Критерии оценки государственных служащих

Михаил Белов 5
Главная задача руководителя любого уровня - это эффективное управление. Критерии эффективности позволяют детально оценить качество работы руководящих работников, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы. Основной критерий успешного бизнеса - это полученная прибыль. В этой сфере все ясно и понятно, а как у нас обстоят дела в другой - государственно-административного управления? В широком понимании - это практическая реализация исполнительной власти.
Многим известно, что у России всегда были проблемы с госуправлением в силу своих огромных территорий и нерадивости чиновников. Однако, вопреки распространенной проблеме за всю историю России ни разу не проводили серьёзный анализ эффективности работы персонала государственного управления: кто чем занимается и насколько эта работа вообще нужна. Тогда как в других высокоразвитых странах, еще десятилетия назад были разработаны критерии эффективности работы чиновников. Были проведены маштабные исследование с целью разработки критериев оценки органов государственного и местного самоуправления. По результатам эксперимента были разработаны справочники по эффективности и результативности органов исполнительной власти. В настоящее время функционируют различные государственные профильные комитеты и комиссии. Производительность и эффективность органов публичной власти всех уровней постоянно находится в центре внимания общественности: существуют многочисленные ассоциации по вопросам эффективной работы государственных и муниципальных органов, издаются журналы, проводятся конференции, круглые столы, посвященные этой теме.
За последние тридцать лет в нашей стране многое изменилось. Что-то в лучшую, а что-то в худшую. Здесь можно много спорить и маловероятно, что этот спор выйдет конструктивным. Но вот эти данные однозначно негативные. Россия впереди планеты всей по количеству чиновников. При всем этом складывается очень парадоксальная ситуация: население России почти непрерывно сокращается в течение почти 30 лет, а число государственных служащих растет стремительными темпами. Точное количество работников, состоящих на службе у государства, трудно посчитать даже Росстату - чиновники умело маскируют многие организации. В общей сложности, учитывая представителей компаний с госучастием и менеджмент государственных корпораций, в России чиновничья армия составляет около 6 млн. человек. Такой аппарат разросся всего за последние 30 лет, а в 90-е годы чиновников было лишь около 1 млн. Содержание этой «орды» составляет около 7 трлн рублей, а это немного меньше половины всех государственных доходов. И это только зарплата, без учета всех остальных бонусов, которые дает многим государственная служба. За все время существования Российского государства, никогда бюрократическая армия не была столь огромной.
В апреле 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в своем письме Президенту РФ Владимиру Путину отметил, что государственное управление до сих пор «во многом сохраняет советские черты». Действительно, до сих пор федеральное начальство и руководители регионов предлагают нам отправиться в увлекательное путешествие в СССР. Дух ушедшей эпохи и сегодня оказывает огромное влияние на содержание и структуру отчетов госчиновников. Они жонглируют понятиями, не заботясь ни о настоящем, ни о будущем. Так называемые "приписки недописки", а по сути  фальсифицируя (обычно с корыстной целью) управленческую отчетность. Для выполнения планов чиновники продолжают приписывать цифры или, наоборот, занижать показатели, чтобы получить, например, субвенции, субсидии или дотации. В ушедшем году эксперты Счетной палаты охарактеризовали ситуацию в России как «инерционную открытость». Формально госорганы публикуют большие информативные массивы. Но нередко они оказываются малосодержательными, запутанными или представляют данные в некорректном формате и с усложненной структурой. Встречаются и пустые, символические наборы данных. Получается так, что такие данные можно принимать только на веру.
В этой связи возникает резонный вопрос, а возможно ли вообще создать прозрачную систему оценки эффективности деятельности госслужащих в России? В нашей стране потуги оценки эффективность работы государственных служащих начали проводить совсем недавно и не на всех уровнях государственного управления. В 2000-х годах были изданы ряд нормативных документов, регламентировавших деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако эти документы в регионах не достигли практически никаких результатов. Еще одну попытку решить эту проблему предприняли в прошлым году. В апреле президентом подписан указ №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ». Надежд на то, что и этот документ будет рабочим очень мало. Ни для кого не секрет, что у нас «они  делают вид, что управляют, а в регионах делают вид, что будут исполнять» и как всегда без механизма общественного контроля, а из этого следует, что это очередное мертворожденное дитя кремлевских «проектантов». Хотя это же всем известная аксиома - любой проект не важно какой это проект: совершенствования кадров, социальный или инфраструктурный направлен на решение какой-либо определенной проблемы, а задачи — на позитивные результаты и изменения. Как правило, нам слегка обрисовывают количественный результат, то есть, что будет сделано. А качественный результат не ясен, какие реальные перемены к лучшему произойдут в жизни людей и соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями. Подводя итоги, ответственный за проект руководитель должен озвучить ретроспективу проекта. А пока мы видим обратную картину - проект ради проекта, проект ради пиара.
Уже много лет на пике актуальности находится обсуждение эффективности государственных управленческих структур муниципальных образований и выбора их моделей управления. Чем же занимаются чиновники? В идеале они должны работать на благо общества, повышать уровень и качество жизни людей. Что же происходит на самом деле?  Вот так выглядит сегодня работа чиновников всех рангов, если это можно назвать работой - это высокие цены, постоянно растущие, низкие пенсии, полный бардак в качестве продуктов питания, развал в медицине и образовании и так далее. На сегодняшний день самые актуальные вопросы - зачем России столько чиновников и можно ли создать систему оценки эффективности госслужащих в России. Все эти риторические вопросы, которые так и остаются без ответа.
Таким образом, можно сделать вывод;
Сегодня власть предержащие адекватно не решает вопросы реального роста доходов населения страны, а только продолжает декларировать все эти цели. Высокая степень неудовлетворенности населения уровнем и качеством жизни, бюрократизация государственного механизма, профанация, коррупция, нецелевое использование бюджетных денег, отсутствие эффективных механизмов контроля со стороны общества, неразвитость институтов гражданского общества не позволяют высоко оценить эффективность государственного управления в России. Кроме того, государственное управление по-прежнему является крайне закрытой системой. В Америке у федерального правительства есть специальный сайт Performance.gov, посвященный эффективности его работы (где подобный сайт у российского?).  А у нас об оценке деятельности федеральных чиновников речь вообще не идет. В России традиционно власть преобладает над обществом, поэтому и отсутствует развитие диалога между населением и государством. Накопленные проблемы поставили на повестку дня вопрос на масштабное обновление в государственном, региональном и муниципальном управлении.

Главной проблемой российской экономики остается неэффективное управление. И хотя в целом цели нацпроектов выглядят привлекательно, конкретные параметры, по которым можно будет оценить их реализацию, далеко не всегда понятны и, главное, просчитываемы. Тем более, что президент на заседании Совета по нацпроектам в очередной раз напомнил, что ключевым результатом их реализации должны быть «перемены к лучшему, которые почувствуют граждане». Однако, многие цели носят абстрактный характер, а реализация нацпроектов поставлена, исключительно в зависимость от бюрократической активности. Наиболее вероятным последствием этого раздувания отчетности будет манипуляция со статистикой. В отношении ретивости региональных чиновников свидетельствуют данные Счетной палаты – по состоянию на середину 2019 года, бюджет нацпроектов исполнен лишь на треть. Нацпроекты, таким образом, уперлись все в то же препятствие – неэффективное управление и саботаж чиновников. В качестве превентивной меры необходимо ввести стандарты отчетности по проектам, а чиновников обязать отчитываться о проектах в доступных СМИ. Хотя, может быть, проще и полезнее для экономического роста все же действительно было бы «раздать» хотя бы часть запланированных на нацпроекты денег потребителям (через активную социальную политику) и предпринимателям (через доступные кредиты, налоговые льготы и т. д.).
Хочется верить, что время деклараций наконец-то закончилось и пришло время переходить к конкретным делам. Давно пора навести порядок в работе госслужащих. Так же, крайне желательно, что бы чиновники каждый месяц отчитывались о проделанной работе и самое важное - фиксировали какие вопросы были решены. Кроме того, отчитывались о сумме, полученной из бюджета за свою работу в качестве оплаты за месяц и какие были получены бонусы и за что. Такие отчеты они должны выкладываться в открытом доступе. Не мешало бы расширить перечень оснований для привлечения к ответственности за фальсификацию отчетности и внести соответствующие статьи в административный и уголовный кодекс.
Хочется надеяться, что у людей появится чувство собственного достоинства. Мы должны понимать: чиновник - это человек на зарплате у государства. А государство в России — это народ.