1. В начале пути

Глаголица
+++

Каждый приходит к Богу своей дорогой… Расскажу о своей.

Первой книгой о Христе, которую я прочитала (это было в начале 80-х), была «Жизнь Христа» Гегеля.

Просто повезло: в книжном увидела двухтомник Гегеля, где во втором томе был этот очерк. В первом томе – сплошная метафизика, совсем не для моего разума…
Рассказ о Христе был изложен предельно кратко и без всяких церковных придыханий. Мне очень понравилось! И я РЕКОМЕНДУЮ всем прочитать! Много времени не займёт, но чёткое представление – получите.

На том этапе мне полученной информации было достаточно. Но через некоторое время появилась охота расширить кругозор. И тут, опять везение: опять случайно на книжных уличных  развалах увидела книгу Александра Меня «Сын человеческий». На этот раз, чтение оказалось более углублённым. Кроме того, стиль автора был близок к художественному, поэтому книга читалась с увлечением и произвела впечатление.

Ну, что ж… Можно сказать, что почва была подготовлена. Не хватало только набраться смелости и зайти в храм. Но зайти просто так – никак нельзя. Это же не экскурсия. Тем более, мне хорошо запомнился один эпизод…

Нам с мужем тогда было лет приблизительно по 25. Муж был в Ленинграде на курсах повышения квалификации, а я взяла очередной отпуск и приехала к нему в комнатку, которую он снимал. Утром он уходил на курсы и освобождался часам к пяти. Вечером мы могли только гулять по улицам и дышать атмосферой «города на Неве», что тоже немало. А днём я одна ходила по музеям. Но в выходные мы уезжали в пригород: Ломоносов (Ораниенбаум), Павловск, Петергоф...  Однажды мы решили посетить Александро-Невскую Лавру.

Как оказалось, один из храмов был открыт, и там велась служба. А мы (комсомольцы) вошли туда с распахнутыми глазами, держась за руки… И сразу же получили по мозгам от одной прихожанки, которая принялась нас громко стыдить, что мы пришли в храм «под ручку»! Нам стало неловко… Было немного обидно, ведь мы же не хулиганы, однако первый урок церковных отношений был тогда усвоен.

И вот, спустя 10 лет, что же меня вдруг повлекло к религии? Любопытство?

Я чувствовала, что так вести себя – просто нечестно. В храм нельзя входить просто так. Можно было войти только по двум причинам: а) чтобы уверовать, б) уверовав. Но у меня не было ни того, ни другого. Я просто восполняла пробел в своих знаниях. А этого было недостаточно. Необходимо было ПОСТИЖЕНИЕ, которое даётся только практикой. На тот момент  у меня не было в этом потребности. Но (теперь я чётко понимаю, что всё творилось по воле Божьей) однажды до меня долетели такие слова: мол, Христос стучится в сердце каждого человека, и нам достаточно только распахнуть душу навстречу. И я подумала: допустим, мне это не надо. Но надо – Ему! Зачем-то Ему это же надо? Ведь он зачем-то несёт добро и раздаёт его? Неужели я отвернусь? Но, с другой стороны: КАК мне поступить? КАК дать понять, что я свою дверь открыла?

И тогда я просто сказала про себя: «Слышишь, Боже? Моя дверь открыта!»

Как-будто ничего особенного и не произошло… Ну, сказала и сказала… Однако, через некоторое время мне приснился интересный, ЦВЕТНОЙ сон: как будто  стою на вершине горы, а внизу – красивая долина, и тянется тропка вниз… И я ступаю на эту тропку,  и так легко становится  на сердце…
Проснулась с явным пониманием, что в жизни наступил особенный момент.

Но духовные подсказки стали поступать в разум в виде воспоминаний о своих грехах, о которых я особо не задумывалась. Например, я вдруг вспомнила об эпизоде из своей младенческой жизни. О нём мне рассказывала мама. Оказывается, моя бабушка крестила меня САМОВОЛЬНО, ничего не сказав моим родителям. Она это сделала, потому что «так положено», потому что она уже крестила всех своих ранних внуков (моих двоюродных сестёр и брата), и меня, самую младшую, тоже надо было крестить.

Так вот, я прекрасно помнила те минуты, когда меня опускали в воду с головой…  А вечером, когда отец пришёл домой после работы и увидел на мне крестик, то страшно разозлился. Он снял крестик и выбросил его в мусорное ведро. И с тех пор я росла,  и пребывала вне Бога, под надзором родителей-атеистов. Бабушка брала меня однажды  перед Пасхой в храм, когда все прикладывались к Плащанице, а больше я ничего и не помню…

И вот, этот эпизод отцовского глумления над моим детским крестом встал в моей памяти и ужаснул. Вдруг я поняла, что был совершён величайший грех, который мне предстоит искупить. Пусть даже это грех и не мой, но он касался непосредственно меня. И я поняла, что должна исправить положение вещей: надеть на себя крест. Недолго порассуждав на эту тему, решила просто купить крестик и надеть. Ведь я крещённая и имею на это право.

К сожалению, я не помню точно, где купила себе крестик… Наверное, в какой-то церковной лавочке… Нашла в рукодельной шкатулке подходящий шнурок и надела. Вот,  теперь я имела право войти в любой храм на общих правах со всеми…

Право-то я имела, но ЧТО там делать и КАК?
И тут моя смелость вдруг растворилась...

Продолжение следует...

+++

На иллюстрации:

1. Александр Владимирович Мень (22 января 1935, Москва — 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) — протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий.

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

+++