Тайны Кносского дворца

Ирина Анастасиади
                Что есть лабиринт?

Древние греки связывали происхождение названия Либиринт с Критом. Согласно древнегреческому философу Плутарху, лабиринт получил своё название от священного топора «лабриса»  («двойная секира» — атрибут богов).
Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь–смерть–жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир, к погребальным обрядам и обрядам инициации (то есть, тайным обрядам), которые часто проводились в пещерах и лабиринтах.
Как тут не вспомнить те времена, когда Бог изначальных времён, сошёл на землю! Эпос утверждает, что в тот момент ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело форму, существовал лишь хаос и мрак. Но, согласно легенде, Аресу-Дионису было дано орудие Лабрис, и именно этим орудием он сотворил мир. Арес-Дионис ходил посреди мрака, описывая круг за кругом. Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте, в незнакомом помещении, или пытаясь выйти из какого–то просторного, но неосвещённого места, начинаем ходить по кругу. Так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Таким образом, получается, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку, как, впрочем, и природе любого живого существа. И вот, Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал, и которая с каждым шагом становилась светлее, и стала называться «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом»
Гиганские лабрисы были найдены в миносском поселении Агия Триада. В описании сказано, что они датируются 1500–1450 годами до нашей эры. Поражают их размеры, намного превосходящие человеческий рост. Не очень понятно, кто был в состоянии ими пользоваться.

И вот, когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра Земли, до цели своего пути, он увидел вдруг, что секира в его руках превратилась в чистый свет, он держал в своих руках горящий факел. Таким образом, бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк внешнюю тьму, а другим — свою внутреннюю тьму. Во всяком случае, именно так трактуют это Таким образом, он создал свет как снаружи, так и в самом себе; прорезал как внешний путь, так и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.
Хорошо известно изображение на древней вазе, где  Зевс держит в руках ваджру  – древнее загадочное оружие, а у Гефеста в руках – лабрис.
Интересно, что в Индии был найден 2000–летний лабиринт, в форме квадрата площадью 17 кв. метров расположен в деревне Гедимеду в штате Тамилнад на юге Индии. В нём обнаружена древнегреческая табличка из Пилоса. Причём лабиринт этот напоминает схему, изображённую на этой самой древнегреческой глиняной табличке, датированной 1200 годом до н.э. Этот интересный лабиринт откопали исследователи археологического и исторического центра Верараджендран. Когда–то над лабиринтом находился храм.
Равикумар, руководитель группы археологов рассказал газете Times of India: «В лабиринте есть только один маршрут, по которому из него можно выйти. Существует поверье, что если человек сумеет семь раз пройти лабиринт, то его желание сбудется. Ну, а что касается технических аспектов, то надо заметить, что внутренние проходы имеют ширину от 79 см до 1,09 м. Вход расположен на востоке. Схема лабиринта точно такая же, как мы видели на глиняной табличке из Пилоса, где изображён один из древнейших лабиринтов».
Становится понятным, что эта табличка пережила пожар Микенского дворца в Пилосе  в 1200 г. до н.э. Это одно из древнейших изображений лабиринтов, что делает её важным артефактом. Как табличка могла попасть в Индию? Напоминаем, что греки под предводительством Александра Македонского вторглись в Индию несколько веков спустя после создания этой таблички. Учёные утверждают, что табличка из Пилоса имеет связь и с Троей. Такая же табличка была найдена в доме царя Нестора, который участвовал в покорении Трои примерно в 1250 г. до н.э.
Лабиринт имел обширный символизм в древнем мире. В некоторых азиатских культурах лабиринт символизировал «побег из сансары и законы кармы». Сансара обозначает цикл перерождений в человеческом мире. Избавление от сансары означало просветление и достижение бессмертия.
Лабиринты также связывали с первозданными лесами, движением солнца, обретением рая, успех после преодоления испытаний и путешествие сквозь трудности и иллюзии мира к просветлению или небесам. Вход в лабиринт символизировал смерть, а выход из него - возрождение.
Лабиринты часто изображались на домах. Считалось, что они обладают магическим действием: запутывают злых духов, не давая им проникнуть в дом.

                Тайны Кносского дворца

И вот перед нами – первая загадка острова – Кносский Дворец или лабиринт. Этот грандиозный город–дворец по сей день будоражит умы археологов всего мира и завораживает путешественников своей фантастической атмосферой, а также смелыми архитектурными решениями. вглядываясь в руины города и осматривая  постройки, понимаешь, что спроектированы они античными архитекторами разных времён и разных цивилизаций. Интересно, что постройки находятся на разных уровнях, ступенчато спускаясь под землю. Это показывает, что им так много столетий, которые мы сегодня не в состоянии доже осознать.
На земле прямо под стерами города-дворца лежат мегалиты, точные копии мегалитов, из которых построены города в Мачу Пикчу, Приах Вихеар или в Баальбеке лежат у основания Кносского дворца. Каким строителям они принадлежат?!
Знакомство с городом–дворцом приводило в трепет и будило воображение. Всё, что было нами прочитано и изучено до поездки, нуждалось в пересмотре. И мы решили попробовать отделить миф от реальной истории и посмотреть, какие тайны хранит дворец царя Миноса.
Явно видны следы различных видов обработки камня и различной кладки, несомненно, принадлежащим разным историческим периодам.
В Кносском дворце и в других городах Крита найдены многочисленные глиняные таблички, содержащие списки людей, занятых во дворцах и инвентаря, которые вели царские писцы. Из этих списков становится понятным, что придворный штат царя состоял из многочисленных государственных чиновников и слуг. Считается, что в Кноссе двадцать пять веков назад проживали сто тысяч человек – седьмая часть нынешнего населения Крита. Цари Крита подчинили Кикладские острова и, как всегда бывает в таких случаях, на Киклады переселилась часть критян. Расширение Критского государства оставило значительный след в истории: и Геродот, и Фукидид описывают Миноса, как владыку, которому принадлежат, кроме его законных, критских земель, значительные территории как на Эгейских островах, так и в центральной Греции. Несомненно, греки имели основания называть Критское государство талассократией, т. е. владыкой на морях.
Так продолжалось много сот лет. Но в 1380 году до н. э. город–дворец был разрушен и заброшен окончательно. И о нём вспомнили вновь, когда в конце 19 века английский археолог Артур Эванс  обнаружил в Оксфордском музее загадочное иероглифическое письмо. Там говорилось о древнем лабиринте на Крите. В 1900 году заинтригованный археолог прибыл на остров и начал раскопки. Эванс вёл работы почти 30 лет. Именно он раскопал город дворец. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который теперь называют восьмым чудом света. Город–дворец представлял собой единое сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5–6 надземных уровней–этажей, соединённых проходами и лестницами, и целый ряд подземных этажей. В пору расцвета дворцовый комплекс занимал площадь 16 000 кв. метров и насчитывал более 1500 помещений – от склада до театра на общей площади в 2,5 гектара, соединённых между собой ходами и лестницами, расписанными изумительными фресками.
Коридоры и переходы Кносского дворца изогнуты так, что перспектива открывается непосредственно при передвижении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад. Помещения дворца переплетаются в занятную вязь. Взгляду каждый раз неожиданно открываются новые пространственные формы. Этот город–лабиринт является хитросплетением кривых улочек города и помещений разного размера и предназначения. Причём существует множество комнаток-тупиков. Внутренняя архитектура внешних стен Критского дворца столь же прихотлива, как и архитектура его внутренних покоев.
По описаниям эпосов и на основании археологических раскопок города–дворца Миноса, стало понятно, что народ, о котором до этого практически ничего не было известно, утопал в роскоши. Беспрецедентная архитектура, восхитительные фрески, баснословное богатство убранства дворца, невероятные одеяния, развитая текстильная промышленность, гончарное искусство, высочайшие технологии строительства и быта. Всё строение очень похоже на строения в Месопотамии, которые письменные источники шумеров называют «Городами Богов».
Центром Кносского дворца был Тронный зал. У его северной стены находится высокий алебастровый трон, а у стен с трёх сторон стоят каменные лавки. Спинка Трона опирается на высеченные из камня стебли какого–то растения, связанные в узел и образующие дугу. На стене по бокам трона — изображения грифонов, между ними  изображены гибкие стебли и цветы папируса.
Стены залов дворца покрыты великолепными фресками, краски которых остались яркими и свежими даже спустя тысячелетия. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов изображены сценки, где изящные женщины беседуют с элегантными мужчинами. Имеются изображения животных и птиц, морской флоры и фауны. И один образ встречается с удивительным постоянством — бык. Бык изображался в скульптурах и на фресках, на сосудах, перстнях, украшениях и кулонах, на изделиях из слоновой кости, глины, золота, серебра и полудрагоценных камней. Кроме того, в виде бычьих голов изготовлялись сосуды для религиозных возлияний, алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца имеется фреска, где две девушки и юноша играют с разъярённым быком — юноша, на мгновение, опередив движение быка, опершись на его рога, делает стойку над бычьей головой.
Всему миру известны фрески Кносского дворца. На одной из них -  изображена таврокатапсия — ритуальные прыжки через быка. Акробаты прыгают через несущееся животное. Некоторые считают, что обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью культа быка. При этом явно, что движения акробатов отточены. Все тавромахи одеты одинаково: повязка на бёдрах, талии стянуты поясами. Подчёркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость рук и ног. Движения их грациозны и непринуждённы.
Столицу Миноса имели возможность посетить и описать два великих историка: Овидий  и Геродот . И описали они её в восторженных тонах. Греческий историк Фукидид писал: «Правители земель, покорённые Миносом, по первому его требованию поставляли галерников для критского флота».
Крит торговал с другими странами. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. Интересно, что на фреске гробницы одного из приближённых фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие в Египет послов Крита. Это видно по их характерной одежде. И ещё один факт – древнее название Крита – Кефтиу – часто встречается в деловых египетских папирусах.
Считается, что строительство Кносского города-дворца возглавил самый искусный архитектор и изобретатель того времени – Дедал. Но, учитывая самые нижние слои города–лабиринта и их ещё более высокую технологию строительства, понятно, что столица Миноса была восстановлена Дедалом на развалинах неких развалин города какой–то загадочной цивилизации. В нижних этажах дворца есть фрагменты, явно носящие следы лазерной обработки.
Причём, по задумке ли Дедала, или его далёкого коллеги, подземная часть этого удивительного города закручивалась таким образом, что герцевая частота попавшего в этот лабиринт существа опускалась от 50 до 25 Гц – то есть, по сути, частот Смерти. То есть, как бы живьём человек попадал в царства Аида. В одной из исследовательских работ по лабиринту, археологами описывается подземная река, протекающая под городом, и пахнущая серными испарениями. Исследователи сразу же обозначили её как Стикс, реку, отделяющую, мир живых от мира мёртвых.
В 2019 году археологические работы во дворце шли полным ходом. Велись раскопки на нижних этажах дворца и проходили работы по сохранению потрясающих фресок, найденных в ходе раскопок. Интересно, хотя бы виртуально, спуститься на другие уровни дворца. По изученным нами во время подготовки к форуму материалам можно видеть, что чем ниже уровень, тем более совершенна кладка и уровень обработки камней. И тем более это удивительно, принимая во внимание, что это – более древние слои. В некоторых местах древние обработанные блоки покрыты сверху другими камнями, сильно отличающимися по своему внешнему виду. И эта кладка, близкая к нашим временам, совершенно примитивная.
Поражает воображение большое количество каменных фрагментов и колонн обработанных удивительным образом высокотехническим способом.