муж в принципе догадывался, что я непотопляемая, да и сын тоже. Я же, стоя на четвереньках на дне морском, тоже тупо ожидала, когда волна откатит обратно в море. Воздуха мне вполне хватало, ведь это время исчислялось какими-то секундами. Зато, когда волна отхлынула, зрелище было завораживающим, мой сын хохотал, как ненормальный. Я так и продолжала стоять на четвереньках, потом быстренько встала и побежала к берегу, дабы меня опять не накрыло.
Но, если вы думаете, что на этом мое купание в шторм закончилось, вы сильно ошибаетесь. Я ведь сразу поняла свою ошибку, нельзя было продолжать стоять, когда тебя накрывает волна, надо было ноги-то оторвать. И поэтому я снова начала заходить в море тем же способом, ожидая спиной приближения следующей волны. Но на этот раз я успела оторвать ноги от дна, поджав их под себя. Ну собственно и все. Дальше я просто качалась на волнах, практически ничего не делая. «Иди сюда! - кричала я сыну Сашке, - тут так кайфово!»
Но сын не пошел. Наверное, правильно, ведь он не нырял в Финском заливе...