Дух дышит, где хочет

Виктория Белькова
Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми. XII век — средник, XIII век — поля.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва




«Дух дышит, где хочет…»
               
(Евангелие от Иоанна гл.3, стих 8)


 
                Батюшка наш, отец Димитрий (Черепанов), умеет говорить замечательные проповеди, очень нестандартные, проникновенные. Не каждому дано так излагать Слово Божие, чтобы другие плакали. Первое время и я с непривычки плакала, почти на каждой проповеди. Стеснялась слез, думала я одна такая, «ненормальная». Потом присмотрелась вокруг – Слава Богу – не одна! И другие носами хлюпают, украдкой слезы вытирают. Много лет прошло, теперь моя душа не то что попривыкла, а как бы воспринимает все должным образом. Но до сих пор не могу порой сдержать текущих слезинок. Да и надо ли? К хорошему быстро привыкаешь – известная истина. Лишь бы не разучиться ценить то, что так щедро дает Господь!

                Такой же проникновенностью была наполнена и проповедь в день святителя Николая (на Николу зимнего). Слушала батюшку и думала: чтобы так изливать благодать на людей – нужно же ее и восполнять каким-то образом. Понятно, что без помощи Божией здесь не обойтись. Только, думаю, сокрыта сия тайна от наших глаз. На мой внутренний вопрос получила очень быстрый ответ. (Забыла, что Никола Угодник – скорый помощник!) После службы в начале праздничной трапезы батюшка рассказал:

– Был я по делам в Москве, и у меня выдался один свободный день, который я решил посвятить походу в Третьяковскую галерею. Хожу по залам, рассматриваю картины, некоторыми восхищаюсь – действительно замечательные работы очень талантливых художников. Потом увидел лестницу, ведущую вниз. Заинтересовался, дай, думаю, спущусь, посмотрю, а что там? Спустился вниз, а там… выставка икон!  Да каких! Многие из этих древних икон были мне знакомы только по репродукциям, если не с детства, то с юношеского возраста точно!  Там икона Бориса и Глеба, Илии пророка, Спаса Нерукотворного, Божией Матери Владимирской и Донской...

Подхожу к иконе святителя Николая и меня просто накрыло, снесло! Слезы градом. Не могу понять, что со мной происходит?! Никогда раньше и нигде, даже в Московских храмах, ничего подобного я не испытывал! Такая благодать!!! Долго не мог прийти в себя. Потом прохожу в другой зал, а там Троица Рублева – и снова волна накрыла с головой…

            Батюшка замолчал, заново переживая воспоминания, а потом тихо произнес:

– Да… Дух дышит, где хочет.