Ахматова. Многомерная проекция жизни

Олег Калинка
Спектакль Светланы Озерской "АННА" Музей Ахматовой.
Образ и творчество Анны Ахматовой всегда было источником вдохновения для воплощения на сцене, сегодня большинство театров в той или иной форме обращались к творчеству великой поэтессы и среди многочисленных попыток есть много интересных проектов получивших широкое признание публики и театральной общественности. Образ Ахматовой невероятно сложен, противоречив и всё это нашло яркое воплощение в её художественном наследии, эта многогранность и многомерность всегда привлекала творцов современной театральной сцены и воплощение этого великого силуэта мировой литературы требует серьёзного творческого поиска форм и жанров. Одним из свежих примером результатов такого поиска является спектакль Светланы Озерской «АННА». Этот сценический - это новая, интересная попытка воплотить образ великой поэтессы через её творчество, фрагменты её биографии. В этой постановке сложная, полная драматизма жизнь Ахматова проецирована проект - попытку создать образ поэтессы через её творчество, её многоликий образ создаётся за счёт того, что образ Ахматовой воплощают пять актрис и это пять различных манер исполнения. Это сценическое многоголосие создаёт богатую палитру красок и оттенков в воплощении образа, благодаря этому приёму Ахматовская поэзия приобретает особую экспрессивность и чувственность, её произведения разных периодов творчества с помощью его чувства и эмоции её поэзии получают возможность звучать со сцены невероятно многомерно ярко, передовая богатство оттенков и тонов. Пять актрис воплощающих её образ создают невероятную пластичность в передаче эмоционального состояния и чувств автора. В спектакле «АННА» сценическое пространство это объект поиска форм и методов воплощения замысла и это пространство невероятно многомерно благодаря использованию различных видов искусств и сценических приёмов. Здесь они создают гармоничный союз слова и жеста, в котором есть элементы сценического перфоманса, кукольного театра, силуэтов театра теней, сценической декламации, а так же ряда других приёмов и форм. Всё это создаёт удивительную магию охватывающую сценическое пространство, где возникает силуэт великой поэтессы, её образы в разные годы и периоды её творчества, эмоциональные состояния её души, в которых она творила свою бессмертную поэзию. В воплощении этой многомерной истории авторы-создатели не пытались воспроизвести её жизненный путь и творчество в хроникально-энциклопедическом порядке, спектакль «АННА» - это портретное полотно, состоящее из различных небольших этюдов, каждый из которых пытается передать небольшой фрагмент её творчества эпизод её жизни. Эти эпизоды позволяют нам взглянуть сквозь полупрозрачную вуаль лирики на сложный внутренний мир поэтессы, они дают нам возможность с помощью магии голоса и жеста узнать её видение мира в разные периоды её жизни. Спектакль Светланы Озёрской предоставляет нам новый, очень необычный и оригинальный, не академический взгляд на творчество Ахматовой, в котором много интересных сценических художественных решений. Среди этих плодов творческого поиска музыкальные решения в виде музыки современного метра камерного джаза, музыканта и композитора Вячеслава Гайворонского, присутствии интересных решений в виде элементо анимации и еще многое, что выделяет этот проект среди остальных. Сегодня такие спектакли как «АННА» невероятно актуальны и необходимы, так как они позволяют открыть лирику Ахматовой вне академических рамок познания и понимания, благодаря этому творческому поиску новые поколения зрителей получают возможность познать творчество и эпоху великой поэтессы. Возможно, спектакль вызовет критику «академиков» от литературы и театра в не классическом понимании, но история под названием «АННА»- это дитя творческого поиска целью которого подарить этот волшебный, загадочный и драматичный образ имя, которого Анна Ахматова и эти слова ода смелости поиска благодаря которому мы все можем увидеть прекрасную историю под названием «АННА».